Американская

Окружное послание Священного Синода Американской Православной Церкви
О браке

"...будут двое одна плоть." (Ефес.5:31)

Дорогие братья и сестры во Христе,
Находим настоятельной необходимостью обратиться к вам по вопросу, имеющему важнейшее значение для христианской жизни. Мир, в его все возрастающей секуляризованности, имеет тенденцию все более и более пренебрегать традиционным библейским пониманием брака и семьи. Ложно понимая свободу и провозглашая прогресс человечества, ставшего, как предполагается, слишком зрелым, развитым и образованным, чтобы следовать Христову Евангелию, многие отступили от Его моральных требований. Последствия этого всем очевидны: разрушение семьи, убийство миллионов нерожденных детей в результате легализации аборта, безудержное распространение развращенного сексуального поведения. Общество находится под угрозой полной утраты моральных оснований.

Мы, епископы Американской Православной Церкви, в этой связи, заново провозглашаем вам, вверенной нашему попечению пастве, великое и священное видение брака, славным образом сохраненное и раскрытое в учении, богослужении и каноническом предании Церкви. Мы провозглашаем его не во имя устаревшего консерватизма и не потому, что считаем современное общество существенно более развращенным, чем предшествующие поколения. Мы говорим, исходя из заботы о благополучии и спасении как вас, членов нашей паствы, так и всех людей. Мы говорим "о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами... о Слове жизни" (1Ин.1:1). Мы говорим, потому что мы знаем, что Истина Евангелия Христова - это вечная Истина, единое на потребу, благая часть (Лк.10:42) для всех людей, во все времена и повсеместно.
Многие: православные, неправославные и даже нехристиане - восхищаются нашей прекрасной службой Венчания. Нашей задачей является показать им то видение, которое раскрывает эта служба, видение брака как иконы Троичной жизни Самого Бога, и указать на ту ответственность и те обязательства, которые такое видение накладывает.

Поэтому мы призываем тех из вас, кто отвечает за жизнь приходов и за будущее нашей молодежи, предпринять совместные усилия, чтобы обеспечить надлежащее руководство и помощь всем в вопросах брака, как собственным примером чистой и честной жизни и непорочного брака, так и словом наставления и вразумления, "дабы вы знали, как отвечать каждому" (Колос.4:6), и с помощью специальных образовательных программ.

Из Священного Писания Ветхого Завета мы узнаем, что Бог сотворил человека "по образу Своему", "мужчину и женщину сотворил их" (Быт.1:27), и, начиная с этого момента "оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть" (Быт.2:24). Мужчина и женщина взаимно дополняют друг друга, и эта их взаимодополнительность, выраженная в их союзе и в совместной деятельности, является отражением образа и подобия Самого Бога. Эта духовная основа брака очевидным образом превосходит, отнюдь не подавляя его, плотский союз тел. Плотские отношения в отрыве от духовных - развращенны; они должны являться составной частью чистой и всецелой любви между мужчиной и женщиной, объединенных узами брака.

Из Священного Писания Нового Завета, из слов нашего Господа Иисуса Христа, мы научаемся тому, что брак - это единственный и нерушимый союз мужа и жены, объединенных Самим Богом: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф.19:6). В службе Венчания подобным же образом дается понять, что жених и невеста объединяются друг с другом не сами по себе, а Богом: "Ибо от Тебе сочетается мужу жена" (Последование Венчания). По этой причине в православном последовании венчания отсутствуют какие-либо клятвы или обеты со стороны веняающейся пары. Их желание и свободное волеизъявление, конечно же, необходимы для заключения брака, поскольку таинства - это не магические действия, устраняющие необходимость в человеческом сотрудничестве. Однако, никакой обет или клятва не могут сделать соединение мужчины и женщины столь благодатным и абсолютным, как то, каким оно призвано быть в христианском браке. Подлинно христианский брак совершается действием Самого Бога. В таком союзе, который апостол Павел называет "великой тайной" (Ефес.5:32), человеческая любовь и желание разделить жизнь с другим человеком становятся любовью, проникнутой и освященной божественной благодатью: вода претворяется в хорошее вино, как это было на браке в Кане Галилейской. В христианском браке муж и жена демонстрируют в своей собственной жизни союз между Богом и Его возлюбленным народом; между Христом, Женихом, и Церковью, Невестой (Ефес.5:32). Бог сопровождает мужа и жену, приводя их к единству, которое откроется как совершенное и вечное в Его Царстве, и наполняет их жизни Святым Духом, чтобы эгоизм и разделение могли быть преодолены. Он освящает и очищает всю полноту их отношений. Согласно молитвам чина венчания, Бог сообщает тем, кто сочетается в единстве и любви, вере и единомыслии, святость, чистоту и целомудрие, радость и славу, и возможность вечной жизни. Он объединяет их телом и духом, сердцем и умом.

Очевидно, что христианский брак никогда не найдет своего окончательного завершения и счастья в этом мире. Как все вещи во Христе, брак также должен пройти через крест, через искушение, страдание, испытание и, наконец, смерть, прежде чем прийти к окончательному исполнению в Воскресении и Царстве Божием, которое придет в силе при конце веков. Все это христианские супруги испытывают по мере того, как они стараются реализовать в своей жизни великий дар, данный им Богом в таинстве брака: "Положил еси на главах их венцы от камений честных; живота просиша у Тебе и дал еси им" (Пс.21, прокимен чинопоследования венчания). Для тех, кто добре подвизается как раб добрый и верный, эти венцы становятся их вечной наградой как свидетелям Христа, а подвенечные одежды преображаются в ризы спасения и вечной славы.

Брак является наиболее совершенным осуществлением любви между мужчиной и женщиной: двое становятся одним. Любовь объединяет таким образом, что две жизни становятся одной, в совершенной гармонии. Эта любовь, освященная Богом, - это великий источник счастья, которого человек ищет в браке, и в ней содержится сила, преображающая и тех, кто любит, и тех, кого любят. Благодаря этой преображающей силе любви могут быть преодолены все трудности и недостатки семейной жизни. Истинная любовь никогда не прекратится, ни в этой жизни, ни в будущем веке. Верность и уверенность друг в друге должны царить в браке, потому что в любви не может быть никакого обмана. Когда муж и жена объединены любовью, они являются соучастниками общей жизни и они помогают друг другу во всем, что делают, потому что их любовь друг ко другу выражается во взаимной помощи и поддержке.

Такая любовь предполагает такие взаимоотношения в браке, которые носят всеохватывающий характер. Муж и жена должны жить не просто для индивидуального самоудовлетворения, но друг для друга, ибо именно таков смысл истинной любви. Брак должен постоянно и сознательно предлагаться в жертву Богу. Он всегда должен быть укоренен в жизни и учении Церкви. Муж и жена смогут достигнуть прославления в будущем веке только через самопожертвование ради друг друга в этой жизни, совершаемого во славу Божию. К христианскому браку особым образом применимы слова Христа, содержащие основополагающее учение: "Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу ради Меня сбережет ее" (Мф.10:39).

Величайшим чудом этой божественно освященной брачной любви является рождение и воспитание добрых, честных и святых детей. По образу Бога, который по Своей любви создает жизнь, христианский брак, установленное Богом единство в любви, приводит в мир священную и благую жизнь.
Совершенный брак может быть только одним, уникальным и единственным. Прообраз брака, единство Христа и Его Церкви, исключает множественные браки: у Христа есть только одна Церковь; у Церкви нет другого Христа. Даже смерть не может разорвать узы совершенной любви. Именно поэтому Церковь не считает нормой вторые и третьи браки, даже для вдов и вдовцов; они лишь попускаются как уступка человеческому непостоянству и слабости, в то время как четвертые браки полностью под запретом.

Увенчание, которое является составной частью чинопоследования брака, несет откровение о женихе и невесте как о новом сообществе во Христе. Муж является главой этого сообщества, подобно тому как Бог является главой Христа (1Кор.11:3), а Христос - глава Церкви (Ефес.5:23). Его возглавление осуществляется в служении любви и самопожертвования. Он должен давать своей жене и семье все необходимое для их жизни и благополучия, заботиться о них, подобно тому, как Христос заботиться о церкви о Церкви (Ефес.5:29).

Чтобы соответствовать своему высокому призванию, христианская семья должна быть прочно утверждена в вере. Муж и жена должны прилагать все усилия, чтобы узнать больше об вере Церкви и принять ее учение как закон для своей жизни. Она должна для них стать тем мерилом, которое применяется ко всему, что им приходится читать, слышать и видеть, и которым все это проверяется и оценивается. Особенно важно, чтобы христианская семья участвовала в жизни Церкви: домашней молитвой, участием в церковном богослужении и таинствах, соблюдением церковных постов и традиций. Также важно, чтобы христианская семья принимала участие в жизни своего прихода и имела друзей, отличающихся твердостью веры и чистотой жизни.
Каждый христианин должен искать совета и руководства пастырей Церкви. В особенности перед вступлением в брак, православные мужчины и женщины должны иметь общение со своим священником, который сможет объяснить им истинную природу брака в Церкви и помочь им лучше понять все требования, предъявляемые к истинно духовной и нравственной семейной жизни. Подобным образом, каждая семя должна продолжать пользоваться окормлением и помощью Церкви и ее пастырей в дальнейшем.

С помощью Божией все трудности и неудачи, неизбежные в жизни, будут преодолены, потому что то, что невозможно людям, возможно Богу. С верой в Бога муж будет действительно способен вести семью по пути спасения к Царству Божиему, любя свою жену и детей больше, чем самого себя. С помощью Божией жена сможет стать источником чистоты, святости и любви для всей семьи. А дети, рожденные для Бога в такой семье, с самого начала будут воспитываться как христиане. Такая семья будет прекрасным образцом для подражания и источником веры, блага и доброты для всех окружающих.
Христианский идеал брака и семьи, мужчины и женщины, в своей возвышенности и гармоничности, наполняет жизнь несравненно большим смыслом, чем фрагментарные, односторонние или полностью ложные идеологии сегодняшнего мира, которые сводят значение человеческой жизни к удовлетворению сексуального влечения, потребности в материальной безопасности, или других подобных ограниченных функций или желаний. Во Христе мы имеем откровение о человеке как сыне и друге Божием. Человек способен душою и телом стать членом Христа. В христианском браке он способен достигнуть вечного, единственного и полного союза в любви.

Дорогие братья и сестры во Христе! Будьте настоящими мужчинами и женщинами. Будьте верны христианскому идеалу брака и семьи. Пусть наши христианские семьи будут объединены взаимной любовью и заботой. Мужья и жены! Любите друг друга. Любите своих детей. Дети! Уважайте своих родителей. "Повинуйтесь друг другу в страхе Божием" (Ефес.5:21). "Умертвите... блуд, нечистоту, злую похоть... за которые гнев Божий грядет" (Колос.3:5-6).

+ Ириней, Архиепископ Нью-Йоркский, Митрополит всей Америки и Канады
+ Сильвестр, Архиепископ Монреальский и Канадский, временный управляющий Церкви
+ Иоанн, Архиепископ Чикагский и Миннеапольский
+ Иоанн, Архиепископ Сан-Францисский и Запада Сединенных штатов
+ Никон, Архиепископ Бруклинский
+ Киприан, Архиепископ Филадельфийский и Пеннсильванский, секретарь Священного Синода
+ Валериан, Архиепископ Детройтский и Мичиганский
+ Феодосий, Епископ Питтсбургский и Западной Вирджинии
+ Димитрий, Епископ Хартфордский и Новой Англии
+ Григорий, Епископ Ситкинский и Аляскинский
+ Иоасаф, Епископ Эдмонтонский
+ Герман, Епископ Уилкс-Бэррский

Перевод с английского Кирилла Боголюбова

Сай Православной Церкви в Америке

29 января 2003 года

Также в этом разделе
Трансляция в формате RSS 2.0