Святитель Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея Руси
|
Святитель Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея Руси |
Святитель
Тихон родился 19 января 1865 года в семье сельского
священника Торопецкого уезда Псковской епархии Иоанна
Беллавина. В миру он носил имя Василий. Детские и
юношеские годы его прошли в деревне, в непосредственном
соприкосновении с крестьянством и близости к сельскому
труду. С юных лет он отличался особой религиозной
настроенностью, любовью к Церкви и редкой кротостью и
смирением.
Когда Василий был еще малолетним, его отцу было откровение
о каждом из его детей. Однажды он с тремя сыновьями спал
на сеновале. Ночью он вдруг проснулся и разбудил их.
«Знаете, – заговорил он, – я сейчас
видел свою покойную мать, которая предсказала мне скорую
кончину, а затем, указывая на вас, прибавила: этот будет
горюном всю жизнь, этот умрет в молодости, а этот,
Василий, будет великим». Пророчество явившейся
покойной матери отца со всей точностью исполнилось на всех
трех братьях.
Учился Василий в Псковской Духовной Семинарии в 1878-1883
годах. Скромный семинарист отличался ласковым и
привлекательным характером. Он был довольно высокого
роста, белокурый. Товарищи любили его. К этой любви всегда
присоединялось и чувство уважения, объяснявшееся его
религиозностью, блестящими успехами в науках и всегдашнею
готовностью помочь товарищам, неизменно обращавшимся к
нему за разъяснениями уроков, особенно за помощью в
составлении и исправлении многочисленных в Семинарии
сочинений.
В 1888 году Василий Беллавин, 23 лет от роду, окончил
Санкт-Петербургскую Духовную Академию и в светском звании
получил назначение в родную Псковскую Духовную Семинарию
преподавателем. И здесь он был любимцем не только всей
Семинарии, но и города Пскова.
Стремясь своей чистой душой к Богу, он вел строгую,
целомудренную жизнь и на 26-м году жизни, в 1891 году,
принял монашество. На его постриг собрался почти весь
город. Постригаемый сознательно и обдуманно вступал в
новую жизнь, желая посвятить себя исключительно служению
Церкви. Ему, с молодости отличавшемуся кротостью и
смирением, было дано имя Тихон в честь святителя Тихона
Задонского.
Из Псковской Семинарии иеромонаха Тихона перевели
инспектором в Холмскую Духовную Семинарию, где он вскоре
стал ее ректором в сане архимандрита. На 34-м году жизни,
в 1898 году, архимандрит Тихон был возведен в сан епископа
Люблинского с назначением его викарием Холмской епархии.
Епископ Тихон ревностно отдавался работе по устройству
нового викариатства, а обаянием своего нравственного
облика он приобрел всеобщую любовь не только русского
населения, но и литовцев и поляков.
14 сентября 1898 года владыка Тихон был направлен для
несения ответственного служения за океан, в далекую
американскую епархию в сане епископа Алеутского, с 1905
года – архиепископа. Возглавляя Православную Церковь
в Америке, архиепископ Тихон много сделал в великом деле
распространения Православия, в благоустройстве своей
огромной епархии, в которой он учредил два викариатства, и
в постройке храмов для православных русских людей. А
любовным ко всем отношением, в частности, в устройстве
дома для безвозмездного приюта и питания
бедняков-переселенцев из России, он завоевал всеобщее
уважение. Американцы избрали его почетным гражданином
Соединенных Штатов.
В 1907 году он вернулся в Россию и был назначен на
Ярославскую кафедру. Одним из первых распоряжений по
епархии скромного и простого архипастыря было
категорическое запрещение духовенству при личных к нему
обращениях класть вошедшие в обычай земные поклоны. И в
Ярославле он быстро приобрел любовь своей паствы,
оценившей его светлую душу, что выразилось, например, в
избрании его почетным гражданином города.
В 1914 году он – архиепископ Виленский и Литовский.
После перевода в Вильно он сделал особенно много
пожертвований в различные благотворительные учреждения.
Здесь также выявилась его натура, богатая духом любви к
людям. Он напрягал все свои силы к тому, чтобы помочь
несчастным обитателям Виленщины, лишившимся благодаря
войне с немцами своего крова и средств к существованию и
толпами шедшим к своему архипастырю.
После Февральской революции и сформирования нового Синода
владыка Тихон стал его членом. 21 июня 1917 года
Московский епархиальный съезд духовенства и мирян избрал
его своим правящим архиереем, как ревностного и
просвещенного архипастыря, широко известного даже за
пределами своей страны.
15 августа 1917 года в Москве открылся Поместный Собор, и
Тихон, архиепископ Московский, став его участником, был
удостоен сана митрополита, а затем был избран и
председателем Собора.
Собор ставил своей целью восстановить жизнь Русской
Православной Церкви на строго канонических началах, и
первой большой и важной задачей, остро вставшей перед
Собором, было восстановление Патриаршества. При избрании
Патриарха решено было голосованием всех членов Собора
избрать трех кандидатов, а затем предоставить воле Божией
посредством жребия указать избранника. Свободным
голосованием членов Собора на Патриарший престол были
избраны три кандидата: архиепископ Харьковский Антоний,
архиепископ Новгородский Арсений и митрополит Московский
Тихон.
Перед Владимирской иконой Божией Матери, принесенной из
Успенского собора в храм Христа Спасителя, после
торжественной литургии и молебна 5 ноября схииеромонах
Зосимовой пустыни Алексий, член Собора, благоговейно вынул
из ковчежца один из трех жребиев с именем кандидата, и
митрополит Киевский Владимир провозгласил имя избранника
– митрополита Тихона.
Став во главе русских иерархов, Патриарх Тихон не
изменился, он остался таким же доступным, простым,
ласковым человеком. Все, соприкасавшиеся со Святейшим
Тихоном, поражались его удивительной доступностью,
простотой и скромностью. Широкую доступность Святейшего
нисколько не ограничивал его высокий сан. Двери его дома
всегда были для всех открыты, как открыто было каждому его
сердце – ласковое, отзывчивое, любвеобильное. Будучи
необыкновенно простым и скромным как в личной жизни, так и
в своем первосвятительском служении, Святейший Патриарх не
терпел и не делал ничего внешнего, показного. Но мягкость
в обращении Святейшего Тихона не мешала ему быть
непреклонно твердым в делах церковных, где было нужно,
особенно в защите Церкви от ее врагов.
Неизмеримо тяжел был его крест. Руководить Церковью ему
пришлось среди всеобщей церковной разрухи, без
вспомогательных органов управления, в обстановке
внутренних расколов и потрясений, вызванных всевозможными
«живоцерковниками»,
«обновленцами», «автокефалистами».
Ситуация осложнялась и внешними обстоятельствами: сменой
политического строя и приходом к власти богоборческих сил,
голодом, гражданской войной. Это было время, когда
отбиралось церковное имущество, когда духовенство
подвергалось преследованиям и гонениям, массовые репрессии
захлестнули Церковь Христову. Со всех концов России
приходили к Патриарху известия об этом.
Своим исключительно высоким нравственным и церковным
авторитетом Патриарх смог собрать воедино распыленные и
обескровленные церковные силы. В период церковного
безвременья его незапятнанное имя было светлым маяком,
указывающим путь к истине Православия. Своими посланиями
он звал народ к исполнению заповедей Христовой веры, к
духовному возрождению через покаяние. А его
безукоризненная жизнь была примером для всех.
Для спасения тысяч жизней и улучшения общего положения
Церкви Патриарх принял меры к ограждению
священнослужителей от чисто политических выступлений. 25
сентября 1919 года, уже в самый разгар гражданской войны,
он издал Послание с требованием к духовенству не вступать
в политическую борьбу. Летом 1921 года разразился голод в
Поволжье. В августе Патриарх Тихон обратился с Посланием о
помощи голодающим, направленным ко всем русским людям и
народам Вселенной, и благословил добровольное
пожертвование церковных ценностей, не имеющих
богослужебного употребления. Но новой власти этого было
мало. Уже в феврале 1922 года был издан декрет, согласно
которому изъятию подлежали все драгоценные предметы.
Согласно 73-му апостольскому правилу, это такие действия
являлись святотатством, и Патриарх не мог одобрить такого
изъятия, выразив свое негативное отношение к происходящему
произволу в послании, тем более, что у многих возникли
сомнения в том, что все ценности пойдут на борьбу с
голодом. На местах насильственное изъятие вызвало
повсеместное народное возмущение. По России прошло до двух
тысяч процессов и расстреляно было более десяти тысяч
верующих. Послание Патриарха было расценено как саботаж, в
связи с чем он находился в заключении с апреля 1922 года
по июнь 1923 года.
Особенно много послужил Русской Православной Церкви
Святейший Тихон в мучительную для Церкви пору так
называемого «обновленческого раскола».
Святейший проявил себя верным служителем и исповедником
неповрежденных и неискаженных заветов истинной
Православной Церкви. Он был живым олицетворением
Православия, что бессознательно подчеркивали даже враги
Церкви, называя ее членов «тихоновцами».
«Прошу верить, что я не пойду на соглашения и
уступки, которые поведут к потере чистоты и крепости
Православия», – твердо и авторитетно говорил
Патриарх. Будучи добрым пастырем, отдавшим всего себя делу
Церкви, он к тому же призывал и духовенство:
«Посвящайте все свои силы на проповедь слова Божия,
истины Христовой, особенно в наши дни, когда неверие и
безбожие дерзновенно ополчились на Церковь Христову. И Бог
мира и любви будет со всеми вами!»
Крайне больно было переживать все церковные беды любящему,
отзывчивому сердцу Патриарха. Внешние и внутренние
церковные потрясения, «обновленческий раскол»,
непрестанные первосвятительские труды и заботы по
устроению и умиротворению церковной жизни, бессонные ночи
и тяжелые думы, более чем годичное заключение, злобная,
гнусная травля со стороны врагов, глухое непонимание и
неуемная критика со стороны подчас и православной среды
подточили его когда-то крепкий организм. Начиная с 1924
года Святейший Патриарх стал сильно недомогать.
В воскресенье, 5 апреля 1925 года он служил последнюю
литургию. Через два дня Святейший Патриарх Тихон умер. В
свои последние мгновения своей жизни он обратился к Богу и
с тихой молитвой благодарности и славословия, крестясь,
произнес: «Слава Тебе, Господи, слава
Тебе…» – в третий раз перекреститься он
не успел.
Проститься с Патриархом пришло около миллиона человек,
хотя всех прощавшихся в продолжение каких-нибудь ста часов
не мог вместить Большой собор Донского монастыря Москвы,
где до погребения находилось тело усопшего Патриарха.
На ответственном посту Первосвятителя Русской Церкви
Святейший Тихон пробыл семь с половиной лет. Трудно
представить Русскую Православную Церковь без Патриарха
Тихона в эти годы. Так неизмеримо много сделал он и для
Церкви, и для укрепления самой веры в тяжелые годы
испытаний, выпавших на долю верующих.
Тропарь, глас 1:
Апостольских преданий ревнителя, и Христовы Церкве пастыря
добраго, душу свою за овцы положившаго, жребием Божиим
избраннаго Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим, к
нему с верою и упованием возопиим: предстательством
святительским ко Господу Церковь Русскую в тишине соблюди,
рсточенная чада ея во едино стадо собери, оступившия от
правыя веры к покаяния обрати, страну нашу от междоусобныя
брани сохраниа, и мир Божий людем испроси.
Кондак, глас 2:
Тихостию нрава украшен, кротость и милосердие кающимся
являй, во исповедании Православныя веры и любве ко Господу
тверд и непреклонен пребыл еси, свяителю Христов Тихоне.
Молися о нас, да не разлучимся от любве Божия, яже о
Христе Иисусе Господе нашем.
Из службы святителю.