К 10-летию принятия закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: экономический аспект. Часть 2
В целом базовые положения закона "О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон), касающиеся регулирования имущественного положения и хозяйственной деятельности религиозных организаций, реализованы в правовом поле современного законодательства. В таблице приведены сведения о том, как отдельные положения Закона реализованы в действующих на сегодняшний день правовых актах.
Вместе с тем можно наметить ряд моментов, нерешенность которых затрудняет деятельность религиозных организаций как хозяйствующих субъектов.
Во-первых, требует конкретизации понятие "основные формы деятельности» религиозных организаций (ст. 10). Полностью отсутствует в Законе упоминание о миссионерской деятельности. Это послужило основой неправильного понимания ситуации законодательными собраниями субъектов РФ: вместо того чтобы принимать законы субъектов РФ с учетом региональных особенностей, во многих субъектах со ссылками на закон № 125-ФЗ отменены ранее принятые законы о миссионерской деятельности.
Без разъяснений и с разночтениями употребляются в Законе понятия "культовая и иная религиозная деятельность» (ст. 13), "деятельность религиозного объединения» (ст. 14), "богослужения и другие религиозные обряды и церемонии» (п. 3 ст. 16).
Такое положение также приводит к нечеткости понимания вопросов, связанных с имуществом религиозных организаций.
Также требуют четкого формулирования понятия "имущество богослужебного назначения» (п. 4 ст. 21) и "имущество религиозного назначения» ( п. 2 ст. 22). До сих пор нет предусмотренного Законом перечня, утвержденного Правительством РФ.
Во-вторых, необходимо внести ясность с применением налоговых льгот, декларированных Законом. Нечеткость понятий, указанная в п. 1 и 2, на практике порождает вопросы, связанные с льготными режимами для религиозных организаций. Так, в НК РФ в целях установления для религиозных организаций льгот по налогообложению введены понятия:
– имущество, используемое для осуществления религиозной деятельности (п. 2 ст. 381 главы "Налог на имущество» НК РФ);
– земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения(п. 4 ст. 395 главы "Земельный налог» НК РФ).
Термины "религиозная деятельность», "здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения» не определены ни в Законе, ни в НК РФ. Гражданское, трудовое, уголовное законодательство также не использует понятие "религиозная деятельность».
От ответа на вопрос, как определять назначение имущества религиозной организации, зависит, надо платить налог или нет с того конкретного имущества, которое имеется у конкретной религиозной организации.
В-третьих, Закон определяет объем специальной правоспособности религиозных организаций и имеет для них приоритетное значение перед общимзаконодательством. Именно в этом законе должны быть в сводном виде отражены те особенности и льготы, которые имеют религиозные организации по сравнению с другими юридическими лицами, в частности некоммерческими организациями: налоговые льготы, особенности трудового законодательства, особенности бухгалтерского учета и отчетности и др.
Решением этой проблемы могло бы стать перенесение в Закон ряда положений некоторых федеральных законов, некоторые понятия надо конкретизировать, другие добавить (например, налоговые льготы для юридических лиц, оказывающих благотворительную помощь религиозным организациям).
В-четвертых, требует отдельного решения вопрос об особенностях имущества религиозного назначения, которое, подобно музейным ценностям, не теряет свою стоимость со временем, а, наоборот, увеличивает.
Таблица. Законодательные и нормативные акты, регламентирующие экономическую сферу деятельности религиозных организаций
№ п/п
Анализируемый экономический показатель
Федеральный закон № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях»
Другие законодательные и нормативные акты, регламентирующие экономическую сферу деятельности РО
1.
Состав имущества религиозного назначения
В собственности РО[1] могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры (п. 1 ст. 21).
РО обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное РО в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации (п. 2 ст. 21).
Недвижимое имущество религиозного назначения (здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками, в том числе монастырские и иные культовые комплексы, построенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, а также профессионального религиозного образования);
движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей)
[Положение "О передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» (п. 1), утв. ПП РФ[2] от 30.06.2001 № 490].
См. Перечень предметов религиозного назначения и религиозной литературы (не облагаемый НДС), утв. ПП РФ от 31.03.2001 № 251.
2.
Передача РО имущества (в т.ч. земельных участков, лесов, а также земель сельскохозяйственного назначения)
Передача в собственность РО для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно (п. 3 ст. 21).
Находящееся в федеральной собственности недвижимое имущество религиозного назначения и движимое имущество религиозного назначения передается РО безвозмездно в собственность либо в пользование для использования его в функциональных целях
[Положение "О передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» (п. 1), утв. ПП РФ от 30.06.2001 № 490].
РО, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.
РО, имеющим в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями
[Земельный кодекс РФ (п. 1 ст. 36)].
Предоставление земельных участков РО для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения – в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений
[Земельный кодекс РФ (п. 3 ст. 30)].
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные РО на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться РО в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации
[Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.10.2002 № 101-ФЗ (п. 4 ст. 10)].
Леса могут использоваться РО для осуществления религиозной деятельности; на лесных участках, предоставленных для осуществления религиозной деятельности, допускается возведение зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения
[Лесной кодекс РФ (ст. 47)].
3.
Налоговые льготы:
Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот (п. 3 ст. 4)
(объекты налогообложения, льготы не конкретизированы).
3.1.
– земельный налог
РО подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения
[Налоговый кодекс РФ (п. 4 ст. 395)].
Освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий[3] РО, на котором расположено здание, строения или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения
[Письмо Минфина России от 24.05.2005 № 03-06-02-02/41].
Не признаются налогоплательщиками РО в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды
[Налоговый кодекс РФ (п. 2 ст. 388)].
3.2.
– налог на имущество
РО освобождены от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности[4]
[Налоговый кодекс РФ (п. 2 ст. 381)].
К имуществу, освобождаемому от налогообложения, относятся культовые здания и сооружения, иные объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности, предметы религиозного назначения и другое имущество, используемое для религиозной деятельности
[Письмо Минфина России от 24.05.2005 № 03-06-02-02/41].
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования РО
[Налоговый кодекс РФ (ст. 372)].
3.3.
– налог на добавленную стоимость (НДС)
РО имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 миллиона рублей
[Налоговый кодекс РФ (п. 1 ст. 145)].
Освобождается от налогообложения реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:
– ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ)
[Налоговый кодекс РФ (пп. 15 п. 2 ст. 149)];
–реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утверждаемым ПП РФ) по представлению религиозных организаций (объединений), производимых религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), и реализуемых данными или иными религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья, а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий
[Налоговый кодекс РФ(пп. 1 п. 3 ст. 149). ПП РФ от 31.03.2001 № 251].
3.4.
– налог на прибыль
При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные:
– в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
Налоговый кодекс РФ (пп. 14 п. 1 ст. 251);
– в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения.
Налоговый кодекс РФ (пп. 27 п. 14 ст. 251)
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:
– имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования.
Налоговый кодекс РФ (пп. 2 п. 2 ст. 251);
– средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.
Налоговый кодекс РФ (пп. 4 п. 2 ст. 251)
У некоммерческих организаций, к которым отнесены РО, <при отсутствии предпринимательской деятельности> не возникает обязательств по уплате налога
[2] Постановление Правительства Российской Федерации.
[3] На праве собственности или предоставленном ранее праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
[4] Подробнее о применяемом НК термине "религиозная деятельность» см.: Клыков С.Н. О налоговых льготах для религиозных организаций // Приход. Православный экономический вестник. 2006. № 7. С. 37.
Актуальные вопросы хозяйственной деятельности православных религиозных организаций Рассматривая практику хозяйственной деятельности православных приходов, следует отметить общую проблему – правовой статус религиозных организаций, которые отнесены к некоммерческим организациям. Без разъяснений и с разночтениями в правовых актах употребляются термины: «религиозная деятельность», «культовая и иная религиозная деятельность» и подобные, что приводит к нечеткости понимания вопросов, связанных с имуществом, налогообложением, учетом в религиозных организациях.
К 10-летию принятия закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: экономический аспект. Часть 1 Анализируя прошедшие десять лет возрождения церковной жизни в условиях действия федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», важно отметить, что закон закрепил базовые положения, позицию государства в отношении религиозных организаций, в том числе и как хозяйствующих субъектов. Конкретное же воплощение она получила в действующей системе законодательных и правовых актов.