Русская церковная музыка – это незабываемые встречи
Образ Богородицы «Клиросная»
Образ Богородицы «Клиросная»
Во время моего трехнедельного паломничества в Россию в
сентябре 2006 года мне удалось побывать в 35 приходских и
монастырских храмах Москвы, Сергиева Посада,
Санкт-Петербурга, Пскова и Валаама. Одиннадцать раз я была
на вечерних богослужениях и десять раз – на литургии
и смогла увидеть возрождение Русской Православной Церкви.
За последние пятнадцать лет в России вновь зазвонили
колокола в закрытых и полуразрушенных в советское время
храмах и стали возводиться новые церкви и соборы. Как
регента, меня в первую очередь интересовала церковная
музыка, в особенности старинное знаменное пение. В Японии
сложилось представление о том, что в русской церкви поют
единообразно, потому мне и захотелось рассказать о
многообразии русского церковного пения.
Если в Японии в основном используется обычный обиход, то в
России можно услышать и византийское пение, и знаменный
распев, причем последний – как в традиционном, так и
в современном переложении. В кафедральных соборах крупных
городов России церковное пение обычно совершается на
высокопрофессиональном уровне: ведь здесь часты
архиерейские богослужения и сам чин службы воспринимается
как образец для остальных приходов. Я побывала на литургии
в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга и на всенощном
бдении в московских Сретенском и Свято-Даниловом
монастырях.
В Александро-Невской лавре пели два хора: мужской на
балконе, а женский – на клиросе справа от
иконостаса. Почти все храмы Петербурга построены в пышном
византийском стиле с величественными куполами, поэтому
«Херувимская» Бортнянского очень органично
воспринималась именно при таком расположении двух хоров в
соборе.
Свято-Данилов монастырь – старейший в Москве. Правый
и левый хор стояли за массивными колоннами, расположенными
в центре Троицкого собора. Каждый певчий праздничного
мужского хора пел сильным и густым голосом. По словам
регента хора Георгия Сафонова, «со времени крещения
Руси церковное пение было уделом профессионалов. Очень
важно, чтобы певчие воспринимали свое участие в
богослужении именно как работу».
Больше всего мне запомнилось всенощное бдение в Сретенском
монастыре в престольный праздник Сретения Владимирской
иконы Божией Матери. Это было в самый первый день моего
паломничества в Россию. Недавно храм был расширен и у него
появился просторный левый придел и большая галерея, но на
службу собралось столько прихожан, что пришлось попросить
стоящих впереди людей передать свечку к иконам. Мужской
хор из десяти человек пел на клиросе – возвышении,
находящемся сразу после притвора Владимирского собора.
Меня поразила сила голосов певчих: казалось, что высокие
волны бьются о берег во время прибоя. Запомнилось и
участие всех прихожан в богослужении: многие пели тропари,
некоторые имели перед глазами раскрытые молитвословы или
тексты службы. После шестой песни канона был полностью
прочитан акафист Пресвятой Богородице перед Владимирской
иконой Ея, и весь храм пропел акафист вместе с хором.
Участие прихожан в богослужении и пение многих молитв во
время всенощной и литургии я наблюдала и в других
московских храмах.
Мне посчастливилось познакомиться с основами преподавания
церковного пения в России. Во многих приходских храмах
существуют вечерние курсы для всех желающих научиться петь
вне зависимости от возраста и наличия музыкального
образования. Такие группы я видела в Петербурге на
Леушинском подворье и в Московском университетском храме
святой мученицы Татианы. Во многом курсы такого рода стали
естественным откликом на необходимость возобновления
церковного пения во вновь открывающихся приходских храмах.
На Леушинском подворье есть и группы, изучающие старинное
пение, в том числе и «крюки» знаменного
распева.
Русские хоры поют несколько быстрее, чем японские:
только-только успеет священник произнести возглас или
закончить молитву – и тут же слышен голос певчих.
Я побывала в единственном в Москве храме святителя Николая
Японского, который находится в Бибирево, на самой окраине
города. Здесь на солее, справа, перед иконостасом, пел
небольшой хор из двух мужских и двух женских голосов. Во
время богослужения я смотрела на большую икону святого
равноапостольного Николая, и в какой-то момент мне
показалось, что я нахожусь у себя на родине, в Нагоя, а не
в Москве.
Загрузить увеличенное изображение. 600x616px. Размер файла 125,53kb После занятий регентской школе. Справа – руководитель Московской регентской школы Евгений Сергеевич Кустовский
Руководитель Московской регентской школы Евгений Сергеевич
Кустовский пригласил меня на занятия только что
начавшегося осеннего семестра. В первую очередь здесь
изучали обиход. Евгений Сергеевич энергично и громко
наставлял небольшие группы из четырех – пяти
учеников, практиковавшихся в пении простых стихир и
тропарей. Регентская школа занимается выпуском
богослужебной литературы и нот специально для нужд
церковных хоров. Существует и Интернет-библиотека на
собственном сайте школы. В феврале этого года материалы
этого сайта очень помогли мне при подготовке к лекции о
церковном пении в рамках семинара Западно-Японской
епархии.
Загрузить увеличенное изображение. 600x585px. Размер файла 109,31kb Встреча с Б. П. Кутузовым в библиотеке Спасского собора бывшего Спасо-Андроникова монастыря
Особенно меня удивил старинный знаменный распев,
услышанный в Спасском соборе бывшего Спасо-Андроникова
монастыря. Во время богослужения в Спасо-Андроникове
монастыре антифонно пели мужской и женский хоры, а во
время «Херувимской» оба хора сошлись вместе в
центре собора. О важности сохранения традиций знаменного
пения стали говорить еще в конце XIX века, и перед
революцией специалисты смогли систематизировать и
восстановить многие ноты. Однако в советское время
исследования не продолжались. В Андрониковом монастыре я
познакомилась с Борисом Павловичем Кутузовым –
регентом Спасского собора и одним из ведущих русских
специалистов в области знаменного пения.
Около четырех лет назад усилиями архимандрита Матфея
Мормыля знаменный распев был возрожден и в Свято-Троицкой
Сергиевой лавре. Мне удалось услышать это пение на ранней
литургии в Троицком соборе, где покоятся мощи преподобного
Сергия Радонежского.
Хочется рассказать и о посещении Валаама, который поразил
меня больше всего.
Загрузить увеличенное изображение. 450x600px. Размер файла 139,95kb На Валааме
Валаамский распев – это достаточно простое
одноголосие вместе с исоном (основой). Исон поддерживает
развитие мелодии и делает музыку более глубокой. Служба
начинается в 4.30 утра: полунощница, часы, проскомидия и
литургия. К литургии как раз потихоньку встает солнце.
Когда во время Великого входа открываются Царские врата,
лучи солнца падают на Евангелие, как будто являя верующим
небесный свет, осеняющий Христа. Музыка, солнце,
священнодействия в ходе богослужения – все это
соединяется в одну силу, возвышающую сердце к Невидимому
миру. Во время причастия я не смогла сдержать слез.
Я попросила о встрече с регентом хора Валаамского
монастыря иеромонахом Давидом. Прежде всего он спросил:
«Используются ли собственно японские мелодии в
японских православных церквях?» Я была сильно
смущена вопросом и ответила: «В Японии удалось
сохранить преимущественно российские распевы XIX века,
привнесенные к нам святителем Николаем Японским». На
это отец Давид сказал: «Молитесь Христу так, как
свойственно вашей культуре. Так считали и святитель
Николай, и святитель Иннокентий, и сибирские миссионеры.
Молитесь Богу на своем языке в рамках своей культуры.
Христос Един». Отцу Давиду пришлись по сердцу слова
о том, что атмосфера Валаама схожа с японской с точки
зрения музыки и внутреннего устройства храма. На прощание
он подарил мне свои диски и ноты.
Мне хочется поблагодарить всех русских людей, которые
помогали мне во время моего паломничества. В России я
встречалась со многими регентами и священниками, и они
были рады поделиться свои опытом и дать практический совет
по поводу богослужения и пения. Все говорили мне:
«Поначалу вы можете использовать русскую музыку, но
постепенно находите свой собственный, японский подход к
церковному пению».
Христиане Сирии – братья по вере Они работают в основном врачами, преподавателями, юристами, банковскими служащими, занимаются оптовой торговлей. Успех объясняется, и вырабатывавшейся веками корпоративной «спайкой». Со времен арабского завоевания городские православные общины выработали четкую внутреннюю организацию. Во главе стоит элита в лице местного духовенства, глав корпораций, коммерсантов и чиновников-христиан. За исключением редких эксцессов, как правило, вызванных униатской активностью, между последователями Христа из разных деноминаций господствуют отношения уважения и взаимовыручки.
Япония празднует юбилей канонизации равноапостольного Николая С 9 по 17 октября 2010 года в Западно-Японской (Киотосской) епархии Японской Православной Церкви состоится празднование 40-летия со дня канонизации святого равноапостольного Николая Японского (1936-1912, причислен к лику святых в 1970 году). К юбилею будет издана обновленная карта храмов Западно-Японской епархии, с фотографиями возведенных в 2009-2010 годах новых храмов в Нагоя и Фукуока.
Пресвятая Богородица – Заступница всех скорбящих в православной Японии Летом 2008 года во время работы в хранилище Токийского кафедрального собора епископ Сендайский Серафим обратил внимание на большую доску со стершимся образом. Осторожно расчистив полотно, при свете свечи владыка смог различить лик Пресвятой Богородицы. Это оказалась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», писанная известной художницей Варварой Бубновой.
Летние православные лагеря в Японии Часто молодые люди приходят на вечерние катехизические курсы при токийском соборе просто из любопытства, ведь о Православии в современной Японии практически ничего не рассказывается ни в школах, ни в университетах. Многие потом остаются в Православной Церкви на всю жизнь и становятся самыми прилежными прихожанами. Но поначалу кто-то не хочет даже сказать свое имя священнику, утверждая, что он здесь лишь однажды и больше никогда не придет.
Новый храм Богоявления Господня в Нагоя В Нагоя состоялся чин освящения будущего строительства и закладка камня нового храма Богоявления Господня. Чин начался с крестного хода, когда в котлован проследовали прихожане с хоругвями и иконами. Среди икон был образ «Аз есмь с вами и никтоже на вы» – специально для японских верующих изготовленный в Петербурге на Леушинском подворье список с чудотворной иконы.
«Радуйся, градов Твери и Кашина и всея земли нашея украшение» 100 лет назад, в июне 1909 года, маленький Кашин, известный своей красивейшей природой и благочестием горожан, воздвигнувших 25 церквей, два собора и три монастыря, готовился встретить до 100 тысяч богомольцев, спешивших сюда со всей России большими и малыми крестными ходами: в те дни не только Кашин, но и вся Россия праздновала второе прославление благоверной княгини Анны Кашинской.
«Спаси, Господи, ибо не стало праведного» (Пс. 11: 2) Памяти схиигумении Стефаниды (Топорковой) Ежегодный крестный ход в Кашине с мощами святой покровительницы города благоверной великой княгини Анны Кашинской обязательно останавливается у старинного Никольского Клобукова монастыря – единственной восстановленной обители в этом кафедральном городе. Однако паломников уже не встретит его первая (после возрождения) настоятельница: 7/20 марта 2009 года схиигуменья Стефанида (Топоркова) отошла го Господу.
По православной Японии: статья 5 На земельном участке семьи Хатакэяма в Магата всего за три месяца был возведен деревянный храм. 31 июля 1892 года он был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Все 18 икон храма написаны Ириной-Рин Ямасита. В храме имеется икона «Воскресение Христово», точная копия подаренной в 1891 году цесаревичу Николаю Александровичу, будущему императору-страстотерпцу, святителем Николаем Японским.
«Жив в Господе пребываеши, чудотворя ко гробу твоему притекающим» «Я всю свою жизнь отдал Японской Церкви. А теперь пришла пора отдать ей и тело. Мое тело… обратится в японскую землю. Пусть будет оно залогом, что моя душа всегда будет с Японскою Церковью. И там я за нее буду молиться. Чего же расплакались?» – такими словами утешал архиепископ Николай Японский пришедших навестить его в больнице христианок одного из дальних сельских приходов Японии.
«Малое стадо»: Православие в Стране утренней свежести Православие впервые было принесено в Корею стараниями русских миссионеров: в 1884 году были установлены дипломатические отношения между двумя странами, а в следующем году специальным договором русским подданным было разрешено совершение богослужений. Однако поначалу в Корее не было священника, и по воскресеньям один из русских мирян просто читал некоторые молитвы. …В конце 1980-х годов в Сеуле вновь появилась русская община, которую окормляет священнослужитель Русской Православной Церкви игумен Феофан (Ким), специально командированный в Корею по просьбе митрополита Сотирия (Константинопольский Патриархат).
Памяти архиепископа Раменского Николая (Саяма) «Владыка Николай – удивительный человек, – говорила мне одна прихожанка. – Просто побывать в монастыре, рядом с ним – всегда благостно. Как-то раз днем владыка отдыхал в монастырском дворе, и мы спросили его: “Владыка, о чем вы думаете?” – “Самолеты благословляю, – ответил он (монастырь в Тиба находится вблизи токийского международного аэропорта Нарита). – Вот еще один летит, и его нужно перекрестить”».
«У меня захватывало дух от ощущения благодати» «Во время молитвы в Троицком соборе меня переполняло осознание того, что… Бог действительно есть и Христос пребывал на земле. Но тут я заметил, что вокруг молится много людей. Наверное, именно поддержка сосредоточенно молящихся монахов и паломников помогла мне приблизиться к Богу», – вспоминал один из участников паломнической поездки верующих Японии в Троице-Сергиеву лавру.
«Прилепися Богу и не отступи…» Приезжают сюда, в префектуру Тиба, в монастырь Святой Софии, издалека и простые японские крестьяне, и служащие, и преподаватели японских университетов. Всех их привлекает не только любовь к России и Русской Православной Церкви, но и удивительный монастырский дух.
«Пасха священная нам днесь показася» 29 апреля 2008 года, во вторник Светлой седмицы, в далеком Асахикава, расположенном в центре острова Хоккайдо, вновь была совершена Пасхальная литургия, уже вторая в истории прихода. Литургия в маленьком помещении при отсутствии иконостаса подарила возможность всем прихожанам, с особым трепетом собирающимся на каждое из редких богослужений в Асахикава, стать соучастниками общей молитвы о становлении Православия в этом северном уголке Японии. А первая Пасхальная литургия была совершена здесь год назад.
По православной Японии. Статья 4 Пока мы осматриваем иконы Ямасита Рин, отец Георгий Мацусима достает сантиметр и старательно измеряет внутреннее пространство храма, глубину солеи. После, во время краткого молебна и пения кондака праздника, матушка Мария внимательно прислушивается к тому, как в храме передаются звуки. Видно, что отец Георгий и матушка Мария постоянно думают о том, как построить красивый собор в Нагоя, как учесть все тонкости возведения православных храмов в Японии, как избежать малейших просчетов японских зодчих XIX и XX веков.
По православной Японии. Статья 3 «Кроме земного отечества у нас есть еще Отечество Небесное. К нему принадлежат люди без различия народности, потому что все люди одинаково дети Отца Небесного и братья между собой. Это отечество наше есть Церковь, которой мы одинаково члены и по которой дети Отца Небесного действительно составляют одну семью», – писал некогда святитель Николай Японский. Как в своей семье ощущаешь себя и среди прихожан православных храмов Западной епархии Японской Православной Церкви.
«У меня захватывало дух от ощущения благодати» «Во время молитвы в Троицком соборе меня переполняло осознание того, что… Бог действительно есть и Христос пребывал на земле. Но тут я заметил, что вокруг молится много людей. Наверное, именно поддержка сосредоточенно молящихся монахов и паломников помогла мне приблизиться к Богу», – вспоминал один из участников паломнической поездки верующих Японии в Троице-Сергиеву лавру.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и Японская Православная Церковь Подобно тому как раньше праведный Иоанн Кронштадтский возносил молитвы о находящейся в «стране неверных» Японской Православной Церкви и о всех японцах, так и теперь люди, собравшиеся в Петербурге на подворье Леушинского монастыря – детища пастыря, вновь молились об укреплении Православия в Японии. Так сквозь время и пространство ощущается непрестанная молитвенная помощь кронштадтского пастыря.