/p>
20 июня Его Святейшество Патриарх Сербский Павел
направил обращение архиереям, священству и верующему
народу в республике Македония, в котором призвал сделать
все возможное для преодоления многолетнего пагубного
раскола:
«С отеческой и братской любовью в едином Господе
обращаемся ко всем вам и призываем каждого из вас в
отдельности, как личность и как православного христианина,
взять на себя свою личную и соборную ответственность пред
Богом Живым и пред святой Его Церковью и вместе с нами
сделать все возможное и необходимое для преодоления
раскола в нашей Православной Церкви, для исцеления раны
разъединения и разобщенности между нами, ради
возобновления торжества братской христианской любви над
злыми силами и страстями, и во славу Божию, во
свидетельство истины святого Православия в сегодняшнем
неспокойном мире и на духовную пользу и спасение наших
душ. Сущность духовного подвига, на который нас призывает
Господь, есть восстановление литургического общения и
канонического единства всех вас не только с Сербской
Православной Церковью, но одновременно и со всеми святыми
Поместными Православными Церквями. Другими словами с
совокупной православной духовной семьей, «Семьей
Единородного» по словам свт. Иоанна Златоуста.
Вероятно, вы спросите: почему Патриарх Павел обращается
лично к каждому начиная с господ архиереев и до монахов и
монахинь по монастырям и верующих по приходам во всей
Македонии? Причина одна. После многолетних официальных
разговоров между двух полномочных комиссий, членами
которых с обоих сторон были архиереи, дело дошло до
совместного проекта договора о восстановлении церковного
единства. Текст проекта договора обе комиссии приняли 14
января 2001 г. в монастыре св.Наума под Охридом. Наш
Священный Архиерейский Собор в Белграде без единого
замечания одобрил этот проект на своем рабочем заседании в
мае месяце 2001 г., но со стороны Священного Синода
Православной Церкви в Македонии так и не было выражено
официальное отношение, ни позитивное ни негативное. Не
взирая на это, мы без колебаний приняли предложение о
новой встрече комиссий и продолжении диалога. В Нише, 17
мая этого года, комиссии улучшили и точнее сформулировали
проект договора и довели его до формы, в которой он
приемлем для всех Православных Церквей. Через несколько
дней наш Собор опять без единого замечания принял и
одобрил и этот значительно пересмотренный проект договора,
но и на этот раз не последовало никакой официальной
реакции из Скоплье, а из средств массовой информации мы
узнали, что ваш Священный Синод не принял проект договора.
В связи со всем этим, повинуясь требованию братолюбия во
имя Христа и с намерением использовать все евангельские
средства в служении святому делу церковного единства,
обращаемся с этим открытым заявлением и призываем каждого
дорого нам брата епископа в республике Македонии с верой и
любовью, честно и мужественно, вместе со своим
священством, монашеством и верующим народом, возобновить
литургическое и каноническое единство с нами, а тем самым
и со всеми святыми Православными Церквями вселенной, и
быть таким образом подлинным последователем святых
Апостолов и святых Отцов, святых славянских учителей и
просветителей Кирилла и Мефодия и великой плеяды их
учеников трудившихся в Охриде и во всех других церковных
центрах, ваших и наших. Каждого мы принимаем с искренней и
братской любовью. В единство и общение не может быть
принят только тот клирик, который имеет канонические и
моральные препятствия к священническому служению, к какой
бы иерархической ступени он не принадлежал.
Напоследок, хотим подчеркнуть следующее: под вопросом
благо и будущее Церкви Божией, жизнь и спасение всех нас,
а отнюдь не какие-то низкие земные цели и интересы.
Мы, братья, как Церковь, не выступаем с позиций
национальной исключительности и не имеем никаких ни
национальных ни территориальных претензий в отношении вас.
Мы уважаем национальное самоопределение и самосознание
македонского народа и всякого народа в республике
Македонии. Этнофилитизм, то есть подчинение Церкви
национально-политическим идеологиям и программам, давно
справедливо осужден как ересь. Этнофилетизм имеено и
рождается из ослабленного сознания соборности Церкви,
являясь, таким образом, основанием для разделений и
расколов.
Единство Церкви - святыня. Служение ему есть величайшее
благословение и величайшая честь для всех нас. Мы
приближаемся к вам искренне, без задней мысли, во имя
Божие. Придите и вы не только к нам, но и ко всем и ко
своим предкам, «стараясь сохранять единство Духа в
союзе мира», да будем все «одно тело и один
Дух», ибо «один Господь, одна вера, одно
крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через
всех, и во всех нас». (Еф.4, 3 - 6).Аминь.
Ваш молитвенник пред Господом Архиепископ Печьский,
Митрополит Белградо-карловацкий и Патриарх Сербский +
Павел, председатель Священного Архиерейского
Синода»
21 июня Священным Синодом СПЦ был получен ответ на
обращение Сербского Патриарха от митрополита Велешского и
Повардаского Иоанна, в котором говорится следующее:
Митрополит Велешский и Повардарский Иоанн |
Митрополит Велешский и Повардарский Иоанн |
«Призванные любовью Божией к
бытию для единения с Ним во веки веков, принятые через
Ваши Преосвященства в Единую, Соборную и Апостолькую
Церковь, которая ничто иное как само Тело Воплощенного
и Воскресшего Христа, митрополит Велешский и
Повардарский, со всем священством, монашеством и
богобоязненным народом нашей святой митрополии, отвечая
на братский призыв направленный иерархии и верующему
народу Православной церкви в Македонии со стороны Ваших
Просвяшенств, извещаем Вас, что искренне, свободно и
ответственно принимаем предложенное литургическое и
каноническое единство с Сербской Православной Церковью
и со всей православной экуменой, которая находится в
литургическом общении с Сербской Православной Церковью.
Единство Церкви не что-то второстепенное, а сама сущность
бытия в Церкви. Церковь одна, ибо един Господь и Спаситель
всех. Всякому, кто верует в Него и в обещанное Им Царство
Божие, необходимо быть в литургическом и каноническом
единстве со всей Православной Церковью в мире. Считаем,
что это наш епископский долг, ибо испытали это сами и учим
верующий народ, что правда жизни только в единении с самим
Богом и с теми кто находится в единении с Ним. Те, кто
упорно остается в расколе, по каким-то причинам, но
особенно из этнофилитических побуждений уже осуждены на
Константинопольском соборе и будут окончательно осуждены
после второго Христова пришествия, потому что больше
поверили лжи, чем истине и потому, что личного Бога
заменили свойствами человеческой природы.
В обращении к архиереям, священству и верующему народу
республики Македонии, Вы, Ваши Преосвященства,
подчеркнули, что Православная Церковь в Сербии «не
выступает с позиций национальной исключительности» и
«не имеет никаких ни национальных, ни
территориальных претензий» в отношении македонцев.
Этого совершенно достаточно всякому разумному и
благонамеренному человеку, чтобы он был убежден, что актом
единства никто не будет национально унижен. Истинно, что
подлинная ценность национальной принадлежности возможна
только в единстве со всеми народами, составляющими Тело
Христово.
Будучи приняты в литургическо-каноническое единство
«искренней братской любовью», таким образом,
что вы ничего не требуете нас изменять в нынешней
литургической и административной практике, кроме того, что
обязаны согласно каноническому порядку Православной
Церкви, ибо не можете принять в общение «того
клирика, который имеет канонические и моральные
препятствия к священническому служению, к какой бы
иерархической ступени он не принадлежал», мы
обязуемся, что не будем сослужить с митрополитом
Полошско-кумановским Кириллом, так как его непригодность
для принятия какой бы то ни было иерархической степени
была известна Сербской Церкви, что видно из синодального
акта N 2438 от 3 августа 1965 г.
С другой стороны, постановлением Священного Синода
Македонской Православной Церкви N 125 от 7 августа 1990
г., которое до настоящего дня не отменено, ему запрещено
совершение священнодействия.
Позвольте нам, Ваши преосвященства, обратиться к Вашим
святым молитвам и попросить Вас поминать нас на святой
проскомидии. Ибо, надеемся, что, начиная с сегодняшнего
дня, мы больше не в расколе с Сербской Православной
Церковью, а тем самым и с православной экуменой. Просим
Вас известить братские Православные Церкви, что Велешская
и Повардарская митрополия находится в единстве со
вселенской Православной Церковью.
Ваш брат во Христе, Митрополит Велешский и Павардарский
Иоанн»