Западный обряд в Североамериканской архиепископии Антиохийского Патриархата
Серьезное обсуждение этой возможности началось еще в XIX веке, прежде всего благодаря Ю.-Й. Овербеку – английскому католическому священнику, перешедшему в Православие и создавшему редакцию православной службы западного обряда, которая была одобрена специальной комиссией Святейшего Синода и Константинопольским патриархом Иеремией III. Однако первые постоянные православные приходы западного обряда появились только в ХХ веке. Один из наиболее известных случаев подобного рода имел место во Франции, когда большая община под руководством Луи Шарля Винэра изъявила желание перейти в Православие и обратилась к русским архипастырям. Вопрос рассматривался в Москве, и определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июня 1936 года (Журнал 75) было одобрено употребление западного обряда в зарубежных приходах Московского Патриархата. Впоследствии эти французские приходы перешли в Русскую Зарубежную Церковь, где пользовались поддержкой святителя Иоанна (Максимовича); затем перешли в Румынскую Церковь, но с 1992 года оказались в расколе. Вопрос о богослужении по западному обряду сохранял свою актуальность и для других мест, прежде всего для США. Как прежде, так и теперь многие живущие на Западе, обратившись в Православие, приобретают искреннюю любовь к восточному, или византийскому, обряду, но есть и такие, кто желает иметь возможность служить Богу в знакомых литургических формах. В настоящее время одной из самых миссионерски активных православных юрисдикций в Северной Америке является Североамериканская архиепископия Антиохийской Православной Церкви. Большинство членов здешних общин – американцы, так что неудивительно, что именно в этой архиепископии есть целое благочиние западного обряда, объединяющее 33 прихода со всей страны. Богослужение по западному обряду стало совершаться в архиепископии с благословения патриарха Александра III, к которому обратился митрополит Антоний (Башир). Сам митрополит Антоний указывал две цели этого начинания: во-первых, создать в Православной Церкви дом для западных людей не-византийского культурного и религиозного происхождения и, во-вторых, свидетельствовать о соборности Православной Церкви ее прихожанам, священникам и богословам византийского обряда. Первая община западного обряда в Америке появилась в 1961 году. В архиепископии отмечают, что использование западного обряда помогает миссии среди американцев, облегчая принятие ими Православия. Клирики и паства обоих обрядов имеют друг с другом полное молитвенное и евхаристическое общение благодаря духовному единству в вере и подчинению одному священноначалию. В целом западный обряд, по сравнению с византийским, более простой и краткий, менее пышный. Сейчас известно несколько вариантов западного обряда, среди которых есть и основанные на древних мессах Римской Церкви (до изменений II Ватиканского Собора), но в Североамериканской архиепископии преимущественно используется литургия святого патриарха Тихона, основанная на англиканской «Книге общей молитвы» («Book of Common Prayer»). Разумеется, в англиканский текст были внесены изменения, главные из которых – устранение filioque из символа веры и добавление эпиклезы (призывания Духа Святого) в евхаристические молитвы. Тайносовершительные формулы полностью совпадают со словами византийской литургии. Кроме того, есть ряд менее принципиальных изменений текста, сделанных для приведения его в большее соответствие с православным учением.
Американская «Книга общей молитвы» взята в 1789 году у Шотландской Епископальной Церкви и в некоторых частях восходит, по утверждению священника Джона Коннели, к древней службе преподобного Венедикта Нурсийского. Небольшая часть приходов архиепископии использует литургию святого Григория (адаптированная в соответствии с православной традицией Тридентская месса, употреблявшаяся в Римско-католической Церкви до II Ватиканского Собора). Ниже предлагаем текст короткого выступления епископа Вичитского и Среднего Запада Василия, посвященного данному вопросу, которое хорошо показывает современное положение приходов западного обряда в архиепископии. Размышления о западном обряде
Епископ
Вичитский и Среднего Запада
Василий
Но я давно заметил, что духовенство нашей епархии в общем-то не определяет себя в соответствии с обрядом. Я видел, что когда клирики встречаются друг с другом, то нет никаких разделений по признаку обряда, то есть, мол, «ты – западного обряда, а мы – восточного». Я был свидетелем этому на конференции духовенства Юго-западного благочиния. Во время этой конференции были рукоположены священник и диакон для нового прихода западного обряда. Количество приходов растет, поэтому многие клирики прежде не встречались друг с другом. Некоторые перешли к нам лишь недавно из другого благочиния. Другие, подобно новорукоположенным, которые только что перешли из Епископальной Церкви, были новичками для епархии. Но к концу первого дня собрание было похоже на встречу одноклассников. И это произошло не к концу работы конференции, но в первый же день! И двое новичков сразу были приняты как братья. Это чувство единства в епархии порождается единством веры при разности обряда. Православные византийского обряда знают, что образ поклонения сам по себе ничего не значит. Нам доводилось видеть храмы [раскольников], которые выглядят, как наши, в которых пахнет, как в наших, и если подойти к причастию в них, то, наверное, оно на вкус, как и у нас. Там звучат такие же песнопения, как и у нас. Но это – не Церковь. Итак, для православных людей тот факт, что нечто выглядит и пахнет так же, не является сам по себе доказательством чего-либо. Именно в этом смысле наши прихожане восточного обряда относятся с большим расположением к западному обряду. Он выглядит по-другому, там другие облачения, другой запах благовоний, слова и музыка другие – но это Церковь. Я хорошо помню, как впервые присутствовал на богослужении западного обряда. Это случилось не в одном из наших храмов, а в кафедральном соборе. В тот раз я плакал. Это были не слезы эстетического умиления – я не плачу на концертах; скорее, я плакал потому, что этой красивой и аутентичной традиции грозило вымирание. Вы – наследники драгоценного сокровища – аутентичных православных обрядов, которые в настоящее время готовят тысячи [людей] для Царства Небесного. Православная Церковь благодарит вас за сохранение этой традиции все эти годы, благодаря чему она может быть восстановлена в своих приходах западного обряда. Эти слова исходят из глубины моего сердца. Мы знаем, что священники, служащие на приходах западного обряда, их жены и дети многим жертвуют. Это, прежде всего, экономические жертвы, которые могут быть весьма ощутимыми. Мы знаем и ценим это. Но есть и другие жертвы – прерывание связей с родными и близкими. Наши пастыри западного обряда на деле воплощают то, что значит любить Христа более, чем отца и мать, брата и сестру. Ваша жизнь и ваши жертвы – это проповедь для всех нас, кому, по милости Божией, не приходилось всем этим жертвовать. Мы восхищаемся тем, что вы делаете. Это касается не обряда, а вашего свидетельства истины и тех жертв, которые вы не только готовы приносить, но действительно приносите ради истины. Всякий раз, когда я присутствую на конференции, посвященной западному обряду, или даже на небольшом приходе западного обряда, кто-нибудь поднимает вопрос о численном росте. Может быть, это удивит вас, но в каком-то смысле я не забочусь о том, растет ли Православие западного обряда. Я не беспокоюсь о росте и численности. Рост и показывающие его цифры – хорошо, потому как означают, что большее число душ спасается в настоящее время. В этом смысле я, конечно, надеюсь, что все придут в познание истины. И в этом смысле я рад, что столь много появилось приходов западного обряда. Но ценность и подлинность западного обряда не зависят от роста и цифр. Что было бы, если бы по милости Божией только один такой приход сохранился? Если где-то только один приход западного обряда процветает, то и это во славу Божию. Для кого-то из православных он служит домом поклонения Богу в таком литургическом контексте, какой они чувствуют не только удобным, но и аутентичным для себя. Вера, которую вы держите в сочетании с обрядом, важнее, чем все остальное. Вы знаете это. Это то послание, которые было доведено вами до всех православных. Спасибо вам и Бог да пребудет с вами.
Ваш комментарий
|
Другие статьи авторов
|
08:20
Очень хорошая и познавательная статья.Спасибо что написали,было интересно прочитать!Западный обряд по своему красив,не хуже чем восточный.Но не кажется ли вам,что у представителей западнообрядных приходов появится когда нибудь соблазн уйти обратно (имею ввиду про сам приход,включая и храм) в католическую ересь или скажем в старокатолическую,подобно тому как массово утекали в 90-х гг православные в УГКЦ на Украине?И действительно,было бы неплохо выложить ролик с записью службы заподного обряда.
20:56
Драги брате Предраже! Не треба критиковати Руску цркву за латински обред, зашто сама Српска црква у средњовековну добу не само jе искористала оваj обред, али чак jе била потчинена римо-католичке цркве. Опростите моj рђав Српски jезик.
16:37
Сергей.
Не согласен, западный обряд достаточно красив, гармоничен. И не стоит к нему относится негативно. Когда бываю в Европе часто захожу в старые готические и романские церкви. Конечно впечатляет. Считаю, что контрпродуктивно навязывание восточного обряда для православных французов, англичан, немцев и т.д. Им надо вернуться к своей литургической традиции. Между прочим, у нас тоже с этим проблемы. Наше современное богослужение тоже не лишено изъянов. Какой-то микс иногда. Особенно в песнопениях, и в церковном искусстве. Да и что греха таить в облачениях духовенства, тоже иногда встречается.
03:31
Када сам прочитао текст овога ђакона био сам веома растужен да се и у братској руској цркви инсистира на неком сентименталном сједињењу са онима о којима је Достојевски рекао све довољно и до краја света једино и истинито у причи "Велики инквизитор". Из ког разлога да ми заборављамо наш обред а узимамо - не западни, него унакажени и минимализовани до безначајности стари латински обред, кад имамо наш и шта нас или ко нас то тера да понижавамо оно што смо од светих предака добили на чување и одржање!? Код нас драги браћо Руси, у Србији, влада пошаст неког обновлјенства и само нам Бог може помоћи да та стихија, чији је тајни циљ УНИЈА, прође без дубљих проблема. Опростите што пишем на србском, али не знам добро да пишем руски.
19:35
Бывал я на православных службах западного обряда (в США и во Франции), честно говоря, сплошной фольклор. Западная (чаще всего Римская) Литургия переделана до неузнаваемости, нет ни духа Православия, ни остатков латинского благочестия. Создаётся впечатление, что свещенникам хочется быть женатыми, но византийский обряд они не приемлют, вот и получается каша. А потому "разброд и шатания".
17:19
Не будет ли западный обряд подобием Унии? Когда обряд "наш", но люди получаются полукатоликами.
То есть когда надо сказать католики - они говорят - католики, а когда православны - они уже православные. Получается раздвоенность.
Не случится ли здесь так же?
12:56
богослужение западного обряда - очень интересно было бы посмотреть что оно из себя представляет. Если у администрации сайта есть возможность, выложите пож-та на сайте небольшой видео-ролик или хотя бы дайте ссылочку. Буду весьма признателен. А вообще впервые слышу о литургии Патриарха Тихона. Спасибо за информацию.