Болгарская

Безумный символ Софии

27 декабря на главной площади болгарской столицы вопреки протестам Святейшего Синода Болгарской Православной Церкви и православной общественности была установлена языческая статуя, названная городскими властями “Символом Софии”.

Вопрос об установке памятника, который стал бы символом Софии, впервые был поднят в июне 1998 года, когда мэрия объявила о своей инициативе по его созданию. Первоначально статую планировалось установить на шпиле бывшего ЦК БКП, но последовало отрицательное решение парламента по этому вопросу, после чего было выбрано другое место - центральная площадь болгарской столицы. Тогда же будущий памятник получил свое первое название - “Святая София”.

Желание софийских властей создать скульптурный символ города было с интересом и пониманием воспринято всей Болгарией. Однако уже через несколько дней стало ясно, что городская администрация не планирует проводить какого-либо обсуждения или консультаций по виду и форме статуи, и, более того, уже определила исполнителя заказа. Обеспокоенная общественность незамедлительно создала “Инициативный комитет по проблеме статуи т.н. “Святой Софии””, в который вошли представители Православной Церкви, столичных вузов, а также представители различных архитектурных общественных организаций. Еще в июне 1998 года Комитет принял Обращение к городским властям с требованием привлечь к работе над проектом широкий круг специалистов и на конкурсной основе определить исполнителя заказа. К сожалению, мэрия никак не отреагировала на призыв Комитета. Без ответа осталось и обращение Святейшего Синода Болгарской Православной Церкви, который выразил опасение, что статуя, созданная без общественного обсуждения, может не соответствовать своему названию.

За прошедшие с тех пор два года Комитет неоднократно призывал мэрию к сотрудничеству, параллельно развивая просветительскую деятельность в болгарском обществе, пытаясь донести до каждого человека правильное понимание смысла названия столицы. Чтобы привлечь внимание властей и общества к проблеме статуи-символа города, были проведены многочисленные научные конференции и церковно-общественные встречи, посвященные толкованию имени София – Премудрости Божией – второй Ипостаси Пресвятой Троицы, Христа Спасителя. Каково же было всеобщее удивление, когда в 1999 году стало известно, что статуя-символ Софии, которую власти запланировали установить в новогодние дни 2000-2001 гг. в центре города, представляет собой образ... вобравший в себя символику древних эллинских женских божеств.

Разразившийся скандал вынудил мэрию пойти на диалог с общественностью, однако в попытке исправить положение власти не пошли дальше решения о “переименовании статуи”. В начале 2000 года мэр города Стэфан Софиянский заявил, что статуя вместо “Святой Софии” будет теперь именоваться “Символ Софии”. Последнее заявление мэра, которое по сути ничего не изменило, со всей ясностью показало явную преднамеренность действий городских властей.
Давно уже было известно о враждебности мэра Стэфана Софиянского к Православию. Именно софийский градоначальник, являющийся одним из влиятельнейших членов руководства правящего в Болгарии Союза демократических сил, наиболее активно поощряет сегодня раскол в Болгарской Православной Церкви. Именно Софиянский и его администрация с согласия раскольничьего митрополита Софии Иннокентия устраивает в древнейшем храме болгарской столицы - древнеримской базилике “Святой Софии”, в которой заседал знаменитый Сардикийский Собор, регулярные неприличные музыкальные шоу, сценой которым служит церковная солея. И вот теперь история со статуей-символом Софии, которая выражает все что угодно, только не глубокий христианский смысл названия города.

Показательно, что именно дни празднования 2000-летнего юбилея христианства, рубеж тысячелетий, были выбраны для установки в центре столицы православной страны языческой статуи. Для тех, кто внимательно следит за действиями сегодняшних “демократических” болгарских властей, это событие не покажется случайным, напротив, станет в длинный ряд их целенаправленных преступных действий против тысячелетней православной мученической истории и культуры своей страны.

Православный болгарин запомнит 27 декабря, когда над украшенной к Рождеству Христову столицей его Отечества простерла языческие атрибуты статуя, кощунственно названная отцами города “Символом Софии”. Это день очередного поругания над чувствами и самосознанием верующего народа.

Данил Стоянов

Православие.Ru

5 января 2001 года

Трансляция в формате RSS 2.0