О жизни и деятельности Игнатия Богоносца
мы мало что можем сказать абсолютно точно. По одним
источникам он был грек, родом из Антиохии, по другим же
– сириец, на что указывает несовершенный
греческий язык его посланий.
Существует предание о том, что Игнатий был именно тем
мальчиком, которого Господь Иисус Христос взял к себе на
руки и сказал: «Истинно говорю вам, если не
обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство
Небесное» (Мф. 18,1-3). Несмотря на то, что далеко
не все принимают это предание, большинство из авторов
склоняются к тому, что Игнатий с детства пребывал в учении
Христовом. Так Евсевий Памфил пишет, что будущий святитель
вместе со святым Поликарпом Смирнским (+ 167) и Папием
Иерапольским (+ 130) был учеником св. апостола Иоанна
Богослова (+ нач. II века). В «Похвальном слове
священномученнику Игнатию Богоносцу» святитель Иоанн
Златоуст пишет следующее «… воспитывался под
руководством святых апостолов, неразлучно находясь при
них, и был их соучеником во всем, почерпнув из недр их
обильные струи».
Нет также однозначного мнения касательно того, в какое
время Игнатий стал епископом Антиохийским. У Евсевия
Кесарийского мы находим сведения о том, что на
Антиохийской кафедре он был преемником Еводия (апостола от
70-ти, + ок. 66), рукоположенного первоверховным апостолом
Петром. Но, однако, Феодорит, в свою очередь, утверждает,
что хиротония святого Игнатия была совершена самим
апостолом Петром. Наравне с этими двумя мнениями бытует и
третье, наиболее похожее на истину. Его суть заключается в
том, что и Еводий и Игнатий были в одно и тоже время
епископами Антиохии. Первый был поставлен над обращенными
иудеями, второй – над уверовавшими язычниками. И уже
после смерти святителя Еводия Игнатий Богоносец, служивший
по словам свт. Иоанна Златоуста «…образцом
добродетелей, явившим в лице своем все достоинство
епископа…», вступил в полное управление
Антиохийской Церковью. Именно в это время за ревностную
веру, целомудрие, кроткий и тихий нрав паства Игнатия
прозвала его «Богоносцем».
Гонения, развязанные императором Домицианом (81 - 96) не
коснулись епископа, который очень скорбел из-за того, что
ему самому не удалось принять высшее благо –
мученические страдания за Христа. «Если пострадаю, -
говорил св. Игнатий, - буду отпущенником Христа и
воскресну в Нем Свободным». Но через несколько лет в
106 году, отправляясь в поход против персов, император
Траян, издавший указ о необходимости в честь победы над
скифами повсюду воздавать благодарения языческим идолам,
остановился в Антиохии. И уже в это время епископ
Антиохийский был лично доставлен к Траяну, где св. Игнатий
открыто проповедал веру во Христа и свое твердое убеждение
в ней, за что и был приговорен к смертной казни. Однако
Траян, принимая во внимание то, в каком почете находился
Игнатий Богоносец у своей паствы, решил отправить его на
казнь в Рим, чтобы не давать местным христианам
мученического примера. Но шествие святителя Игнатия через
Малую Азию и Македонию принесло совершенно противоположные
плоды – Игнатий показал образец истинной и твердой
веры и готовности принять за нее муки. И что является для
нас сегодня очень важным, именно во время этого перехода
Игнатий написал семь посланий – единственное
дошедшее до нас свидетельство его апостольской
деятельности. В Смирне, проведя несколько дней со своим
другом Поликарпом Смирнским, святой Игнатий написал четыре
из семи посланий: к ефесенам, римлянам, магнезийцам и
траллийцам. В Троады, где его встретило известие о
прекращении гонений на христиан в Антиохии, он написал
послания к филадельфийцам, смирнянам и к епископу
Поликарпу.
В Риме 20 декабря 107 года, в день языческого праздника,
св. Игнатий Богоносец был отдан на растерзание львам.
Точная дата его мученичества известна благодаря
Мученическим Актам (протоколам допроса и приговору) св.
Игнатия, датированные IV-V в.