Один Сазавский инок, скрывший свое имя, писал: «
во время князя Ульриха был пустынник, по имени Прокопий,
родом Богемец из деревни Хотун, весьма правильно наученный
славянским письменам, изобретенным некогда святейшим
Кириллом, в мире превосходный священник, совершавший
чистое житие и чисто отправлявший тайны, а после того
облеченный в иноческую одежду жил непоколебимо в вере,
один с единым Богом».Это известие мы находим в
летопиписи Косьмы Пражского под 1038 г.
Долина реки Сазавы
|
Долина реки Сазавы |
/p>
Прп. Прокопий начал изучать славянскую грамоту еще в доме
родителей, которые держались правил веры и жизни,
посеянных в Богемии св. Мефодием. Со временем родители
отправили его в Велеград, где в это время науки
преподавались на славянском языке. Святитель Филарет,
архиепископ Черниговский приводит такой стихотворный
отрывок из Градяцкой рукописи, начала XIV века, в которой
находиться сказание о прп. Прокопии на чешском языке:
«Святый Прокопий – из славянского
рода,
Недалеко от Чешского брода:
Ту весь Бог добре расплодил,
В коей святой родился.
Всякий посмеет заверить,
Той весе имя Хотун.
В ней жил старый кмет,
Имел он себе много лет.
Жена его была дворянка…
Прокопий от детства своего
Хранил себя весьма честно:
По Боге Творце жил,
А мирскую суету пренебрегал.
Видя то родители,
Какого имели сыночка,
Положили между собою совет:
Отослать его в Велеград,
К учителю славному,
Чтобы учил его всякому чтению.
Там было славно учение,
Цвело на языке Славянском…»
После окончания учебы, Прокопий был рукоположен во
священника и усердно учил свою паству правилам
православной Церкви. Но спустя некоторое время ища
уединения он удалился в пустынное место, где поселился в
пещере и проводил жизнь по примеру восточных отшельников.
Однажды герцог Ульрих, во время охоты, обнаружил
отшельника в глухом лесу. Беседуя с герцогом Прокопий
просил его построить храм св. Предтечи и Крестителя
Господня Иоанна. Добрый государь исполнил просьбу
подвижника. Так на реке Сазаве была основана пустынная
обитель. Это произошло не раньше 1012 года, когда Ульрих
стал владетельным герцогом. Благодаря покровительсву
герцога и старанями преп. Прокопия Сазавская обитель
процветала. Богослужение в ней совершалось по славянски.
Преемник Ульриха король Брячислав поддерживал монастырь,
но противники славянского богослужения – латиняне
– чинили препятствия прп. Прокопию.
Почувствовав приближение смерти, святой объявил братии,
что спустя три дня умрет и предсказал им скорое, но
непродолжительное гонение. Так все и произошло. Прп.
Прокопий почил на третий день, 1 апреля 1053 года. В 1055
году Сазавских иноков обвинили в том,что славянская
письменность «вводит ересь» и выгнали из
обители, поместив в ней немекцких ксендзов. Но в 1061
король Вратислав возвратил изгнанников в их родную
обитель. Вратислав просил самого папу Римского утвердить
славянское богослужение, но гордый Григорий VIII ответил
отказом. В 1080 году он писал Вратиславу: «ваше
высочество просили, чтобы совершалась у вас служба на
cлавянском языке; мы никак не можем быть благосклонны к
вашей просьбе. Мы убеждены, что не напрасно угодно было
Богу, чтобы некоторыя места священнаго Писания были
сокрыты и чтобы оно было не всм ясно или понятно, дабы
чрез то не пришло в пренебрежение или худо понятое не
ввело в заблуждение. Не извинительно, что некоторыя
духовныя особы безпрекословно исполняли требованЁя народа
и допустили безпорядки. Первоначальная Церковь (Богемии)
много потворствовала тому; но впоследствии, когда
христианство окрепло, это исправлено по строгом
изследовании. Потому, не смотря на ваше требование
неблагоразумное, повелеваем властию блаженнаго Петра и в
славу Божию - противостать суетной дерзости всеми
силами». Однако король Вратислав не обратил внимания
на волю папы и славянское богослужение в Сазавской обители
продолжалась.
Святитель Филарет, архиепископ Черниговский, упоминает о
сохранившемся Евангелии, написанном рукою самого прп.
Прокопия с использованием кириллического алфавита. Другая
часть книги написана глаголицей. Здесь мы находим надпись
следующего содержания: « а друга страна тиехто
книжек… ту псал святи отец Прокоп сву руку».
По свидетельству святителя Филарета уцелел и другой
памятник чешского православия – это светильны
постной и цветной триоди, оказавшиеся на переплете 1053
года.
Андрей Шестаков по книге " Жития святых чтимых православной Церковью" арх. Филарет (Гумилевский), Сретенский монастырь, 2000, c.187-190