Московский Патриархат отстранился от Константинопольского, но не прервал евхаристического общенияМосква, 8 ноября 8 ноября Священный Синод Русской Православной Церкви распространил официальное Заявление по поводу действий Константинопольского Патриархата в Эстонии. Священный Синод "с горечью и с тревогой за судьбу православного единства выражает глубокую обеспокоенность в связи с недавними действиями Константинопольского Патриарха Варфоломея в Эстонии, повернувшими вспять процесс согласованного разрешения проблем, касающихся церковного положения в этой стране". Еще раз рассказав о сути конфликта, Синод подчеркнул, что "Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата предпринял усилия к тому, чтобы пребывание Патриарха Варфоломея в Эстонии положило конец четырехлетнему противостоянию между юрисдикциями двух Церквей в этой стране". Однако миротворческий путь был отвергнут константинопольской стороной. Поэтому "Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, насчитывающая свыше 100.000 верующих, не приняла участия в каноническом общении с прибывшей в Эстонию делегацией во главе с Патриархом Варфоломеем, считая его ответственным за раскол православного сообщества в Эстонии". Напомнив нынешние декларации Константинопольского Патриарха, "противоречащие духу совместного решения Священных Синодов двух Церквей от 16 мая 1996 года, принятого на основе Цюрихских договоренностей апреля 1996 года", руководство Русской Церкви выразило опасение дальнейшим развитием событий. В частности, речь идет о "возможном возвращении к трагическому положению февраля - мая 1996 года, когда из-за раскольнических действий Константинопольского Патриархата в Эстонии православные христиане Константинопольской и Русской Церквей, живущие по всему миру в тесной духовной связи, оказались лишенными совместного евхаристического общения у единой Чаши Христовой". Священный Синод подчеркнул, что позиция Константинопольского Патриарха "дезавуирует самые основные компромиссные договоренности, на которые Русская Православная Церковь пошла "по крайней икономии", глубокому снисхождению, добровольно ущемляя свои принципиальные канонические позиции ради восстановления канонического единства между православными верующими двух юрисдикций не только в Эстонии, но и во всем мире". В Заявлении подробно рассматривается история Православия на эстонской земле. "Православные общины на территории современной Эстонии на протяжении семи столетий находились в составе Русской Православной Церкви. Ее заботами и усердием были построены на этой земле все православные храмы". Двойственность в каноническом статусе Православной Церкви в Эстонии возникла в связи с политическими изменениями в начале ХХ-го века, а затем в связи с незаконной деятельностью печально известного Константинопольского патриарха Мелетия. Эстонская Церковь получила автономию от Русской Православной Церкви постановлением Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 10 мая 1920 года. В 1935 году Православная Церковь в Эстонии получила гражданскую регистрацию с наименованием "Эстонская Апостольская Православная Церковь" (ЭАПЦ), "в Уставе которой ничего не говорилось о подчинении Константинополю, представители которого после 1923 года даже не посещали Эстонию". В июне 1940 года расширенный Синод ЭАПЦ принял решение о восстановлении вынужденно прерванных историческими обстоятельствами канонических отношений с Русской Православной Церковью, в связи с чем была образована Эстонская епархия Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 августа 1992 года и Томосом Патриарха Московского и всея Руси от 26 апреля 1993 года были восстановлены права автономии Эстонской епархии Русской Православной Церкви, и она получила право называться "Эстонская Православная Церковь". Церковный раскол был спровоцирован следующим образом. Вначале группа из нескольких клириков вопреки решению Собора Эстонской Православной Церкви заявила о своей принадлежности к зарубежной церковной структуре ЭАПЦ с центром в Стокгольме. Затем 11 августа 1993 года был зарегистрирован "Устав Эстонской Апостольской Православной Церкви" (от 1935 года), поданный от имени зарубежного Стокгольмского "Синода ЭАПЦ", и этой структуре властями были переданы права на всю церковную собственность. Раскол был поддержан Константинопольским Патриархом Варфоломеем, который 25 мая 1995 года по радио призвал православных верующих Эстонии "скорейшему возрождению Эстонской Автономной Православной Церкви в непосредственном общении с Вселенским Патриархатом". "Неоднократные призывы со стороны Московского Патриархата к Константинопольской Патриархии проявить благоразумие" не принесли успеха. Раскол углублялся, и 23 февраля 1996 года Священный Синод Русской Православной Церкви признал "данную акцию раскольнической, вынуждающей нашу Церковь приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом, а также прекратить поминовение Патриарха Константинопольского по диптиху Предстоятелей Поместных Православных Церквей". Однако вскоре после переговоров на Совместной комиссии Константинопольского и Московского Патриархатов и принятия меморандума евхаристическое общение было восстановлено. В Заявлении подробно рассматривается дальнейший ход событий, приводивший ко все большему обострению церковной ситуации в Эстонии. "С неизмеримой болью" Священный Синод Русской Православной Церкви свидетельствует, что действия Константинопольского Патриарха в Эстонии говорят "о последовательном намерении Константинополя узурпировать каноническую власть в Эстонии и лишить Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата не только юридического, но и канонического права наследия в стране, где православие взросло и укреплялось стараниями подвижников веры и благочестия, русских и эстонцев по языку, верных чад Русской Православной Церкви". Синод Русской Церкви открыто заявляет, что политика Константинопольского Патриарха, направленная на создание "национальной церкви" в Эстонии "не только противоречит принципам, выработанным внутри самой Константинопольской Церкви, осудившей этнофилетизм, но также вносит мощный импульс в гражданское противостояние в Эстонской Республике по этническому признаку, о чем имеются свидетельства от гражданских представителей этого государства, декларирующего демократические принципы". Священный Синод в своем Заявлении "подтверждает автономный статус Эстонской Православной Церкви в лоне Матери Церкви - Московского Патриархата, предоставленный святым исповедником Всероссийским Святейшим Патриархом Тихоном и утвержденный Томосом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II". Более того, "выражая свою Первосвятительскую поддержку Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и ее предстоятелю", Патриарх Московский и всея Руси Алексий своим Указом от 6 ноября 2000 года возвел Преосвященного архиепископа Таллинского и всея Эстонии Корнилия в сан митрополита. Как подчеркивается в Заявлении, Русская Православная Церковь "будет и впредь проявлять заботу о всех своих верных чадах, пребывающих за пределами Российского Государства". Священный Синод также заявляет, что "до времени восстановления согласия в вопросах канонического бытия Православной Церкви в Эстонии и достижения мира и справедливости по отношению ко всем православным в этой стране, Московский Патриархат решительно отстраняется от любых собраний с участием Патриарха Константинопольского Варфоломея, Преосвященного Иоанна, главы Финляндской Архиепископии Константинопольского Патриархата, и Преосвященного Стефаноса, главы юрисдикции Константинопольского Патриархата в Эстонии". В частности, представители Русской Православной Церкви воздержатся от участия в устраиваемых Константинопольской Патриархией мероприятиях 30 ноября с.г. в Стамбуле, приуроченных к престольному празднику храма ап. Андрея Первозванного, в рождественских юбилейных празднованиях 25 декабря с.г. в Стамбуле, а также в экологическом симпозиуме во время круиза Патриарха Варфоломея по Балтийскому морю, намеченного на период с 25 мая по 5 июня 2001 года. Священный Синод заключает свое Заявление следующими словами: "Как бывает всегда, во времена тяжелых испытаний, мы повергаем всю нашу надежду в руки Божии, полагаясь на Его Всеблагой Промысл, Покров Его Пречистой Матери и Приснодевы Марии, заступничество всех святых и сугубые молитвы новопрославленных новомучеников российских, паки и паки возносим наши смиренные моления Пастыреначальнику Господу нашему Иисусу Христу да вразумит всех нас и соберет во едино (Ин. 17)". |
Также в этом разделе
|