/p>
Состояние Иерусалимской Церкви в начале XIV века
Покинувшие Палестину крестоносцы оставили после себя
страшные разрушения. На эти руины пришли новые завоеватели
- египетские султаны мамлюки. Ненавидя крестоносцев и не
отличая католицизм от православия, мамлюки равным образом
преследовали и тех, и других. Разрушив все до единого
возведенные католиками строения, например, обитель св.
Иоанна Предтечи и большую Евдокиеву гостиницу, мусульмане
запечатали камнями окна храма Воскресения, чтобы не видеть
пробивавшегося в ночи сквозь них света.
Из всех палестинских религий мамлюки поддерживали лишь
иудейство. В связи с этим к началу XIV в. иудеи стали
обильно стекаться в Иерусалим со всех концов востока.
Христианам не запрещалось посещать Святые Места, но, к
примеру, за вход в храм Воскресения паломник должен был
вносить определенную плату, после чего в сопровождении
двух вооруженных солдат он мог поклониться Гробу Господню.
В 1309 г. вышел указ, запрещавший присутствие латинских
монахов в Палестине. Однако в 1333 г. нескольким
монахам-францисканцам удалось обосноваться на горе Сион.
Помимо католиков, к Святым Местам проникали монахи из
других конфессий. Пользуясь поддержкой властей, в святых
обителях селились яковиты, копты и абиссинцы. На место
насильно выдворенных из Вифлеема и Гефсимании православных
пришли армяне. Большой поддержкой страждущему в те времена
православному монашеству Палестины были грузины и сербы.
Крестный монастырь |
Крестный монастырь |
Грузинские монахи стали селиться в
Палестине еще в начале VI в. В XI в. центром их
монашеской деятельности и духовной жизни была обитель
Святого Креста, находящаяся невдалеке от Иерусалима.
Основным занятием ее насельников был перевод на
грузинский язык греческих рукописей. Также им
принадлежал и большой монастырь св. Иакова в
Иерусалиме, который в последствии был захвачен
монофизитствующими армянами. При мамлюках грузинские
монахи подвизались на Голгофе, в Вифлееме и Гефсимании.
В начале XIV в. в Иерусалиме обосновались также и
сербские монахи. Их центром была Архангельская обитель.
Много сербов подвизалось и в монастыре св. Саввы.
Отношение мамлюков к православному населению
Палестины
Необходимо заметить, что большую роль в отношении мамлюков
к православным сыграл тот факт, что для успешного ведения
войны на Кавказе им было необходимо сводное передвижение
по греческим морям и Боспору. Ради поддержания хороших
отношений с Византией, многовековой покровительницей и
заступницей Иерусалимской церкви, в 1303 г. египетский
султан Мансур Лазин (1296-1308) издал указ об опекунской
власти Византии над Иерусалимской Православной Церкви.
С этого времени избрание каждого нового Иерусалимского
патриарха должно было санкционироваться византийским
императором. Вследствие этого в лоне ИПЦ стали происходить
различные аномалии. Были случаи, когда на Святоградский
престол назначались сразу два, а то и три патриарха, как
это, например, произошло с патриархами Афанасием III (до
1313-после 1334), Гавриилом и Григорием II (1322).
Подобный случай произошел и с патриархом Лазарем
(после1334-1360), одновременно с которым за подтверждением
в Константинополь прибыл и некий черноризец Герасим,
заявивший о неканоничности избрания Лазаря и объявивший
себя законным патриархом Сионской Церкви. В результате
подозрений императора Иоанна IV Калеки (1334-1347)
касательно политических взглядов Лазаря Иерусалимским
патриархом был провозглашен Герасим, а Лазаря задержали в
Царьграде. Когда власть сменилась и на престол империи
взошел Иоанн Катакузинос (1347-?), законным патриархом
Святого града был признан Лазарь, а незаконно захвативший
патриарший престол Герасим был изгнан.
В 1351 году султаном мамлюков стал Шалах эд Дин ибн эль
Насер (1351-1360), при котором против всех христиан, за
исключением коптов, началось открытое гонение. Патриарх
Лазарь был схвачен. Отвергнув религиозный компромисс и
исповедовав Христа, он претерпел страшные мучения.
Последующие султаны также преследовали христиан, и лишь
при Мелек Фаран ибн Варкуке (1398-1405) отношение к ним
смягчилось, и патриарху Дорофею была вручена хартия,
закреплявшая за Иерусалимской Православной Церковью Святые
Места. Этот указ был обновлен в 1410 г. халифом Авдэель
Азизом (1405-1412) и в 1412 г. - халифом Имам эль
Муштаином Виллахом (1412). Однако несмотря на это у дверей
храма Воскресения по-прежнему стояли 15 вооруженных
воинов, притеснявших не только монахов, но и простых
паломников. А в 1431 г. патриарху Иоакиму (1431-1450)
ценой 6.500 венецианских золотых едва удалось спасти храм
Воскресения от превращения его в мечеть.
В 1443 году, при патриархе Иоакиме, в Иерусалиме был
созван Поместный Собор. Инициатива принадлежала
митрополиту Кесарийскому Арсению, который после
происшедших на Ферраро-Флорентийском Соборе (1439) событий
и избрания Константинопольским патриархом латинофила
Митрофана II (1440-1443) посетил восточных патриархов
Дорофея Антиохийского (1435-1451), Иоакима Иерусалимского
и Филофея Александрийского (1435-1459) и убедил их
собраться в Иерусалиме и осудить принятую на
Ферраро-Флорентийском Соборе унию, а также Цареградского
патриарха Митрофана и всех рукоположенных им клириков.
Собор категорически осудил унию и всех принявших ее.
Митрополит Арсений, как проповедник благочестия и
православия, был уполномочен собором оповестить всю
церковную полноту о соборном решении, и "повсюду
проповедовать благочестие, не страшась ни императора, ни
патриарха или кого иного не право славящего". Также
было составлено соборное послание императору.
Время шло, но отношение мамлюков к православным лишь
ухудшалось. Византия доживала последние дни своего бытия и
уже не имела возможности поддерживать ИПЦ. Оставшись без
поддержки греков, патриарх Иоаким посылает в Россию своего
брата архимандрита Иосифа с просьбой пожертвовать на нужды
Святого Гроба Господня.
С падением Византии, извечного Ангела-хранителя
Иерусалимской Церкви, положение православных в Палестине
резко ухудшается. В Иерусалиме вспыхивает не виданное до
сих пор кровавое гонение. Мамлюки в считанные дни
опустошили и разорили множество церквей и монастырей.
Особенно пострадали храмы в Вифлееме и на г. Сион. Были
осквернены не только церкви, но и усыпальницы, и
христианские кладбища. Разъяренные мусульмане в
маниакальном порыве выкапывали гробы и выбрасывали останки
на улицы на всеобщее попрание. Восстанавливать разрушенные
здания строго-настрого запрещалось. Сильно пострадал тогда
и храм Воскресения. Помощи не было ни откуда. Патриархат
находился в таком скорбном состоянии, что христиане не
могли позволить себе починку разрушившейся базилики
Святого Гроба Господня. В 1450 г. опустела обитель св.
Саввы. Знаменательно, что после патриарха Афанасия IV
(1452-1460) на Святоградский престол дважды восходили
представители арабского мира - Иаков II (около 1460) и
Авраам (1468).
В период этих тяжких испытаний на Святые Места стала
притязать Католическая Церковь. В 1472 г. католики
добились у мамлюков права служить на Голгофе и всячески
старались вытеснить оттуда православных. Им бы удалось это
сделать, если бы на помощь не пришли грузинские монахи,
смело поднявшиеся на защиту православия. К концу XV в.
латинянам снова удалось проникнуть в храм Воскресения,
разделив его впредь с православными.
Поразительна стойкость православия в Палестине. В каждом
историческом мгновении Иерусалимской Церкви можно увидеть
действие Промысла Божия. Посредством непрестанной помощи
православной Византии и терпеливого, непреклонного
монашества удалось избежать потери и разрушения Святых
Мест. Удалось пережить скорби долгих лет арабократии.
После двух веков невыразимых аномалий и латинизации
крестоносцев, после более чем двухвекового преследования и
открытого гонения со стороны мамлюков, дух ИПЦ совершенно
не пошатнулся. Начав разговаривать на арабском языке,
христиане Палестины не перестали мыслить по-православному
и сохранили здоровое церковное сознание. При султане Туман
Бее (1516-1517) государство мамлюков было завоевано
турками османами. С этого момента для Иерусалимского
Патриархата наступает новый период истории.