7июня 1994г. Священный Собор Епископов Польской
Автокефальной Православной Церкви постановил: «1)Во
Имя Пресвятой Троицы, Отца и Сына и святого Духа, на Славу
Православной Церкви провозглашается Святой Памяти
Священник о.Максим Сандович – Священномучеником за
Святое Православие, принимая во внимание его истинное
почитание и всенародный культ. 2) Могилу о. Максима
оставить нетронутой. 3) Днем Памяти Священномученика
считать 6 сентября (24 августа по ст.ст.) – день его
смерти. 4) Принять текст... тропаря, кондака и
величания».
Свмч. Максим Сандович
|
Свмч. Максим Сандович |
/p>
Летом того же года освящением креста в с.Ждыни, месте
рождения о.Максима Сандовича, начались празднования в
честь нового святого Православной Церкви. В десятых числах
сентября 1994г. состоялись главные торжества в г. Горлицах
– одном из главнейших культурных центров Лемковщины,
ставшем местом мученической смерти о.Михаила Сандовича. В
Горлицах собрались представители православных лемков (до
второй половины XIX в. их чаще называли русинами, а сами
они русинами называли себя и позднее) со всех концов мира,
включая и далекий американский континент, множество
православного народа Польши. В истории Польской
Автокефальной Православной Церкви это была первая
канонизация святого, увековеченная специальным актом,
провозглашавшем: «... к пущей славе Святыя
Православныя Церкви в Польше, ради мученическия смерти,
блаженно почившего отца Максима Тимофеевича Сандовича,
последовавшей 6 сентября (24 августа) 1914 года, во граде
Горлицы, ради всеобщего Его почитания среди Народа Божия
– изволися Святому Духу (Д. Ап. 15, 28) и нашему
молитвенному единодушию признать достойным, угодным Богу
и, на радость Христовыя Церкви о. Максима
Священномученика, положившаго душу свою за Св.
Православие, причислить к лику Святых. Аминь».
Процессия от места мученической кончины о.Максима Сандовича |
Процессия от места мученической кончины о.Максима Сандовича |
Торжественные богослужения в те
сентябрьские дни 1994 г., каковых по признанию
очевидцев еще не бывало на Лемковщине, многочисленные
массовые исполнения народных духовных песнопений, в том
числе посвященных свмч.Максиму, создали запомнившуюся
всем атмосферу великого православного праздника в этой
части Польши, расположенной к юго-востоку от Кракова.
Первые православные, исстари именовавшиеся русинами,
руснаками, рутенами и просто «рускими»,
поселились здесь еще много столетий назад, а затем
почти постоянно подвергались страшным гонениям, вплоть
до поголовной депортации во второй половине 1940-х гг.
Для лемков cвмч.Максим был всегда еще и особым
национальным героем, борцом за самобытность своего народа,
его духовным пророком. «О. Максим, - говорил в те
сентябрьские дни 1994 г. священнослужитель из лемковского
села Высовей Владислав Канюк, - явился для нас тем
импульсом, который определил наш поворот к Православию.
Стал отцом, который начал заново возрождение православного
духа лемков». А вот слова лемковского поэта
Владислава Грабана из г. Крыницы: «Культ о. Максима
среди православных существовал издавна. Он стал духовным
вождем лемков. В домах были маленькие портреты –
иконки о. Максима. После войны, в горлицком повете, я
видел в церквах иконы с изображениями о. Сандовича».
Народ по сей день слагает песни и пишет стихи в честь
своего небесного заступника. Вот несколько строк из
написанной на лемковском наречии и ставшей поистине
всенародной «Песни в честь отца Максима
Сандовича»:
«Лiто ся тепле кiнчыло,
Горы плакали вересньом.
В жытя Твойго веснi
Вшыткы ся сны переснили».
Мученичество о. Максима Сандовича всегда отождествлялось с
трагической судьбой его народа в XX столетии. Максим
Сандович родился 31 января 1886 г. в северных пределах
Австро-Венгерской империи в русинском (лемковском) селе
Ждыня в семье греко-католического пс
Ждыня-родина свмч. Максима |
Ждыня-родина свмч. Максима |
Учился в гимназии в старинном
прикарпатском городке Новый Сонч, поражал своих
сокурсников и товарищей по «Руской бурсе»
необычайной набожностью и желанием стать монахом
монастыря с наиболее строгим уставом. Три месяца он
проводит в знаменитой Креховской ставропигиальной
базилианской обители, где тогда находился новициат
ордена базилиан. Атмосфера греко-католического
монастыря оказалась чуждой Максиму Сандовичу, который в
своих духовных поисках обращает взор к Православию и
становится послушником в Почаевской Лавре. Там на него
большое влияние оказывает епархиальный архиерей,
будущий митрополит, Антоний (Храповицкий),
способствующий поступлению Максима в Житомирскую
духовную семинарию. По ее окончании 11 сентября 1911 г.
Владыка Антоний рукоположил Максима Сандовича в
священнический сан и благословил на служение в родимой
стороне – на Лемковщине. О. Максим попеременно
служит в нескольких прикарпатских селах, где среди
лемков ширится движение по переходу в Правосла
Процесс над о.Максимом
|
Процесс над о.Максимом |
Он подвергается всякого рода гонениям
со стороны австро-венгерских властей, враждебных по
отношению к православным, неоднократно арестовывается и
заключается в тюрьму. 28 марта 1912 г. о. Максима
арестовывают и перевозят во Львов, где обвиняют в
шпионаже в пользу Российской империи. Несмотря на
абсурдность обвинения, отсутствие доказательств, власти
более двух лет держат о. Максима в тюрьме, в конце
концов обещают освобождение за отречение от Православия
и переход в унию. Жесткий отказ о. Максима мог стать
причиной самого сурового приговора вплоть до смертной
казни, но случилось почти чудо – в июне 1914 г.
решением суда он был освобожден и вернулся в родную
Ждыню. С началом Первой мировой войны сразу же следует
новый арест о. Максима, а вместе в ним его семьи и
односельчан, обвиненных в русофильстве. 6 сентября 1914
г. без суда и следствия австрийская военная команда под
предводительством ротмистра Дитриха расстреливает о.
Максима во дворе горлицкой тюрьмы. Убийство священника
было совершено с особой жестокостью и издевательствами
на глазах его беременной жены, отца и односельчан.
Последними словами о. Максима Сандовича были возгласы
обращенные к его близким и одноверцам: « Да живет
Святое Православие! Да живет Святая Русь!».
Страшные массовые мучения лемков были еще впереди. Их
пережила и вдова о. Максима Пелагея Сандович (Григорук),
белоруска, дочь сельского священника из села Новоберезова
на Подляшье. В концлагере Талергоф, куда после убийства
мужа ее и тысячи русинов-лемков бросили австрийские
власти, она родила мальчика, также названного Максимом и
ставшего православным пастырем.