Преподобный Иустин (Попович)
Христос родился!
Воистину Бог, как человек, на земле родился! Почему?
– «Чтобы мы получили жизнь через Него»
(1 Ин. 4, 9). Ибо без Богочеловека Господа Иисуса Христа
жизнь человеческая – целиком и полностью
самоубийственная бессмыслица, смерть, поистине самая явная
и самая ужасная бессмыслица на земле. Осмыслить смерть
– это значит осмыслить жизнь во всех ее глубинах,
высотах, бесконечностях. И это делает только
Всечеловеколюбивый Господь, Который по неизмерной любви
становится человеком и навсегда остается Богочеловеком в
человеческом мире. Жизнь человеческая только как
Бого-жизнь, жизнь в Боге, приобретает свой вечный смысл. А
вне Бога жизнь – это самая нелепая бессмыслица,
преисполненная обиды и горечи. Твоя жизнь, человек, только
в Боге обретает свой единственно разумный, единственно
логосный, единственно логический смысл. И мысль твоя,
брат, твоя человеческая мысль, обретает свой божественный
и бессмертный смысл только в Боге, только как Бого-мысль.
Мысль человеческая только в Богочеловеке Господе Иисусе
Христе становится Бого-мыслью. Также и чувства твои,
человек, только в Боге находят свой божественный, свой
бессмертный смысл. Без этого твои чувства – это твой
самый безжалостный мучитель, постоянно распинающий тебя на
вечном кресте, после которого нет воскресения. А совесть?
Откуда этот свирепый незнакомец в нас, людях? И она только
как Бого-совесть соединяется со своим божественным и
вечным смыслом. Без этого и совесть человеческая –
это свирепая и жуткая бессмыслица. А смерть моя и твоя, и
всех людей вообще, не есть ли самое жестокое мучение для
человеческого существа во всей вселенной? Да, это истинно
так. Но и она, только как смерть Богочеловека, достигает
своего вечного смысла через воскресение Богочеловека
Господа Иисуса Христа, ибо Им, только Им, осуществляется
победа над смертью и осмысляется смерть в человеческом
мире. Так и все человеческое, весь человек со всеми своими
бесчисленными бесконечностями только как благодатный
Богочеловек в обожающем и всеоживляющем Теле Богочеловека
Христа – Церкви – обретает свой :;
божественный, свой вечный, свой богочеловеческий высший
смысл.
Воплощением, вочеловечением и очеловечением Своим Бог
самым очевидным образом вошел в самую, утробу, в недра
человеческой жизни, вошел в кровь, в сердце, в центр всего
сущего. Вытесненный добровольным грехом человеческим из
мира, из тела, из души человеческой Бог воплощением,
вочеловечением возвращается в мир, в тело, в душу. Весь
становится человеком и, будучи им, трудится для человека,
вселяется в мир и среди твари, промышляет о твари,
освящает тварь, спасает тварь, преображает тварь, обожает
тварь. Воплощение Бога – это самое крупное
потрясение и самое промыслительное событие, как на земле,
так и на небе, ибо здесь осуществилось чудо из всех чудес.
Если дотоле сотворение мира из ничего было самым большим
чудом, воплощение Бога в человека, несомненно, превзошло
его своей чудесностью. Если при сотворении мира слова
Божий облеклись в вещество, то при воплощении Господа
нашего Иисуса Христа Сам Бог облекся в тело, в вещество,
во плоть. Поэтому воплощение Бога стало промыслительным во
всей вселенной: для каждой личности, для каждого существа,
для каждой твари.
И ты живи Им – живи Богочеловеком и исцелишься от
всех смертей, от всех грехов, от всех страстей, от всякого
дьяволизма. Твоя жизнь пусть станет Бого-жизнью. В этом
вся твоя небоземная тайна, о, человек; человек, как только
ты станешь членом церкви – членом Богочеловеческого
Тела Христова. А как жить в церкви Христовой? – Жить
святыми таинствами и святыми добродетелями. Поэтому перед
Рождеством – пост. Пост как первая добродетель и с
ним всегда молитва. Эти две основных добродетели приводят
человека к Богочеловеку и богомудро его учат, как жить Им
и в Нем. Что делать с телом, данным тебе от Бога? –
Очистить его, освободить его от всякой нечистоты, от
всякой страсти, от всякого зла, от всякого демона. А что
это значит? – Это значит очистить его от всякого
греха, ибо во всяком грехе скрывается дьявол, во всяком
грехе работает дьявол помимо твоей свободной воли. В
великом грехе – князь бесовский, в малом –
бесенок. И тебе, и мне, и каждому человеку даны все
средства победить тех бесов, все страсти, все грехи, все
смерти в нас и в окружающем нас мире. На первом месте
молитва и пост. Всеистинные уста Всеистинного Господа
Иисуса Христа изрекли и эту животворящую истину:
«Сей же род изгоняется только молитвою и
постом» (Мф. 17, 21),– род всех видов грехов,
всех видов страстей, всех видов бесов.
Рождество перед тобой, передо мной, перед всеми нами,
братья и сестры: Бог рождается как человек, «чтобы
мы получили жизнь через Него» и так бы исполнили
Богом и душу, и тело. А этого удобнее всего достигаем
молитвою и постом. Они чистят, очищают и тело, и душу,
чтобы в них радостно вселился чудесный и пресладкий
Богомладенец Господь Иисус и Богом исполнил всецелое наше
человеческое существо, все его бесчисленные бесконечности.
Ибо потому и сотворены, человек, и твое тело, и твоя душа,
чтобы исполниться Богом и жить Богом в горнем Божием мире.
Нашими богоданными учителями в этом являются смиренная
молитва и смиренный пост – эти святые и основные
евангельские добродетели. Пусть они с нами летят, пускай
предваряют нас и всем людям во всей вселенной неумолчно
возвещают всеспасительное и всерадостное
благовестие:
Христос родился!
Из книги «Преподобный Иустин Попович. На богочеловеческом пути», C-Пб., 1999 г.