Константинопольская

Грецию пытаются заставить открыть Афон для женщин

Пресвятая Богородица - Игуменья Святой Горы
Пресвятая Богородица - Игуменья Святой Горы
/p>

Никосия, 15 января 2003 г.

Европарламент принял в среду резолюцию, призывающую правительство Греции снять запрет женщинам посещать Афон - уникальную монашескую республику на севере Греции. Резолюция была принята по инициативе женщины-депутата Европарламента Джок Швибель и не носит обязывающего характера для греческого правительства.

Комментируя решение парламентариев, греческий министр по делам Македонии и Фракии Йоргос Пасхалидис заявил агентству МПА, что "Святая Гора Афон является местом молитвы с тысячелетней традицией, которую необходимо уважать". По мнению министра, афонским монахам "необходимо дать возможность жить в соответствии с избранным ими путем, посвящая себя молитве".

На Афоне издревле действует строгий аватон, запрещающий вход на полуостровов не только женщинам, но и самкам животных (ст. 186 Устава). Лица, пытающиеся нарушить этот запрет, подвергаются тюремному заключению на срок от 2 месяцев до 1 года. Также запрещено приближение к гаваням и причалам Афона судам, на борту которых находятся женщины.

Запрет доступа женщин действовал на Афон, вероятно, с самого начала его заселения монахами. Несмотря на то, что он носил неписаный характер и не зафиксирован в древних уставах, о неукоснительности его соблюдения говорит тот факт, что уже в типиконе прп. Афанасия Афонского запрещается присутствие в монастыре даже самок животных (гл. 31). В Житии прп. Петра (кон. X — нач. XI в.) говорится, что поскольку Христос даровал Афон Своей Матери, другим женщинам нет места на нем.

В конце XI в. приход к власти в Византии династии Комнинов, стремившейся к сближению императорского трона и Церкви, привел к дальнейшему укреплению положения Афона и его места в византийском обществе. Император Алексей I Комнин издал 2 указа, которые подтверждали свободы и привилегии афонских обителей, а также независимость Св. Горы от юрисдикции епископа Иерисского, митрополита Фессалоникийского и патриарха Константинопольского. Однако в начале правления Алексея I на Афоне произошли события, надолго нарушившие размеренную молитвенную жизнь святогорских иноков. Несколько сот семей пастухов-влахов поселились на Афоне в нарушение всех обычаев и уставов. Соседство мирян, особенно валашских женщин, которые в мужской одежде пасли близ монастырей свои стада, привнесло нестроения в жизнь монахов и вызвало негодование строгих подвижников. Иоанникий Валмас, впоследствие игумен Великой Лавры, сообщил о скандальной ситуации патриарху Николаю III Грамматику (1084–1111). Тот издал распоряжение об удалении влахов со Святой Горы; все, кто поддерживал с ними отношения, наравне с нарушителями запрета на общение с евнухами и безбородыми должны были подвергнуться отлучению и высылке. Около 1104 г. влахи были окончательно изгнаны с Афона.

Во время греческого народно-освободительного движения 20-х гг. XIX в. часть монахов присоединилась к восставшим. В апреле 1821 на Афон высадился предводитель повстанцев в Македонии Эммануил Паппас, собрав некоторое число монахов (особенно молодежи), он поднял знамя вооруженной борьбы против турок. В качестве ответных мер османские власти начали арестовывать и подвергать страшным мучениям святогорцев, живших за пределами Афона. Во время этих событий на Афоне оказалось 5000 беженцев, женщин и детей, что создало святогорским монахам немало проблем.
Но в 1912 году при попустительстве русской дипломатии Афон был незаконно захвачен греческими войсками и присоединён к Элладе. Положение Афона было очень тяжелым. Достаточно привести несколько мест из королевского декрета, который был зачитан сразу после аннексии Святой Горы 2 ноября 1912 года.

«Мы ручаемся за совершенное уважение и ненарушимость прав собственности, религии, личной свободы, жизни, части, семейных отношений и имущества всех жителей занятой нами сей местности, без различия племенного происхождения или религиознаго верования, считая всех безразлично равными между собою как относительно прав, так и обязанностей» (п.5). Заметим, что турки строжайше наблюдали за тем, чтобы на Афон не проникали женщины, но в 30-ых годах, когда Афон был втянут в антитурецкую авантюру, то запрет на пребывание женщин был нарушен самими греками, и поселянки прятались в лесах Святой Горы.

10 сентябре 1926 г. греческое правительство издало закон «Об утверждении Устава Святой Горы». Согласно этому закону, все афонские монахи, независимо от их национальности, должны были считаться подданными Греческого государства, а лица, не имеющие греческого подданства, не могли быть приняты в афонские монастыри.

Министр Папанастасиу разрабатывал проект закона, по которому все святогорские монахи должны быть собраны в несколько монастырей, где должны оставаться до своей смерти, а на полуостров должен был открыт доступ и женщинам. Афон должен был превратиться в туристический и курортный центр с игорным домом, стать вторым Монако. Но вмешательство Константинопольского патриарха и некоторых других сил остановили этот безумный проект.

Во время Второй мировой войны Афоне вместе со всем греческим народом испытал невзгоды оккупации. В послевоенные годы Греция была охвачена гражданской войной, и на Афоне укрывались многочисленные беженцы, что нанесло обителям Святой Горы существенный ущерб. Именно тогда в последний раз на Афон в составе партизанских отрядов оказались женщины. В то же время правительства Польши, Болгарии, Румынии и Югославии конфисковали афонские имения на территориях этих стран, что еще более ухудшило экономическое положение Афоне. Кроме того, как сообщала западная пресса, несколько лет назад на Афон в мужской одежде незаконно проникла женщина-журналистка из Франции.

Многие века суетный мир борется с древними афонскими традициями, но каждый раз афонцы с помощью Божией побеждали.

РИА-Новости / Православие.Ru

15 января 2003 года

Также в этом разделе
Трансляция в формате RSS 2.0