Монография «Женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы: Красносток-Белосток».
|
Монография «Женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы: Красносток-Белосток». |
/p>
Известными историками Православия в Польше о. Григорием
Сосной и матушкой Антониной Троц-Сосной опубликована
обширная монография «Женский монастырь Рождества
Пресвятой Богородицы: Красносток-Белосток»
(Белосток, 2003), рассказывающая о богатейшей истории и
возрождении монашеской жизни в одной из самых
замечательных обителей на польско-восточнославянском
этно-конфессиональном пограничье.
Собственно, книга издана к десятилетию этого возрожденного
в Белостоке женского монастыря, являющегося как бы
преемником перенесенной в 1900 г. из г. Гродно в
Красносток одноименной обители. Тогда, в начале прошлого
века, Красностокский монастырь за короткий срок
превратился в крупнейший центр Православия. О нем, наряду
с другими здешними женскими обителями, прежде всего
знаменитым Леснинским монастырем, митрополит Евлогий
(Георгиевский) писал, что они «имели огромное
значение для местной народной жизни». Красностокский
монастырь прославился и своей необычайно успешной
деятельностью в области образования, а также врачебной
помощью населению. В нем работало несколько церковных
школ, в их числе женская церковно-учительская школа имени
царевича Алексея Николаевича; бесплатная больница и
аптека. Особая роль отводилась ногочисленным мастерским,
созданным в его стенах: иконописной, переплетной, швейной
и другим. Душой Красностокского монастыря была его
игуменья – матушка Елена, которую митрополит
Евлогий, тогдашний местный архиерей, называл
«большой ревнительницей монашеской жизни».
Матушка Елена была москвичкой, получила прекрасное
образование, несколько лет подвизалась в Леснинском
монастыре, где стала одной из любимых учениц, как писал
митрополит Евлогий, «своей родоначальницы- м.
игуменьи Екатерины», в миру графини Ефимовской. В
военную эвакуацию 1915 г. монахини Красностокской обители
оказались под Москвой, позднее большевики арестовали их и
выслали в Казахстан, откуда матушка Елена возвратилась в
середине 1930 х годов и поселилась в г. Малоярославце, где
вскоре и умерла.
В монографии много места уделено рассказу о чудотворной
иконе Красностокской Божией Матери, принадлежавшей
старинному, некогда православному, роду Тышкевичей. Сейчас
эта икона находится в древнем Спасском монастыре г.
Полоцка, а её копия в одном из подмосковных храмов.
Отдельная глава монографии посвящена «красностокским
мученикам» - о. Николаю Семашко, св. Ярославу
Ямскому (о. Ярославу Савицкому) и о. Иакову Ференцу,
трагически погибшим от рук большевиков.
О возрожденном в наши дни монастыре (25 января 1993 года)
авторы пишут в специальной главе «Монастырь в
Белостоке», открывающейся обширной цитатой из
монастырской летописи: «Женский монастырь во имя
Рождества Пресвятой Богородицы в Белостоке является
продолжателем Красностокского монастыря, который находился
в былой Гродненской губернии Сокольском уезде в
Красностоке (ныне Ружаносток, местность вблизи Домбровы
Белостокской)». Первыми насельницами возрожденного
монастыря стали две местные уроженки, ее будущая игумения
матушка Анастасия (Анна Харкевич) и монахиня Афанасия
(Анна Дземях), принявшие постриг в Покровском монастыре во
Франции. Ныне в благоустроенной обители уже почти 20
монахинь и несколько послушниц. Инициатором возрождения
монастыря выступил тогдашний архиепископ Белостокский и
Гданьский Савва, ныне предстоятель Польской Автокефальной
Православной Церкви Блаженнейший митрополит Варшавский и
всея Польши. Он же начал строительство еще одного
церковного комплекса – на окраине г. Заблудова в
Зверках на родине св. Гавриила Заблудовского, особо
почитаемого православными Польши. Монахини возрожденного
монастыря принимают самое непосредственно участие в этом
важнейшем для всей епархии начинании и потому авторы
монографии заканчивают свою книгу подробным рассказом о
возведении церковных зданий в Зверках – «месте
рождения св. младенца Гавриила», «небесного
покровителя детей и молодежи – Братства православной
молодежи в Польше».
Написанная прекрасным языком (по-польски), содержащая
богатейший архивный документальный и иллюстративный
материал, монография о. Григория и матушки Антонины
несомненно стала заметным явлением в кругу научной
православной литературы не только Польши, но и Белоруссии,
России, Украины и Литвы. Православная Церковь в нынешней
восточной части Польши имеет многовековую традицию. Такие
книги по существу воскрешают богатейшее православное
прошлое этих земель и утверждают настоящее.