АФИНЫ, 14 февраля.
Греческая православная церковь /ГПЦ/ отрицательно относится к
празднованию Дня Св.Валентина и пытается найти замену этой
пришедшей с Запада фигуре "сомнительного исторического и
церковного происхождения", становящейся, однако, все более
популярной среди жителей Греции - единственной в мире страны,
где православие является государственной религией.
"Праздник Св.Валентина импортирован из-за рубежа и является
частью нашей прочно укоренившейся традиции низкопоклонствовать
всему, приходящему с Запада. Я не думаю, что будет
преувеличением сказать, что этот "святой" сомнительного
исторического и церковного происхождения является просто мужской
ипостасью древней греческой богини Афродиты", - утверждает на
страницах ведущей популярной газеты "Катимерини" отец Георгиос
Металлинос.
Он указывает, что празднование Дня Св.Валентнина,
"сфабрикованного святого", вероятно, специально поощряется с
недавнего времени в интересах "коммерциализации человеческих
эмоций" и напоминает о существующей теории о том, что реальным
прообразом "святого" послужил некий умерший в 1926 году актер
Рудольф Валентино, считавшийся "богом" любви и идеалом
любовников.
Православный теолог приводит пример нескольких православных
святых с "функциями" Св.Валентина - Св.Иакинтоса, мученика 2
века новой эры, образца целомудрия, а также семейной пары
Св.Аквилы и Св.Присциллы, сотрудников апостола Павла. Именно их
предлагал недавно архиепископ Афинский и всея Греции Христодулос
в качестве замены Св.Валентина. Он напоминает о появившемся в
прошлом декабре циркуляре Священного Синода ГПЦ, в котором
предписывается считать второе воскресенье января "днем памяти и
чествования семьи Св.Василия Великого в знак уважения к
институту семьи" в связи с тем, что почти все члены этой семьи
- святые.
Отец Георгиос честно признает, что целью ГПЦ является
стремление "сохранить нашу религиозную и национальную гордость,
а не имитировать западное христианство", "эллинизировать
импортный праздник, который оказывает влияние на значительную
часть христиан, хотя и не имеет ничего общего с нашими
собственными традициями".
Замысел статьи отца Георгисоа, однако, глубже, чем могло
показаться на первый взгляд, и речь в ней в конечном счете идет
вовсе не о том, чтобы еще раз подчеркнуть, впадая в чисто земную
гордыню, национальную и религиозную исключительность греков,
готовых поклоняться только "своим" святым, а не каким-то
"импортным", да к тому же еще "латинским".
"В последние десятилетия архитекторами новой эры были
учреждены десятки светских праздников, которые имеют тенденцию
оттеснять на второй план христианские религиозные праздники, -
пишет православный священник. - Я считаю, что мы не должны
пытаться придать христианский глянец всем этим празднествам или
стремиться найти их христианские эквиваленты. Даже если они
будут найдены, - а это нелегкая задача - их содержание будет
совершенно другим. Например, какое отношение имеет Св.Иакинтос
к любовникам? То же самое относится к Присцилле и Аквиле.
Сексуальное желание признается как данное Богом качество,
ведущее к браку /и не только с целью деторождения/ и созданию
семьи как "церкви в доме". И тем не менее, эти святые почитаются
не за их любовь друг к другу, а за преображение "Эроса" через
Божественную Милость. Таким образом, если заменители
Св.Валентина не вдохновляют на истинную христианскую любовь, они
не приведут людей к Христу, даже если у них будут другие имена".
ИТАР-ТАСС / Православие 2000
|