В заседании Священного Синода под
председательством
Патриарха Алексия II Московского и всея
Руси
Слушали: доклад Председателя Отдела
внешних церковных сношений митрополита
Смоленского и Калининградского Кирилла о положении
Православной Церкви в Китае.
Справка: Начиная с 17-го века русские
миссионеры просвещали народы Китая. В 1713
году Святейший Синод нашей Церкви учредил
Российскую Духовную Миссию в Китае, задачами
которой первоначально являлись, кроме
пастырского окормления православных в
Пекине, научная деятельность и осуществление
дипломатических функций. После подписания
Тяньцзиньского трактата в 1864 году,
предоставившего иностранцам религиозные
свободы, стала активно развиваться
деятельность российских миссионеров. В 1901
году было принято решение о возведении
Начальника Российской Духовной Миссии в Китае
архимандрита Иннокентия (Фигуровского) в сан
епиекопа, в обязанности которого входило
архипастырское окормление православной
паствы, проживающей на всей территории
Китая, Монголии, Синьцзяна и Тибета. В 1902 году
Святейший Синод принял решение о канонизации 222-х
китайских мучеников, пострадавших от
”ихэтуаней”. С 1918 года Российская
Духовная Миссия в Китае была оторвана от
каких-либо связей с Родиной и
впоследствии подчинена расколу Архиерейского
Синода Русской Православной Церкви
Заграницей. 27 декабря 1945 года постановлением
Священного Синода Русской
Православной Церкви вошли
в состав Московского Патриархата
дальневосточные епархии на территории Китая согласно
просьбам о воссоединении с Матерью Церковью
митрополита Харбинского Мелетия и Начальника Миссии
архиепископа Пекинского Виктора с их
викариями. В июне 1946 года на территории
Китая образован Восточно-Азиатский Экзархат
Московского Патриархата,
включавший в себя Харбинскую и
Пекинскую епархии. В 1957 году решением
Святейшего Патриарха и Священного Синода
была дарована Автономия
Православной Церкви в Китае.
Китайскую Автономную Православную
Церковь возглавил епископ
Пекинский и Китайский Василий (Шуан). Во
время культурной революции в Китае были
закрыты все православные храмы, многие
священники претерпели гонения, ссылки, некоторые
были убиты.
Православие в Китае начало
возрождаться с середины 80-х годов. В
1986 году возобновились богослужения в
Покровском храме в Харбине. В 90-х
годах активизируются наши контакты с
Православной Церковью в
Китае. В 1993 году состоялся визит в
Китай делегации Русской Православной
Церкви во главе с митрополитом
Смоленским и Калининградским Кириллом, председателем
Отдела внешних церковных сношений. С
ответным визитом посетила Москву
китайская делегация во главе с иереем
Григорием Чжу – единственным на сегодня
православным священником в Китае.
Укреплялись духовные связи между
Хабаровской и Харбинской епархиями.
31 января 1994 года вступило в силу
”Положение о регулировании религиозной
деятельности иностранных граждан на территории КНР”,
позволяющее иностранным священнослужителям
совершать богослужения по приглашению китайских
религиозных организаций и при согласии Управления по
делам религии при Госсовете КНР.
Со времени дарования Автономии Китайской
Православной Церкви имя
Предстоятеля Матери-Церкви - Натриарха
Московского и всея Руси неукоснительно
возносится за богослужениями во всех
приходах Китайской Автономной
Православной Церкви. Настоятель
прихода в Харбине священник Григорий Чжу
Святое Миро и новый антиминс получил из
Московской Патриархии в 1996 году.
Постановили:
1. В связи с процессом возрождения
религиозной жизни в китайском обществе в
более полной мере осуществлять попечение о
пастве Китайской Автономной
Православной Церкви.
2. С благодарением Богу воздать честь и славу
мученикам и исповедникам Святого
Православия в Китае, которые,
пройдя через горнило испытаний, сохранили веру
Христову и молитвенную каноническую
связь с Матерью - Русской
Православной Церковью.
3. Констатировать, что, поскольку в настояшее
время Китайская Автономная
Православная Церковь не имеет
своего Предстоятеля, впредь до его
избрания Поместным Собором этой Церкви,
в соответствии с
православными канонами, каноническое
управление епархиями Китайской Автономной
Православной Церкви
осуществляется Предстоятелем
Матери-Церкви - Патриархом Московским и
всея Руси.
4. Решение практических вопросов по
урегулированию православной жизни
в Китае в рамках, соответствующих
китайскому законодательству, поручить председателю
Отдела внешних церковных сношений.
5. Праздничными церковными мероприятиями
отметить в текущем году 40-летие дарования
Автономии Православной
Церкви в Китае Матерью - Русской
Православной Церковью.