Икона из скита св. Анны 14 в.
|
Икона из скита св. Анны 14 в. |
/p>
Святой Иоанн родился в Сирийском городе Дамаске - столице
мусульманского мира -около 680 года. Его отец Сергий
Мансур был христианином и служил при дамасском калифе
главным казначеем. Когда Иоанну было десять лет, его отец
нашел среди пленных, приведенных на дамасский рынок,
образованного монаха, который, как оказалось, был силен не
только в светских науках, но в музыке и богословии. Этот
монах обучал Иоанна и его приемного брата Косму (будущего
епископа Маюмского) наукам, но особенного успеха добился
от братьев в богословии. Вскоре монах покинул семью,
объяснив отцу мальчиков, что они стали мудрыми мужами. Сам
Сергий вскоре умер, и Иоанн был вынужден занять место отца
на службе у калифа. Через некоторое время калиф,
заметивший высокую образованность и мудрость Иоанна,
сделал его своим первым министром и градоначальником
Дамаска.
Иоанн очень тяготился своим положением, но богатство и
роскошь не смогли повредить чистоте его души. Несмотря на
все трудности, связанные с его положением, он горел
пламенной любовью к Православной Церкви и всегда, как и
его отец, защищал христиан от гнета мусульман. Как он сам
позже выразился: «Я сделался защитником Церкви и
принес на ее защиту вверенный мне талант слова».
В 726 г. в Византийской империи наступает пора
иконоборчества. Император Лев Исаврянин (716 – 741)
задался целью: обратить арабов к христианству для того,
чтобы обезопасить себя в будущем от их опустошающих
набегов. Но одним из важных препятствий на пути
претворения в жизнь его замысла стало иконопочитание,
которое мусульмане не могли принять в принципе.
Решение было простым: император издает указ, запрещающий
почитание святых икон и даже их употребление. Этот указ
вызвал серьезные волнения в Византийской империи, расколол
ее на два лагеря – иконоборцев и иконопочитателей.
Отход от истины ради политических интересов вызвал сильное
сопротивление со стороны Константинопольского Патриарха
Германа, Папы Григория III и уже ставшего к тому времени
великим богословом Иоанна Дамаскина. Превосходный дар
слова, которым действительно обладал Иоанн, помог ему в
составлении «Слов» и «Посланий»,
которые с жадностью читались в Константинополе и других
городах, переходили из рук в руки и попросту
пересказывались. В своих творениях Иоанн Дамаскин очень
эффективно использовал все возможные исторические
аргументы, ссылался на притчи, рассказанные святыми. Он
говорил, что если тени и носовые платки апостолов исцеляли
болезни, то почему мы не можем почитать их иконы?
Все эти призывы и увещевания действовали, в основном, на
простых людей – одних укрепляя на пути исповедания
истинной веры, другим – оступившимся – помогая
найти эту самую истину. Но императора же они только
раздражали, и он попросту постарался избавиться от
основных своих оппонентов. Он низложил Патриарха Германа,
а папу Григория III приказал либо отравить, либо умертвить
мечем. Но задуманное ему, к счастью, не удалось - римляне
заступились за своего папу с оружием в руках. Иоанна
Дамаскина иконоборец решил оклеветать перед калифом. Он
приказал своему писцу, чтобы тот подделал почерк Иоанна и
написал письмо, адресованное ему же – Императору
Византии, в котором якобы Иоанн Дамаскин предлагает
императору помощь в свержении калифа.
Икона Божией Матери |
Икона Божией Матери |
Когда письмо было готово, Лев Исаврянин
послал его калифу в знак дружбы между ними. Прочитав
это письмо, калиф вознегодовал, и не взирая на
предыдущие заслуги своего верного слуги, даже не
выслушав его, приказал посадить Иоанна в тюрьму и
отрубить ему правую руку, которой, по его мнению, было
написано это злополучное письмо. Приказание было
исполнено. С собой в тюрьме у Иоанна Дамаскина была
икона Пресвятой Богородицы именуемая
«Троеручница». Взяв свою отрубленную руку и
положив ее перед собой, он упал на колени перед иконой
и стал горячо молиться об исцелении. Измученный
пережитым Иоанн уснул, и во сне он увидел Пресвятую
Богородицу, которая, глядя на него сказала:
«Теперь ты здоров, и горя больше нет».
Очнувшись, Иоанн с великим удивлением обнаружил, что
исцелился, его рука была на месте, о совершенном
наказании говорил только шрам, опоясывающий ее вокруг.
Радость и благодарность переполнили душу Иоанна, и он
написал свою первую величественную песнь: «О Тебе
радуется, Благодатная, всякая тварь».
Слух об этом чуде достиг калифа, и он вызвал к себе
Иоанна. Выслушав на этот раз объяснения Иоанна Дамаскина,
калиф понял, что несправедливо обидел своего верного слугу
и приказал исправить свою ошибку, щедро наградив его и
предложив продолжить службу дальше. Но Иоанн Дамаскин
понял, насколько хрупким является земное золото и мирская
слава и, отказался от всего этого.
Раздав все свое имущество бедным, Иоанн вместе со своим
сводным братом Космой отправляются в обитель преподобного
Саввы Освященного, расположенную вблизи Иерусалима.
Иерусалимский Патриарх Иоанн, в чьем ведении находился
этот монастырь, в Иерусалиме посвящает Иоанна Дамаскина в
пресвитеры и оставляет его проводником при храме
Воскресения Христова. Но после того, как патриарх покидает
это мир, Иоанн возвращается в обитель, где продолжает свои
богословские труды в защиту и прославление Православия.
Иоанн Дамаскин дожил до глубокой старости и скончался
около 780 г.
Святой Иоанн Дамаскин является первым систематиком среди
отцов Церкви, непревзойденным до сих пор писателем
церковных песнопений и рьяным защитником основ
Православия.
Из систематических трудов Иоанна Дамаскина главнейшими
являются:
«Диалектика» (содержит в себе переосмысленное
изложение всего лучшего из Аристотеля, Порфирия, Немезия и
др.);
«Книга об ересях» (в частности, сюда включено
изложение и критика учения Магомета);
«Точное изложение Православной веры».
Среди полемико-догматических сочинений св. Иоанна
Дамаскина первое место занимают книги:
«Послания против порицающих святые
иконы»;
Сочинение против несториан
«Рассуждение».
Именно Иоанну Дамаскину мы обязаны появлением Октоиха
(Осмогласника) – воскресных служб, разделенных на 8
гласов.
Эту книгу и некоторые каноны Иоанна еще при его жизни
стали вводить не только в греческие Церкви, но даже в
сирские, у яковитов и несториан. Своим Окотоихом св. Иоанн
Дамаскин произвел большую перемену в чине богослужения,
поэтому он вновь пересматривал и Устав Иерусалимский
(Саввы Освященного), и Месяцеслов.