Епископ Афанасий (Евтич)
|
Епископ Афанасий (Евтич) |
/p>
Епископ Афанасий (Евтич) родился 8 января 1938 года в селе
Брдарици в Шабацком крае на западе Сербии. После окончания
начальной школы в Драге и гимназии в Шабаце поступил в
Белградскую семинарию, которую закончил в июне 1958 года.
В сентябре того же года поступил на Богословский факультет
Сербской Православной Церкви в Белграде и вскоре был
призван на действительную военную службу.
По возращении из армии по благословению епископа
Шабацко-Вальевского Иоанна (Велимировича) принял
монашеский постриг, который 3 декабря 1960 года совершил
архимандрит Иустин Попович в монастыре Пустиня под
Вальево. Будучи собратом монастыря Троноша под Лозницей,
продолжил учебу на Богословском факультете. На Богоявление
1961 года еп.Иоанном рукоположен во иеродиакона. В июне
1963 года защитил диплом. В этом же году на праздник
Успения Пресвятой Богородицы рукоположен в иеромонаха.
По окончании Богословского факультета, подал прошение
Священному Синоду о разрешении на продолжение образования
в Греции и в феврале 1964 года был направлен патриархом
Германом в Богословскую академию на о. Халка (Турция). В
академии иеромонах Афанасий пробыл до июня 1964 года,
после чего переехал в Грецию, где на богословском
факультете Афинского университета под руководством
профессора догматики академика Иоанна Карми написал
докторскую диссертацию на греческом языке на тему:
«Экклесиология апостола Павла по св. Иоанну
Златоусту». Защита диссертации состоялась 2 июня
1967 года. После защиты диссертации еще год прожил в
Афинах, продолжая научную работу в основном в области
патристики. В это же время служил приходским священником в
афинской русской церкви.
Осенью 1968 года по благословению своего правящего
архиерея отправляется в Париж для дальнейшего продолжения
научной работы и изучения французского языка в
Свято-Сергиевском богословском институте. Спустя год
пребывания во Франции учебным советом института назначен
преподавателем «Ведения в теологию и патрологию с
аскетикой». Занимал эту должность в течение трех
последующих лет. В последний год своего пребывания в
Париже (1971-72гг.) преподавал также Историю Церкви
византийского периода. Периодически читал лекции по
патрологии на Римо-католическом теологическом факульте
(Institut Catholique de Paris), и по византийской
литературе в Сорбонне (Hautes Etudes). Служил в русских,
сербских, греческих и французских приходах. В качестве
представителя Свято-Сергиевского института участвовал в
работе I-ой конференции православных богословов в Америке,
состоявшейся в Бостоне в сентябре 1970 года.
Летом 1972 года вернулся в Югославию. Осенью того же года
назначен управляющим дома студентов при Богословском
факультете. В 1973 году выбран доцентом на кафедру
Патрологии (Церковная литература и мысль св. отцов Востока
и Запада). Преподавал историю Церкви. В 1983 году избран
экстраординарным, а в 1987 году ординарным профессором на
кафедре Патрологии. Избирался деканом Богословского
факультета в 1980/81 и 1990/91учебных годах. Во время
работы на факультете опубликовал около сотни научных
работ. Тогда же начал издаваться его труд
«Патрология».
Принимал активное участие в культурной жизни Белграда,
неоднократно участвовал в беседах и встречах, на которых
своими открытыми выступлениями, прекрасным знанием
богословия и философии, великолепной эрудицией вызвал
особые симпатии и уважение слушателей, особенно среди
молодежи. Принимал активное участие в многочисленных
диспутах с апологетами марксизма и материализма.
Известность получили его публикации в печати, особенно в
печатном органе Сербской Церкви «Православие»,
где он был одним из главных авторов.
В своей деятельности уделял особое внимание положению
Сербской Церкви и народа в Косово и Метохии и других
областях СФРЮ. Принимал активное участие в cборе и
подготовке исторических документов о сербских
новомучениках.
В 1991 году Архиерейским Собором СПЦ избран епископом
Банатским. Епископская хиротония состоялась 7 июля 1991
года в Вршце. На Банатской кафедре (Сербия, Воеводина)
оставался неполный год. В мае 1992 года по решению
Архиерейского Собора назначен на Захолмско-Герцеговинскую
кафедру (Босния и Герцеговина). Из-за начала активных
боевых действий на территории Боснии и Герцеговины
настолонование в Мостаре, где находилась кафедра, стало
невозможным. Настолонование произошло в Требинье на
Видовдан 1992 года. Епископская кафедра была перенесена
туда же в Требинье в монастырь Тврдош, где и находится по
сей день. В управление владыке Афанасию досталась епархия,
которая на протяжении десятилетий не имела своего епископа
и к тому же была охвачена жестокой и кровопролитной
войной. Во время войны владыка Афанасий постоянно
оставался со своим народом, сербской армией, посещал
военнопленных и беженцев, крестил, проповедовал.
Неоднократно выступал с критикой политики Запада, США и
мусульманского мира в конфликте на территории бывшей
Югославии. Обращался с открытыми письмами к мировым
политическим лидерам.
В 1994 году по инициативе владыки Афанасия была открыта
Духовная академия св. Василия Острожского в Србинье
(Республика Сербская, Босния и Герцеговина), первым
ректором которой он стал. Его стараниями был устроен
перенос мощей свт. Василия Острожского по Герцеговине
(10-11 мая 1996 г.).
В 1996 году в связи с полученой сильной травмой владыка
Афанасий попросил Архиерейский Собор освободить его от
управления епархией. В сентябре этого же года на заседании
Архиерейского Собора отставка была принята, а на его место
был назначен епископ Григорий (Дурич). При этом сам
епископ Афанасий остался на покое в монастыре Тврдош под
Требинье.
Епископ Афанасий продолжает научную работу, участвует во
многих научных конференциях, посвященных Истории Церкви,
философии, богословию и христианской культуре. Является
автором огромного количества публикаций в периодической
литературе. Вышло в свет более десяти его книг. Член Союза
писателей Сербии.