онстантинопольска€

»ндульгенции в истории √реческой ÷еркви

/p>

¬ XVI-XVIII веках √реческа€ ÷ерковь, хот€ и огражденна€ от контактов с внешним миром границами ќсманской империи, подвергалась большему вли€нию западного христианства, чем ÷ерковь –усска€. «десь значительно активнее действовала католическа€ пропаганда, особенно с учреждением в 1622-м году Sacra Congregatio de Propaganda Fidei, да и греческие ученые и богословы чаще имели контакты с «ападом, а большинство из них здесь училось. Ёти и другие факторы привели к тому, что √реческа€ ÷ерковь в большей степени, чем –усска€, подверглась западной "метаморфозе", по выражению о. √еорги€ ‘лоровского.

ќдним из про€влений такой "метаморфозы" стало введение в практику √реческой ÷ерквиЕ выдачи христианам индульгенций.[1] Ёто были насто€щие индульгенции - грамоты, разрешавшие от грехов, который мог получить вс€кий, часто за определенную сумму денег. –азрешение, подававшеес€ этими грамотами, согласно ’р. яннарасу, не было св€зано с участием верного ни в таинстве пока€ни€, ни в таинстве ≈вхаристии.[2]

“рудно определить, когда индульгенции, среди греков известные как "apheseis" и "sygchorochartia", вошли в обиход православных, живших под турецким игом. ќни были достаточно распространены уже в шестнадцатом веке. ¬ начале восемнадцатого века »ерусалимский патриарх ƒосифей Ќотарас (1641-1707) пишет об индульгенци€х как о всем известной и древней традиции: "¬озобладал обычай и древн€€ традици€, котора€ известна всем, чтобы св€тейшие патриархи давали церковному народу грамоту об отпущении грехов (sygchorochartion)"[3].

ѕрактика выдачи индульгенций, существовавша€ вначале неофициально, получила официальное подтверждение на  онстантинопольском соборе 1727-го года. Ётот собор был созван в ответ на усилившуюс€ латинскую пропаганду, развернувшуюс€ главным образом в —ирии, ћесопотамии, ѕалестине и ≈гипте, и стал продолжением  онстантинопольского собора 1722-го года[4]. —обор издал "»споведание веры"[5], текст которого был составлен »ерусалимским патриархом ’рисанфом (Ж1731), подписанное патриархами:  онстантинопольским ѕаисием II, јнтиохийским —ильвестром и »ерусалимским ’рисанфом, а также архиере€ми, находившимис€ в то врем€ в  онстантинополе и принимавшими участие в соборе.

»так, в 13-м пункте документа говоритс€: "¬ласть оставлени€ грехов, которое, если подаетс€ письменно, ¬осточна€ ’ристова ÷ерковь именует "разрешительными грамотами" (sygchorochartia), а латин€не - "индульгенци€ми" (intulgentzas),.. даетс€ ’ристом в св€той ÷еркви. Ёти разрешительные грамоты выдаютс€ во всей —оборной ÷еркви четырьм€ св€тейшими патриархами:  онстантинопольским, јлександрийским, јнтиохийским и »ерусалимским."[6]

 ак видно из обоих приведенных отрывков, патриарха ƒосифе€ и  онстантинопольского собора, выдача индульгенций св€зывалась с властью православных патриархов. ѕриписывание патриархам (и только им, как видно из текста "»споведани€") власти отпускать грехи и выдавать специальные грамоты было искаженным рудиментом древнего института "ѕентархии", который сформировалс€ после IV ¬селенского собора и, безусловно, претерпел кризис в эпоху турецкого господства и распространени€ латинских вли€ний. ¬ сознании греков той эпохи, которые к тому времени во многом привыкли мыслить западными стереотипами, власть православных патриархов во многом была ассоциирована с властью римского папы.

¬ своей полемике с латинством греки подвергали сомнению не само по себе €вление индульгенции, но то, что –имские папы приписывали право раздавать отпущение грехов исключительно себе. “ак, в том же 13-м пункте соборного исповедани€ сказано: "√оворить же, что власть давать (индульгенции) имеет только –имский папа, есть €вна€ ложь"[7].

ѕримечательно, что даже такой богослов и знаток канонического предани€ ÷еркви как преп. Ќикодим —в€тогорец не только не отвергал, но и следовал практике индульгенций. “ак, в своем письме епископу —тагонскому ѕаисию, который в то врем€ находилс€ в  онстантинополе, датированном апрелем 1806-го года, он просит его вз€ть в патриархии "разрешительную грамоту" дл€ одного "живого монаха", тоже по имени Ќикодим, и прислать ему. ќн обещает ему, что вышлет деньги, необходимые дл€ покупки грамоты, как только узнает, сколько она будет стоить.[8]

»ндульгенции как средство обогащени€ были осуждены на  онстантинопольском соборе 1838-го года. Ётот собор, как и собор 1727-го года, был посв€щен опровержению латинских догматов и обычаев. ≈го главной темой была "уни€". ќкружное послание, изданное собором, подписали  онстантинопольский патриарх √ригорий VI и »ерусалимский патриарх јфанасий, а также одиннадцать архиереев  онстантинопольского синода. ≈го текст был послан также отсутствовавшим патриархам јлександрийскому »ерофею и јнтиохийскому ћефодию.[9]

¬ 9-м пункте ќкружного послани€ осуждаетс€ "ужасное и неслыханное злоупотребление, происход€щее от дерзости, по которой епископы –има св€тейшие, св€щеннейшие и страшные предметы веры св€щенной ’ристовой веры используют как средство добывани€ денег"[10]. «десь осуждаетс€ только взимание денег за отпущение грехов, да и то только в юбилейные годы. —амо по себе €вление индульгенции оп€ть не находит должной богословской оценки собора. ¬ послании также нигде не упоминаетс€ и не осуждаетс€ практика √реческой ÷еркви, аналогична€ осуждаемой собором.

¬прочем, даже соборными решени€ми было сложно искоренить практику, укоренившуюс€ в народе. Ќасколько укорененной была эта практика, говорит тот факт, что "разрешительные грамоты" дожили в √реции до середины двадцатого века.[11]


[1] ѕо этому поводу существует специальное исследование ‘илиппа »лиоса: Sygchorochartia // Ta Istorika, јфины, т. 1 (1983), 35-84, т. 3 (1985), 3-44. —м. также: ’. яннарас, Orthodoxia kai Dysi sti Neoteri Ellada (ѕравославие и «апад в новейшей √реции), јфины, 31996, 149-153.

[2] ’. яннарас, Orthodoxia kai Dysi sti Neoteri Ellada (ѕравославие и «апад в новейшей √реции), јфины, 31996, 150.

[3] ѕападопулос- ерамевс, ј., Symbolai eis tin istorian tis archiepiskopis tou orous Sina (  истории —инайской архиепископии), —анкт-ѕетербург, 1908, 133.

[4] “екст ќкружного послани€, изданного собором 1722 года, см. в:  армирис, »., Ta Dogmatika kai Symbolika mnimeia tis Orthodoxou Katholikis Ekklisias (ƒогматические и символические пам€тники ѕравославной  афолической ÷еркви), t. 2, Graz-Austria, 21968, 822-859.

[5] »здано в:  армирис, »., Ta Dogmatika kai Symbolika mnimeia tis Orthodoxou Katholikis Ekklisias (ƒогматические и символические пам€тники ѕравославной  афолической ÷еркви), t. 2, Graz-Austria, 21968, 861-870.

[6]  армирис, »., Ta Dogmatika kai Symbolika mnimeia tis Orthodoxou Katholikis Ekklisias (ƒогматические и символические пам€тники ѕравославной  афолической ÷еркви), t. 2, Graz-Austria, 21968, 867-868.

[7]  армирис, »., Ta Dogmatika kai Symbolika mnimeia tis Orthodoxou Katholikis Ekklisias (ƒогматические и символические пам€тники ѕравославной  афолической ÷еркви), t. 2, Graz-Austria, 21968, 868.

[8] ‘илиппа »лиоса: Sygchorochartia // Ta istorika, јфины, t. 3 (1985), 22-23.

[9] ≈го текст опубликован в:  армирис, »., Ta Dogmatika kai Symbolika mnimeia tis Orthodoxou Katholikis Ekklisias (ƒогматические и символические пам€тники ѕравославной  афолической ÷еркви), t. 2, Graz-Austria, 21968, 894-902.

[10]  армирис, »., Ta Dogmatika kai Symbolika mnimeia tis Orthodoxou Katholikis Ekklisias (ƒогматические и символические пам€тники ѕравославной  афолической ÷еркви), t. 2, Graz-Austria, 21968, 898.

[11] “ак, например, ‘илипп »лиос обнаружил индульгенцию, датированную 1955-м годом.

Сергей Говорун

22 августа 2001 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0