Преподобный Прокопий СазавскийОдин Сазавский инок, скрывший свое имя, писал: « во время князя Ульриха был пустынник, по имени Прокопий, родом Богемец из деревни Хотун, весьма правильно наученный славянским письменам, изобретенным некогда святейшим Кириллом, в мире превосходный священник, совершавший чистое житие и чисто отправлявший тайны, а после того облеченный в иноческую одежду жил непоколебимо в вере, один с единым Богом».Это известие мы находим в летопиписи Косьмы Пражского под 1038 г.
Прп. Прокопий начал изучать славянскую грамоту еще в доме родителей, которые держались правил веры и жизни, посеянных в Богемии св. Мефодием. Со временем родители отправили его в Велеград, где в это время науки преподавались на славянском языке. Святитель Филарет, архиепископ Черниговский приводит такой стихотворный отрывок из Градяцкой рукописи, начала XIV века, в которой находиться сказание о прп. Прокопии на чешском языке:
«Святый Прокопий – из славянского
рода, После окончания учебы, Прокопий был рукоположен во священника и усердно учил свою паству правилам православной Церкви. Но спустя некоторое время ища уединения он удалился в пустынное место, где поселился в пещере и проводил жизнь по примеру восточных отшельников. Однажды герцог Ульрих, во время охоты, обнаружил отшельника в глухом лесу. Беседуя с герцогом Прокопий просил его построить храм св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Добрый государь исполнил просьбу подвижника. Так на реке Сазаве была основана пустынная обитель. Это произошло не раньше 1012 года, когда Ульрих стал владетельным герцогом. Благодаря покровительсву герцога и старанями преп. Прокопия Сазавская обитель процветала. Богослужение в ней совершалось по славянски. Преемник Ульриха король Брячислав поддерживал монастырь, но противники славянского богослужения – латиняне – чинили препятствия прп. Прокопию. Почувствовав приближение смерти, святой объявил братии, что спустя три дня умрет и предсказал им скорое, но непродолжительное гонение. Так все и произошло. Прп. Прокопий почил на третий день, 1 апреля 1053 года. В 1055 году Сазавских иноков обвинили в том,что славянская письменность «вводит ересь» и выгнали из обители, поместив в ней немекцких ксендзов. Но в 1061 король Вратислав возвратил изгнанников в их родную обитель. Вратислав просил самого папу Римского утвердить славянское богослужение, но гордый Григорий VIII ответил отказом. В 1080 году он писал Вратиславу: «ваше высочество просили, чтобы совершалась у вас служба на cлавянском языке; мы никак не можем быть благосклонны к вашей просьбе. Мы убеждены, что не напрасно угодно было Богу, чтобы некоторыя места священнаго Писания были сокрыты и чтобы оно было не всм ясно или понятно, дабы чрез то не пришло в пренебрежение или худо понятое не ввело в заблуждение. Не извинительно, что некоторыя духовныя особы безпрекословно исполняли требованЁя народа и допустили безпорядки. Первоначальная Церковь (Богемии) много потворствовала тому; но впоследствии, когда христианство окрепло, это исправлено по строгом изследовании. Потому, не смотря на ваше требование неблагоразумное, повелеваем властию блаженнаго Петра и в славу Божию - противостать суетной дерзости всеми силами». Однако король Вратислав не обратил внимания на волю папы и славянское богослужение в Сазавской обители продолжалась. Святитель Филарет, архиепископ Черниговский, упоминает о сохранившемся Евангелии, написанном рукою самого прп. Прокопия с использованием кириллического алфавита. Другая часть книги написана глаголицей. Здесь мы находим надпись следующего содержания: « а друга страна тиехто книжек… ту псал святи отец Прокоп сву руку». По свидетельству святителя Филарета уцелел и другой памятник чешского православия – это светильны постной и цветной триоди, оказавшиеся на переплете 1053 года. Андрей Шестаков по книге " Жития святых чтимых православной Церковью" арх. Филарет (Гумилевский), Сретенский монастырь, 2000, c.187-190 |
Также в этом разделе
|