Православие.Ru
ГОСТЬ САЙТА
ПРАВОСЛАВИЕ.RU  
 Rambler's Top100  

ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ
ВСТРЕЧА
С ПРАВОСЛАВИЕМ
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
НОВОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРЕССА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
ГОСТЬ САЙТА
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
ПОЛЕМИКА
ENGLISH EDITION
 
CРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
тематические подборки

новые поступления

карта сайта

авторы

анкета

поиск


Rambler's Top100

"ИСТИННОЕ ПОКАЯНИЕ - ВОТ ВЕЛИЧАЙШЕЕ ЧУДО"

ИНТЕРВЬЮ С АРХИДИАКОНОМ ЗАКХЕЕМ (ВУДОМ)

    Замечание:
Данное интервью было проведено в ноябре 2000г. С тех пор о.Закхей был возведен в сан игумена, а затем архимандрита. В настоящее время о.Закхей находится в Москве, являясь и.о. настоятеля храма св.вмц. Екатерины на Всполье, подворья Американской Церкви в Москве.

 

Архидиакон Закхей (в миру - Серафим Вуд) принадлежит к Американской Православной Церкви (Orthodox Church of America). Она получила автокефалию в 1970 году от своей Матери-Церкви - Русской Православной Церкви Московского Патриархата, однако эта автокефалия до сих пор не признана Константинополем. Отец Закхей около двух лет был келейником Предстоятеля АПЦ, митрополита Феодосия, а в настоящее время является секретарем епископа Чикагского Иова.

архидиакон Закхей- Отец Закхей, расскажите, что из себя представляет сейчас Американская Православная Церковь, к которой Вы принадлежите.

- В автокефальной Американской Православной Церкви на сегодняшний день 14 епархий. Блаженнейший митрополит Феодосий является предстоятелем нашей Церкви, также у нас 8 правящих архиереев, один викарий и один титулярный епископ. Некоторые епархии ограничены территориально - такие, как наша, Чикагская, и Среднезападная, другие являются этническими - такие, как Болгарская и Албанская. Так, можно жить в центре Чикаго, прямо по соседству с владыкой Иовом, правящим архиереем, и принадлежать к болгарскому приходу, Болгарской Церкви. Такой порядок был введен, чтобы помочь эмигрантам лучше себя чувствовать среди земляков.

- Вы являетесь секретарем епископа, расскажите о вашей епархии.

- Наша епархия - крупнейшая в Американской Православной Церкви. В ней более 64 приходов и миссий и один мужской монастырь. Вскоре намечается открытие трех новых приходов. Приходы разнообразны по количеству прихожан: некоторые насчитывают более 600, в других - около 35 человек. Его Преосвященство владыка Иов всегда с радостью посещает приходы, и обычно мы ездим каждые выходные. Административно наша епархия управляется епископом, я помогаю ему в качестве секретаря. С нами работает приходящий 2 раза в неделю бухгалтер. Иногда мы бываем перегружены, но по милости Божией успеваем посещать приходы и справляться с делами в канцелярии. В общем, у нас не так много свободного времени!

Свято-Троицкий собор в Чикаго
Свято-Троицкий собор в Чикаго

- Я знаю, собор, где Вы служите, это историческое место, расскажите, пожалуйста, о нем.

- В нашей епархии несколько соборов, два в Чикаго, по одному - в Миннеаполисе, Детройте и Кливлэнде. Свято-Троицкий собор - кафедральный, это один из самых старых храмов в епархии и, без сомнения, один из самых красивых. Он был освящен более ста лет назад святым патриархом Тихоном, в то время молодым епископом, служившим в Соединенных Штатах. Также по милости Божией в нашем храме первым настоятелем был священномученик Иоанн Кочуров. Святой Иоанн вернулся в Россию в конце века и был призван Господом на мученический подвиг во времена безбожного большевистского восстания. Святой Иоанн был первым священником, пострадавшим от большевиков. Группа наших прихожан имела счастье присутствовать на его канонизации в 1994 году. Память священномученика Иоанна и святителя Тихона свято чтится в нашем приходе.

- Что Вы можете сказать о жизни святителя Тихона в Америке?

- Святитель Тихон в Америке был широко известен, в то же время он был очень молодым епископом. Он служил в различных местах: в Сан-Франциско, в Чикаго, в Нью-Йорке, уделял много внимания миссионерской работе и освятил Свято-Троицкий собор и множество других храмов и монастырей во многих местах. Он был настоящим миссионером, и мы как члены Православной Церкви в Америке стараемся быть его достойными учениками и наследовать его взгляды на Американскую Церковь как на Церковь, несущую миссионерское служение для неправославных и окормляющую православную паству. Необходимо всегда помнить, что Церковь способна выжить в любых условиях, в любой стране, и Америка - это страна, в которой, мы надеемся, Православие не только выживет, но и принесет сторичный плод. Должен сказать, что в Америке с особым благоговением почитаются новоканонизированные американские святые. Один из этих девяти святых - патриарх Тихон. Нужно отметить, что особо почитаемый святой из русских святых - это преподобный Герман Аляскинский. Мы особенно любим его, ведь он - первый святой, просиявший в Америке! В Чикаго с особым благоговением чтут память святителя Тихона - почти во всех наших храмах можно увидеть его иконы. Мы считаем святителя Тихона просветителем Северной Америки. Немного о нем написано, но мы знаем, что наследуем плоды его трудов на миссионерском поприще и благоговейно чтим его святую память.

- Нет ли в Вашем приходе каких-либо вещей, принадлежавших святителю Тихону?

- К сожалению, нет. Но у нас есть частицы мощей святителя Тихона в антиминсе, а также выставленные для поклонения. Блаженнейший митрополит Феодосий, предстоятель нашей Церкви, в своей ризнице имеет облачение, принадлежавшее патриарху Тихону, оно отреставрировано и на особые праздники он служит в этом облачении.

- В чем выражается почитание священномученика Иоанна Кочурова в Вашей церкви?

- Когда мы поминаем его на литии, мы поминаем его как просветителя Среднего Запада и мы всегда называем его святой Иоанн Чикагский и Царскосельский. 21 октября, на память священномученика Иоанна мы всегда служим всенощную, приглашаем всех местных священников и они обычно собираются, чтобы с великой радостью почтить память священномученика на праздничном богослужении. Также мы засвидетельствовали свое почитание святого, совершив паломничество группой прихожан Свято-Троицкого собора и посетив Санкт-Петербург и Москву, чтобы побывать на канонизации и в местах, где пострадал святой Иоанн. Мы обращаем свои взгляды в будущее и надеемся, что вскоре его мощи будут обретены, и мы хотим обратиться к митрополиту Санкт-Петербургскому Владимиру с просьбой благословить наш храм частицей мощей, чтобы поместить ее как великую святыню на почетном месте для поклонения. Также мы будем праздновать столетие нашего храма через два года. Первоначально была создана община, которая уже отпраздновала свое столетие, но самому зданию исполнится в 2002 году сто лет, и это будет большое празднование. Одним из пунктов празднования является проект, который сейчас решается с местными властями - наименование одной из соседних улиц "улица святого Иоанна Кочурова".

- Знаете ли Вы что-нибудь о чудесах, происходивших в Америке в последнее время?

Мироточивая икона Божией Матери в Цицеро
Мироточивая икона Божией Матери в Цицеро

- Это очень важный вопрос. Я могу говорить только о своей епархии, т. к. если в других епархиях случались какие-либо чудесные явления, то мы о них не слышали. Мы знаем, что каждое воскресение, на каждой Божественной Литургии чудесным образом вино и хлеб претворяются в Тело и Кровь Христовы - это величайшее чудо, и мы должны об этом помнить. В нашей епархии в последнее время Господь явил плачущие и мироточивые иконы. Плачущие иконы замечательны тем, что из глаз изображения Божией Матери исходят слезы. Мироточение бывает из отдельных участков, иногда вся икона мироточит. В нашей епархии явилось три или четыре плачущих иконы. Первое явление произошло несколько лет назад в албанской православной церкви святителя Николая. Чудо произошло перед праздником святителя Николая. Также мы знаем о другой иконе Матери Божией из Цицеро, пригородного района Чикаго. Эта икона начала плакать на праздник святого Георгия, это было в церкви святого Георгия несколько лет назад. Еще одна икона принадлежала благочестивой арабской женщине, мироточение началось в ее доме. Что удивительно, иконы, которые прикладывали к антиохийской иконе в Цицеро и к этой, даже бумажные репродукции начинали мироточить и плакать, что было необычайным чудом. Икона из антиохийской церкви великомученика Георгия начала плакать на Вербное воскресение, и в канун праздника святого Георгия собрались люди и было отслужено несколько молебнов, чудо привлекло внимание средств массовой информации, и собравшиеся стали фотографировать. Священник произнес проповедь и после был нанят фотограф, чтобы сделать репродукцию с иконы. И когда он фотографировал - слезы были видны отчетливо, очень впечатляюще, миро с ароматом роз. После того как фотографии были готовы и фотограф показал их священнику - на них не было видно слез! Священник не знал что делать, такое странное происшествие! Он позвал другого человека, прихожанина и на его фотографиях было ясно видно слезы. Оказалось что первый фотограф-профессионал не верил в Бога, он был атеист. Господь по Своей великой мудрости не позволил, чтобы слезы были видны на его снимках. Это было еще одно чудо - через это подвигнуть человека к покаянию, я не знаю, где он сейчас, но надеюсь, что он принял святое крещение. Множество людей в Чикаго получили исцеления от рака благодаря этой иконе. Бесплодные женщины приходили с верой и исцелялись. Икона известна не только в среде православных, но и среди католиков. Церковь открыта ежедневно, при ней живет монах - хранитель иконы, который стоит рядом, молится и впускает людей. Католики приходят также, как и православные, и молятся часами перед иконой, и это тоже чудо - так Матерь Божия призывает людей молиться! То воздействие, которое было оказано на общину и на окружающих, сколько людей приходят помолиться, сколько познают премудрость Божию - для меня является большим чудом, чем слезы.
Еще в одном нашем приходе в Детройте была мироточивая икона в Ливонии (Ливония - это район Детройта), в доме арабской женщины. Икона висела над дверью, и однажды женщина заметила, как что-то капает, и она сняла икону, чтобы посмотреть. Это была очень благочестивая семья - они тут же стали молиться перед иконой, и мироточение стало очень сильным. Тогда они принесли икону в церковь, принадлежащую к Православной Церкви в Америке, и священник отслужил молебен, в течение которого мироточение продолжалось. Потом они позвали епископа Иова, чтобы он освидетельствовал эту икону. Я приехал туда вместе с владыкой, и когда мы начали служить молебен, икона была сухая, и только прозвучало Благословен Бог… - появилось миро. К концу службы накопилось около четверти литра. Епископ подтвердил, что это действительно чудотворная икона и благословил служить один акафист в неделю перед ней. Церковь открыта ежедневно, и множество людей приходили и получали исцеления от бесплодия, от рака - очень часто исцеляются, некоторые исцелились от слепоты. Но, как я уже отметил ранее, мы должны быть внимательны, чтобы не искать чудес как таковых, т. к. каждая Литургия - это чудо, и чудесно то, что мы просыпаемся утром и можем молиться и каяться. Истинное покаяние - это великое чудо.
Явления чудотворных икон - необычайное явление, великая милость Божия, мы благодарим Господа, но только бы это не было поводом для скорби. Я знаю, что многие, особенно с иконой в Цицеро, искушались, когда одни прикладывали фотографии иконы к оригиналу и те начинали мироточить, а у других этого не происходило. Люди скорбели от этого. Мы благодарим Господа за эти чудеса и радуемся. Однажды я по милости Божией посетил отца Николая на острове Залит. Я встречался с ним дважды в жизни, и каждый раз это было чудо. Я был в растерянности, когда начались эти чудеса, было множество вопросов: может, это предвещает несчастье, может, это Божий знак, предупреждение, призыв к покаянию или это утешение. Я спросил об этом у отца Николая, и когда я рассказывал об этих событиях, у него был такой вид, как будто он уже знает об этом, но тем не менее он дал мне договорить и на вопрос, как нам истолковать эти явления, сказал что это хорошее предзнаменование, мы должны радоваться, и это говорит о большой благодати в Чикаго и о сильной вере христиан. Это благословение людям по их вере. И мы принимаем это с радостью. Потому что часто в Америке мы печалимся и скорбим о том, что мы не благоговейны, что благочестие умаляется, а такие знамения утешают - вера сильна, мы должны радоваться!

- Появляется ли информация об этих явлениях в прессе?

- Я уверен, что это правильно и хорошо, когда наши священники и епископы, местные епископы - антиохийский, албанский или наш владыка Чикагский, стараются, чтобы это не получало огласку в прессе. Мы хотим сохранить это для верующих. Вы знаете слова молитвы ко святому Причащению: "Не бо врагом Твоим таину повем". И мы должны быть очень внимательны, потому что плачущие иконы и любое чудо в Церкви - это таинство для верных, не для внешних, и мы должны понять, что это - призыв к покаянию, для нашего исцеления, призыв к молитве. Каждый может приложиться, мы разрешаем всем, но мы против превращения этого в некое шоу, мы хотим, чтобы люди не забывали о Христе. Мы должны помнить, что наша вера - вера в Христа Распятого и Воскресшего. Мы должны быть осторожны с прессой, они могут показать все в другом свете, а наша вера - во Христа, а не в плачущие иконы.

- Есть ли среди Ваших прихожан русские эмигранты?

- Американская Православная Церковь - церковь для всех народов, мы рады всем, кто обратился из неверия, всем, кто пришел из католичества или протестантизма, всем, кто православный с рождения, мы открыты для всех и принимаем всех. Мы стараемся быть учениками патриарха Тихона. И сейчас наблюдается новое явление: с падением социалистического режима в нашем приходе появилось множество эмигрантов из России, которых мы окормляем и всегда принимаем с любовью. Многие из них обратились, уже покинув родину, некоторые были верующими, но воцерковились здесь, и когда они приходят к нам, мы должны позаботиться об их дальнейшем воцерковлении, и поэтому я стараюсь привезти книги на русском для них. В Чикаго есть несколько храмов, куда приходят выходцы из разных стран, в одном храме - святого Иосифа, много поляков, там служат две литургии в воскресенье, одну из них на славянском, где бывают русские, поляки и албанцы и другие славяне. Еще есть церковь святого Георгия, в которой большинство - выходцы из Белоруссии и Польши, эмигранты 30-40-х годов, в этом храме большая часть служб на славянском. В нашем соборе используется английский, но некоторые молитвы и песнопения мы поем по-славянски - тропари, Святый Боже. У нас служат два священника, которые приехали из России в 40-х годах. Большинство эмигрантов приходят в наш собор, и я думаю, это потому, что в храме особая теплая и молитвенная атмосфера, и он напоминает русские церкви. Прихожане стараются с любовью принимать тех, кто недавно приехал из России. Те, кто говорит по-русски, общаются с ними, мы стараемся достать книги на русском и всячески стремимся облегчить им смену обстановки, помочь им ассимилироваться. Жизнь в Америке разительно отличается от России, и мы пытаемся облегчить им процесс адаптации и в то же время показать, что православие должно занимать первое место в их жизни. Можно стать американцем, оставаясь православным, не превращаясь в протестанта или безбожника. Но мы не только учим их, но и сами узнаем что-то новое, поучаемся в благочестии, происходит замечательный взаимообмен.

- Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял решение о канонизации царя Николая II. Как это было воспринято в Америке?

- Трудно говорить за всех, но я сам как православный христианин радуюсь, что в Церкви появился новый святой - и не важно, царь это или крестьянин, святой ходатайствует и молится за нас, и это прекрасно! Это для меня более важный факт, чем то, кем он был: царем, монахом или епископом. Важно, что он может молиться за нас, грешных, и это милость Божия!
Что касается православных американцев, то среди нас много выходцев из протестантизма, католичества, иудейства или бывших атеистов, большинство людей почти не знакомы с русской историей и, возможно, не знают ничего о царе Николае. Поэтому его почитание пока не очень распространено в Православной Американской Церкви. Возможно, какие-то наши прихожане не знают, что иконы в иконостасе нашего собора были пожертвованы Императором Николаем II. В Зарубежной Церкви его очень почитают, и в 1981 году там состоялась канонизация Царской семьи, но большинство православных - греки, антиохийцы, сербы, даже некоторые в Православной Американской Церкви - увидели в этом политический шаг. Сейчас же, когда Московский Патриархат принял решение о канонизации, мы убеждаемся, что здесь нет места политике, и замечательно, что царь Николай, теперь святой Николай почитается должным образом. Я знаю множество священников из эмигрантов, в том числе и в Чикаго, у которые были иконы св. царя Николая в красном углу еще до канонизации. Мы знаем, что канонизация основана на почитании среди христиан. Поскольку царь Николай и его семья почитались и здесь, в Америке, за много лет до канонизации, сейчас, после церковного прославления, мы особенно рады этому факту.

- Что американцы думают о действиях Константинопольского Патриарха Варфоломея на Украине и в Эстонии?

- Ответить на этот вопрос нелегко. Я должен сказать, что большинство православных христиан в Соединенных Штатах находятся в юрисдикции Патриарха Варфоломея в ведении Греческой Православной Архиепископии в Северной Америке. Но вопрос обращен ко мне, клирику автокефальной Православной Церкви в Америке - Церкви, автокефалия которой была дарована Матерью-Церковью, Московским Патриархатом, и которая до сих пор не признана Константинопольским Патриархатом. Я должен сказать, что как православный христианин я могу только горячо молиться за Его Святейшество Варфоломея, да дарует ему Господь мудрость и милосердие и понимание, что он борется за право понести тяжелый крест быть "первым среди равных". Я также должен молиться за всех нас, начиная с себя самого, чтобы понять историческую и духовную суть Святого Православия. Православие всегда было связано с миссиями и естественным образом поддерживало автокефальные Церкви, которые сохраняли общение со Вселенской Церковью. Мы также, понимаем что только Материнская Церковь, видя духовную и административную самостоятельность Дочерней Церкви, имеет право даровать автокефалию или автономию в зависимости от ситуации. Мы должны всегда молиться за единение святых Поместных Церквей. Это единство - лучшее свидетельство об истине Святого Православия, а разлад и соперничество - это позор для нас и радость для демонов. Да просветит нас Господь своей мудростью, дабы мы были стойкими, соединенными во Христе Православными Церквями по всему миру!

- Что для Вас значит быть православным в Америке?

- Я думаю, во всех странах это означает одно и то же. Православный христианин каждый день, вставая утром, крестится и надеется, что грядущий день он проведет, стараясь следовать воле Божией. Я думаю, так везде: на Афоне, в Москве, в Китае или в Чикаго, везде одинаково. И я верю, что Православие - вселенская религия, и носим ли мы греческую камилавку или русскую, это не важно. Быть православным христианином - значит проповедовать Христа Распятого и Воскресшего не только на словах, но и делами, молитвенной жизнью. Это значит видеть Христа в своем ближнем, спасаться самому и помогать спасению ближних.

Интервью подготовил и перевел Василий Томачинский

Ноябрь 2000 г.



editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU