итайска€

«а ¬еликой —теной: ѕравославие в  итае. „асть 1

ƒл€ западных людей современный  итай экзотичен и таинственен не менее, чем дл€ первых торговцев из ≈вропы, прибывавших ¬еликим шелковым путем тыс€челети€ назад. ¬ июле 2002 года наш корреспондент посетил трехнедельную конференцию в ¬олосе (√реци€), где встретилс€ православными христианином из  ита€ »оанном „ен.

- »оанн, расскажи нам о начале ѕравослави€ в  итае?

- ¬  итае найдены тексты персидских несторианских монахов седьмого века о церкв€х и монастыр€х. ¬озможно, было и более раннее христианское вли€ние неизвестных миссионеров, торговцев или послов, но об этом мы не имеем сведений.  итай лежал на ¬еликом шелковом пути и его посещали многие иностранные путешественники.
—егодн€ в ѕекине насчитываетс€ более двухсот православных христиан, большую часть которых составл€ют Ђалбазинцыї, называющие себ€ так, поскольку их предки в 1685 году были захвачены в плен войсками императора  анси (династи€ ÷ин) в битве при остроге јлбазино.  итайцы привезли плененных русских в ѕекин, к императору - он помиловал и освободил их. Ѕольшинство из них возвратилось в –оссию, но некоторые остались в ѕекине и женились на кита€нках, стали служить в охране императора. ќни назывались "–усска€ сотн€". —реди русских был св€щенник о. ћаксим Ћеонтьев, во главе с которым они обратились к императору за разрешением на строительство храма. »м выделили пустующий буддистский храм и они перестроили его в православную часовню. ѕозже царь ѕетр I послал еще несколько св€щенников в ѕекин дл€ устроени€ маленькой миссии. Ёто было начало православи€ в  итае, хот€ в течение столетий оно не распростран€лось далее русских, живущих в ѕекине.

- ѕочему так сложилось?

- ћисси€ предназначалась прежде всего дл€ русских, и она служила неким дипломатическим инструментом цар€ ѕетра ¬еликого. ќн уже отменил патриаршество, заменив его синодом епископов, тесно св€занных с правительством. я полагаю, он помышл€л, что перва€ об€занность миссии состо€ла в том, чтобы приносить пользу русскому правительству. ќн также велел св€щенникам быть очень осторожными, не раздражать китайские власти. Ѕолее чем через столетие православие начало распростран€тьс€ - свои китайские св€щенники и дь€коны были рукоположены и служба частично переведена на китайский €зык.

- Ѕыли ли православные монастыри в  итае?

-  итай всегда имел сильную монашескую традицию среди даосов и буддистов. я знаю о нескольких православных монастыр€х в Ўанхае, ѕекине, и ’арбине, где монахами были и русские, и китайцы - € однажды видел старую фотографию этих монахов и монахинь. Ёти монастыри были закрыты после коммунистической революции в 1949 году, а монахи сосланы или расстрел€ны. —ейчас несколько молодых людей интересуютс€ и € надеюсь, что когда-нибудь монашество в  итае будет восстановлено.

≈пископ —имеон с прихожанами перед храмом Ѕого€влени€ в Ўанхае
≈пископ —имеон с прихожанами перед храмом Ѕого€влени€ в Ўанхае
- –асскажи нам теперь о твоем собственном городе Ўанхае?

- ѕравославные христиане в Ўанхае по€вились в 19-м столетии, намного позже миссии в ѕекине. ѕервым прав€щим епископом был викарный епископ —имеон, он был викарием архиепископа »ннокенти€ ѕекинского во врем€ восстани€ ихэтуаней. ѕервым прав€щим епископом Ўанха€ был св€той »оанн (ћаксимович), прославленный чудотворец. ¬ладыка »оанн также рукополагал китайских дь€конов и св€щенников, но почти все они покинули  итай вместе с ним. ќдин из них, о. »ль€, до сих пор жив. ≈му теперь 107 и он служит в соборе "¬сех скорб€щих радосте" в —ан-‘ранциско.

¬ конце ¬торой ћировой ¬ойны произошли разногласи€ между јрхиепископом ¬иктором, начальником  итайской миссии, и св€тителем »оанном (ћаксимовичем). јрхиепископ ¬иктор считал, что надо вернутьс€ в –оссию, но владыка »оанн не соглашалс€, так как полагал, что это слишком поспешно.   сожалению, в процессе этого спора среди православных в  итае, кое-кто из китайских св€щенников обратилс€ за помощью к правительству. ¬ то врем€,  итайское правительство с „ан  айши во главе, было против коммунизма, и эти св€щенники сообщили власт€м, что архиепископ ¬иктор - агент  √Ѕ. ѕравительство заключило его в тюрьму на шесть или семь мес€цев. Ёто было до китайской коммунистической революции 1949 года и архиепископ ¬иктор временно запретил в служении св€щенников донесших на него. ѕотом некоторые из них раска€лись и возвратились в ћосковский патриархат, в то врем€ как другие покинули  итай и присоединились к –усской ѕравославной ÷еркви «аграницей. ¬о врем€ ареста владыки ¬иктора св€титель »оанн уже покинул Ўанхай со своей паствой и уехал в јмерику, после своего освобождени€ архиепископ ¬иктор жил в  итае до 1950-ых, потом он возвратилс€ в –оссию и служил в  раснодаре.

—в€то-Ќиколаевский кафедральный собор в ’арбине
—в€то-Ќиколаевский кафедральный собор в ’арбине
¬ те годы ѕравославна€ ÷ерковь в Ўанхае была в очень трудной ситуации - не было духовного лидера и православные избрали о. ‘еодора ƒу новым епископом. ќн служил приходским св€щенником в ѕекине, но его матушка умерла. ѕосле избрани€ он поехал в ћоскву, был пострижен и рукоположен с именем —имеон. ќн возвратилс€ в Ўанхай в начале 1950-х.

„ерез несколько лет после посв€щени€ епископа —имеона, китайцы и русские пришли к согласию о признании православи€ в  итае. ћосковский патриархат предоставил автономию  итайской ѕравославной ÷еркви в 1956 году и прекратил материальную поддержку.

- “ы думаешь, это €вл€лось частью плана ’рущева по уничтожению ÷еркви, через изол€цию и разделение?

- я не уверен. ¬озможно и так, но в то врем€ сама –усска€ ÷ерковь в –оссии была в очень трудном положении, а поскольку  итайской ÷еркви дали автономию, то ќна перестала получать полное обеспечение от матери-÷еркви. “акже,  итайское правительство, возможно, настаивало, чтобы материальные св€зи были нарушены.

≈пископ —имеон сначала был против идеи автономии, но после нескольких собеседований он увидел, что должен повиноватьс€ другим иерархам. ѕоложение церкви в Ўанхае в то врем€ была очень напр€женным и власти могли прибегнуть к репресси€м. ѕод давлением общества молодые люди уходили из церкви, школы открыто преподавали атеизм. «аключительные годы жизни епископа —имеона были весьма печальны - он умер в бедности. ќколо двадцати человек собрались на последнюю пасхальную службу, которую он отслужил в начале 1960-ых.

- ¬ это врем€ религи€ вообще была незаконна?

- Ќет, тогда еще разрешена, запрет последовал в 1966 году, но тем не менее, последние дни епископа —имеона были нелегки. ѕосле последней ѕасхи он был прикован к постели в течение двух лет. ѕосле его смерти церковь в Ўанхае в оказалась в трудной ситуации. Ќе было нового епископа и св€щеннослужители не знали кому быть руководителем.  итайское правительство выдвинуло предложение: "ћы дадим вам рабочие места, но вы больше не будете служить как св€щенники".  ое-кто из них стал работать преподавателем русского €зыка.

„ерез два или три года после смерти архиепископа —имеона началась так называема€ Ђ ультурна€ революци€ї. — 1966 года началось наступление на все традиции, все религии в  итае ... не только православные, но и буддистские, даосские, мусульманские, католические, и протестантские места поклонени€ и храмы были упразднены.

–азрушение храмов коммунистами началось задолго до  ультурной революции и к ее началу остались только две открытых православных церкви в Ўанхае: —обор "—поручницы грешных", построенный архиепископом »оанном, и церковь св€того Ќикола€ „удотворца. —обор был очень красив: белоснежные стены и п€ть небесно-голубых куполов, и каждый купол венчалс€ высоким золотым крестом. ’рам Ќикола€ „удотворца был маленький, но тоже очень красивый, с дев€тью золотыми куполами. ¬ласти в конечном счете конфисковали здани€ и использовали их дл€ других целей. Ёто было очень печально.

- ¬ это врем€ храмы были закрыты по всему  итаю?

- ƒа, и большинство было разрушено. ¬ Ўанхае ситуаци€ была лучше чем в ѕекине и ’арбине, потому что наши церкви уже были использованы дл€ мирских целей. —ами здани€ не были разрушены.   счастью, за последние двадцать лет они были восстановлены. ќтношение к религии изменилось в лучшую сторону и многие из храмов и мечетей были восстановлены, но православные церкви не возвратили подобно другим.

- ѕочему?

- ¬ Ўанхае, после  ультурной революции, осталось только три св€щеннослужител€: два св€щенника, обоих зовут о. ћихаил, и протодиакон, о. ≈вангел. Ѕыл также иподь€кон, ѕапий. —огласно китайскому закону, только свои, китайские св€щеннослужители могут законно служить на территории  ита€. Ќо у нас нет епископа чтобы рукоположить их, даже если бы нашлись кандидаты среди православных китайцев. Ќачина€ с 1980-х, последние св€щеннослужители, возглавл€емые отцом ћихаилом Ћи, обратились к правительству с просьбой вернуть две церкви, но каждый раз власти под различными предлогами отказывали.

 оммунистическое правительство не поощр€ет развитие религии даже сегодн€, да и бюрократи€ ведет себ€ как и в других странах - ћинистерство –елигии не хочет лишний раз пошевелитьс€. ¬се дело в том, что православное сообщество в Ўанхае очень маленькое, не больше ста человек, а правительство прислушиваетс€ к массам. ќни не уважают нас, они не признают нас, они не хот€т иметь дело с нами. ќ. ћихаил Ћи посто€нно терпел фиаско; все его обращени€ к власти были бесплодны.

Ќаконец в 2000 году, о. ћихаил Ћи решил покинуть  итай. ќн поехал в јвстралию, где теперь служит в китайско-русском приходе –ѕ÷« в епархии архиепископа »лариона. Ќам рассказывал один человек, приехавший из јвстралии в ’арбин, когда о. ћихаил первый раз в јвстралии надел облачение он заплакал, говор€, "ћного лет, € не прикасалс€ к нему, даже не смотрел на него". јвстралийские прихожане очень люб€т о. ћихаила и его матушку. —ейчас ему 75 и мне говорили, что люди слышат как они вместе поют когда они одни в доме.

—ейчас в Ўанхае, остались только два клирика: о. ћихаил ¬онг из дореволюционных св€щенников, ему 85 и он больше не может служить из-за плохого здоровь€, и о. ≈вангел, протодиакон, ему 70. Ѕез св€щенника он не может совершать ничего кроме служб мирским чином.

-  огда в Ўанхае последний раз служили литургию?

- ѕеред смертью архиепископа —имеона, тридцать п€ть лет назад.

- ќставшиес€ св€щенники не могли служить тайно?

- ” них ничего не было. Ќи антиминса, ни чаш, ни богослужебных книг, ничего.

- јвтономна€  итайска€ ѕравославна€ ÷ерковь все еще существует?

- ƒл€ правительства - все еще существует на бумаге, но не в действительности, потому что мы не имеем даже ни одного св€щенника, кто мог бы официально служить в  итае. ќстались в живых только два св€щенника. ќтец ћихаил ¬онг, как € упом€нул, и отец. јлександр в ѕекине (скончалс€ 16 декабр€ с. г. ¬ возрасте 80 лет, - прим. св€щ. ƒ. ѕоздн€ев). ќн - протоиерей, тоже очень старый, приблизительно 84 года и очень больной. Ќа эту ѕасху, € слышал, что он был при смерти.  роме протодиакона ≈вангела больше нет православных св€щеннослужителей в  итае. ћы не можем пригласить иностранное духовенство из-за китайского закона, который € упом€нул, он позвол€ет только местному китайскому духовенству служить.

- ”дивительно, как ѕравославные в Ўанхае сохранили верность православию без таинств!

- √лавным образом это старики. Ќебольшое количество молодых людей остаютс€ формально православными, но они почти ничего не знают о православии, никто не учит их, никто не говорит им о вере. Ёто - перва€ проблема.

¬тора€ проблема состоит в том, что старшие люди и женщины все еще скрывают свою веру из-за многих лет преследовани€. ј что может христианин делать без св€щенника? ќни не знают многих молитв, потому что нет богослужебных книг или переводов. ¬се было разрушено.  аждое утро и вечер они знаменаютс€ крестом и читают некоторые короткие молитвы "ќтче наш" и “рисв€тое. ќни мол€тс€ Ѕогу, —в€той “роице, Ѕожией ћатери, св€тителю Ќиколаю... ќни также помн€т дату ѕасхи - они прос€т, чтобы родственники за границей сообщали им дату каждый год, и они делают традиционные пасхальные блюда, куличи и крашеные €ица. ќни празднуют в своих семь€х, мол€тс€.

- ќни были очень молоды, когда положение осложнилось.

- ƒа, они были молоды, и это очень простые люди. ѕоколение после  ультурной революции забыло все. ¬ Ћабдарине, в ’арбине, в ћаньчжурии, и в провинции —иньцз€н, сохранились небольшие группы православных. Ѕлизко к –оссийской границе есть несколько смешанных русско-китайских деревень, где еще сохран€ют традиции. ќни немного свободнее.

- Ёти православные использует старый ёлианский календарь?

- ƒа. ¬ —иньцз€не, в ѕекине, в ’арбине, все духовные наследники руcской миссии используют старый календарь, но √реки в √онконге, которые принадлежат к ¬селенскому ѕатриархату, используют новый календарь. √реческий митрополит Ќикита, служит по новому календарю, но дл€ русских и сербов в √онконге на большие праздники служит по старому. ћногие из азиатских православных округов наход€тс€ в юрисдикции √реческой ћитрополии √онконга, и они все используют новый календарь. ¬ японии используют старый календарь, а в  орее новый.

япони€ использует старый календарь, но празднует –ождество по-новому. Ёто - литургическа€ проблема - они празднуют –ождество в середине поста. ѕосле –ождества помещают дополнительные воскресень€ перед Ѕого€влением, чтобы вернутьс€ к старому календарю, но эти воскресень€ вставлены искусственно. ќни не имеют никакого места в литургическом цикле. ќ практической стороне, € не могу говорить ничего, потому что –ождество - очень попул€рный праздник в японии.

- “ы упом€нул о китайских новых мучениках во врем€ восстани€ ихэтуаней. –асскажи нам их историю?

- ѕервый китайский православный св€щенник, новый мученик ћитрофан, был рукоположен после 1880 года, спуст€ более чем столетие после зарождени€ миссии, но что интересно - он был поставлен св€тым Ќиколаем “окийским, тогдашним епископом в японии. ќтец ћитрофан был очень скромный человек. ќн отказывалс€ от рукоположени€ много раз, говор€: "я - только простой, необразованный человек, как € могу стать св€щенником?  ак € могу сто€ть перед страшным алтарем Ѕога?" Ќаконец, он повиновалс€ пожелани€м властей миссии и местных прихожан. я не знаю, в “окио или в ѕекине состо€лась его хиротони€.

ѕосле рукоположени€ отец ћитрофан упорно трудилс€ дл€ миссии, на него часто смотрели свысока, и китайцы и русские: "Ётот св€щенник не имеет богословского образовани€, у него плохой голос". ќн не защищалс€, но продолжил служить и спокойно проповедовать. ќколо п€тидес€ти лет у него начались проблемы с пам€тью и он ушел за штат, получал пенсию. Ќасколько € знаю, он был единственным китайским св€щенником в то врем€.

 огда в 1900 году, вспыхнуло восстание ихэтуаней, некоторые убеждали отца ћитрофана идти в –усское посольство, чтобы спастись, но он отказалс€: "ƒа €, как православный св€щенник, со своей семьей могу идти в –усское посольство, но кто защитит моих людей? ≈сли св€щенник уходит, паства может рассе€тьс€. я не знаю, будут ли они способны сохранить веру". “ак, он осталс€ в ÷еркви той ночью, соверша€ всенощное бдение с прихожанами. ќни знали, что антииностранные толпы неистовствовали на улицах города, и хот€ кое-кто скрылс€ из страха, большинство православных собрались в храме, они ждали и молились.

- ќни понимали, что их могут убить?

- ƒа, они понимали. “олпа ворвалась и схватила отца ћитрофана. ќни сказали ему, "“ы больше не будешь верить в ’риста. “ы - китаец, ты должен принести жертву китайским богам". ќтец ћитрофан ответил: "ћой Ѕог »исус ’ристос - Ѕог не только русских, но и китайцев и всех людей мира". ќни кричали: "≈сли ты не сделаешь, что мы говорим, мы тебе такое покажем !" и они убили его матушку и детей у него на глазах. "“еперь ты видишь, что ваш Ѕог, »исус ’ристос не спас их". ќтец ћитрофан ответил, "Ќет, ќн спас их. я встречу их в ÷арствии небесном". ќни сказали, "√де это царствие небесное?" ќтец ћитрофан ответил: "я вижу его. ¬ы не можете видеть его, потому что вы не крещены во им€ ќтца и —ына и —в€того ƒуха. ≈сли вы уверуете в »исуса ’риста, ќн откроет ваши глаза и покажет вам ÷арство небесное". “огда они, выкололи ему глаза и сказали: "“еперь, что ты видишь?" - "“еперь, € вижу царство небесное лучше, не плотскими глазами, а моей душой и сердцем." “огда они убили его, разрубили тело на мелкие части, потому что они бо€лись, что люди будут брать его тело как мощи. “акже они убили всех христиан в церкви: 222 человека, всех: женщин, детей.

—реди мучеников была невеста его сына, ћари€, она не была в церкви. Ќа следующий день она пошла на церковный двор и вз€ла с собой кусок ткани, чтобы собрать часть крови как мощи, но ихэтуани нашли ее там и ранили мечом, говор€: "≈сли ты предашь твою веру, ты сохранишь жизнь". ќна ответила: "я очень хочу умереть за »исуса ’риста, подобно моему мужу и моему свекру" и они убили ее.

¬последствии, несколько выживших православных христиан собрали мощи, но потому что тела были разрезаны на части, они не знали, кто есть кто. ќни собрали останки в коробки и захоронили их в маленькой кладбищенской часовне на участке православной миссии в ѕекине где, годом позже, они построили другую часовню, посв€щенную св€тым мученикам пекинским.

- Ћюди и сейчас приход€т поклонитьс€ мощам?

- ¬ середине часовни, перед царскими двер€ми, был гробница, в ней лежали мощи. Ћюди приходили туда молитьс€ и много чудес произошло через заступничество мучеников. Ёта часовн€ существовала до 1960-х годов, потом она была разрушена во врем€  ультурной революции. я слышал, что мощи были вз€ты оттуда и что православные повторно захоронили их на русском кладбище.  онечно, они не могли говорить, что это мощи - сделали вид, что перезахоронили останки родственников. —амо русское кладбище был разрушено несколькими годами позже во врем€ периода напр€женности между —оветскими и  итайским коммунистическими правительствами. “еперь кладбище закрыто и превращено в поле дл€ гольфа.

- » мощи мучеников - все еще там, под полем дл€ гольфа?

- ƒа, хот€ мы не знаем где точно. ћы были бы должны купить поле дл€ гольфа, чтобы выкопать их, но это практически невозможно. »ногда, мы ходим вокруг пол€ и молимс€, но не можем официально отслужить службу.

- ѕо крайней мере вы знаете, где они.

- ƒа, и € полагаю, что мы найдем их когда-нибудь также, как св€та€ ≈лена нашла  рест. ћы будем молитьс€, и новые мученики помогут.

-  онечно. Ѕыли ли частички этих мощей в другом месте?

- Ќет, они были все захоронены там дл€ сохранности во врем€  ультурной революции. Ќикто не знал, что кладбище будет разрушено.

- ѕочему православные китайцы не внос€т в св€тцы китайские имена пекинских мучеников, согласно древней традиции, прин€той в церкви, чтобы нарекать их при крещении?

- ¬  итае католики и православные дают имена в честь св€тых. ” протестантов нет такой традиции давать имена в честь св€тых, но православные и католики имеют два имени. ћы используем христианские имена в церкви, когда причащаемс€, при крещении, венчании, но в школе, на работе, в официальных документах мы всегда пользуемс€ нашими китайскими именами. Ћишь некоторые используют свои христианские имена в китайском переводе, но это необычно.

¬ китайском €зыке каждый символ, или "буква", каждый знак звучит как один слог, и обычно большинство фамилий однослоговые как то: Ћи, ¬онг или „ан. Ќекоторые состо€т из двух иероглифов. ƒл€ имени мы используем один или два, но не три.

- “о есть не бывает более четырех слогов в полном имени.

- ƒа. ≈сли у кого-то им€ имеет больше четырех слогов - значит он откуда-нибудь с “ибета или из ћонголии. » также очень странно слышать перевод на китайский имени какого-нибудь св€того в обыденной жизни. Ёто все равно что в –оссии человека называли бы ћайк вместо, ћихаил или ћиша.

- ƒа это так. ѕон€тно о размере имени, но в раннехристианской традиции - если кого-то звали »оанн и его мирское дохристианское им€ было јхиллес, если он пострадал за ’риста, его €зыческое им€ добавл€лось в св€тцы и могло быть использовано в крещении. языческое им€ осв€щалось мученической смертью.

- ƒа конечно. Ќо согласно китайской традиции мы не можем использовать фамилию. Ёто все равно что в крещении назвать кого-нибудь —митом. „то касаетс€ самого имени, в  итае, если ты кого-то уважаешь, ты не назовешь его именем своего ребенка. ƒл€ нас не использование имени - знак уважени€. Ќа «ападе все по-другому.
“акже в традиционных китайских семь€х, таких как мо€, мы никогда не говорим им€ родителей или дедушки громко.  огда мой дед был жив и ему нужно было написать иероглиф имени матери или отца, он писал его немного по-другому. Ќапример вместо ћари€ - ћари, без последней буквы. ќн говорил: я так уважаю моего отца и деда что не повтор€ю их имена и не пишу их". ћолодежь сме€лась над ним, но из-за этого мы не используем имена мучеников. » еще мы не хотим чтобы в деревне или в школе были люди с таким же именем.

- ј как по€вилось твое им€?

ћое китайское им€ дано мне моим дедом. ѕеред моим рождением, он нашел в словаре два иероглифа дл€ моего имени. —ейчас мо€ бабушка говорит, что мое им€ мой дед видел во сне, но он возражает: "Ќе верь этой женщине!" (смеетс€). “ем не менее, дед рассказывал что видел сон, в котором вставало солнце над горами и в пам€ть об этом сне он назвал мен€ ≈у ‘ан, что значит "си€ть с вершин гор".

Ќам очень важно иметь им€, которое уникально и кажда€ семь€ стараетс€ подобрать своему ребенку какое-нибудь особенное им€. ƒаже если ребенку несколько лет и родители обнаружат что у другого такое же им€, они переименовывают ребенка. ћожно наде€тьс€ что в одном городе не будет одинаковых имен, но многие недостаточно образованы чтобы подобрать уникальное им€, да и не все иероглифы используютс€ дл€ имен. ћожно иногда встретить человека с таким же именем, но родители всегда пытаютс€ дать ребенку уникальное и красивое им€.

»ногда пытаютс€ даже придумать новые христианские имена. Ќапример, ƒорофей - значит "Ѕожий дар", € слышал китайские христианские имена звучащие как ‘илангелос - "друг ангелов" или —таврофорос - "крестоносец".  роме греческих имен мы также используем слав€нские. “акже даем имена которые редко встречаютс€ на западе, ветхозаветных пророков: »ереми€, «ахари€, »саак. »ли например иподиакон ѕапиас (ѕапи по китайски), был один из учеников »оанна Ѕогослова.

- ¬ 80-е годы, после  ультурной революции, ѕравославна€  итайска€ ÷ерковь была забыта, но в 90-е ћосковский ѕатриархат и –усска€ «арубежна€ ÷ерковь стали про€вл€ть заботу об общинах в  итае. јрхиепископ »лларион из јвстралии (–ѕ÷«) был в ѕекине несколько раз и крестил детей и стариков в домах, в отеле, подавал им —в€тое ѕричастие. ќн не может служить литургию, т. к. он не китаец, но он привез с собой запасные ƒары. “акже отец ƒионисий ѕоздн€ев из ћосковского ѕатриархата был в ѕекине несколько раз. Ќа прошлое –ождество он служил всенощную и литургию в русском посольстве, официальной русской территории.

- Ёто была перва€ литурги€ в ѕекине после культурной революции?

- ¬ ѕекине - наверно перва€Е я слышал что около 50 человек исповедовалось, крестили своих детей и причастились —в€тых “аин. ќдин человек из ѕекина рассказывал мне как после той службы один из стариков пришел домой и прочел молитву —имеона Ѕогоприимца: "Ќыне отпущаеши раба твоего, ¬ладыко по глаголу твоему с миромЕ" и он сказал своим дет€м: "≈сли Ѕог заберет мою душу этой ночью, € не постыжусь, так как прин€л ѕричастие".

- ƒа благословит его √осподь!

- ¬ы видите, что ситуаци€ потихоньку выправл€етс€. ќ. ¬ладимир, св€щенник из епархии архиепископа »лариона, также посещал ѕекин; о. ƒионисий был в ѕекине и ’арбине, в Ћабдарине и даже заезжал в маленькие деревушки в ћанчжурии и ћонголии везде стара€сь помочь. ¬ тех местах местные власти более расположены к православным и дл€ них больше свободы - там много смешанных русско-китайских деревень и многие люди родились от смешанных браков. ћестные власти хот€т иметь хорошие отношени€ с –оссией и в некоторых деревн€х получено разрешение на строительство храмов. ѕ€ть лет назад люди обратились с прошением о строительстве храма в Ћабдарине и он был построен. “уда может войти до 300 человек, но храм внутри не отделан. “ам нет иконостаса, нет престола, утвари.

- ¬ласти построили церковь?

- ¬ласти выделили средства на постройку. Ќо конечно деревенские жители могут только построить здание. ќни не могут написать иконы или осв€тить престол. ќ. ¬ладимир служил там, но без литургии, осв€щал воду, крестил, причащал. я уверен, что о. ƒионисий был там тоже. ¬ нескольких манчжурских деревн€х и в —иньцз€не храмы были восстановлены. “акова ситуаци€ на севере.

’арбин тоже весьма примечателен. —толети€ми это был провинциальный город на северо-востоке  ита€, который быстро разросс€ с притоком русских эмигрантов после 1917 года. “ам сохранилось много домов в старом русском стиле. ¬ центре ’арбина было 23 приходских храма и два монастыр€. ѕримерно от дес€ти до п€тнадцати из них уцелело.

-  акие-нибудь из них открылись?

- “олько одна - ѕокровска€, в честь ѕокрова ћатери Ѕожией. ≈ще там был храм св€той —офии, крупнейший храм на дальнем ¬остоке, он больше ¬оскресенского токийского собора. ≈ще прекрасна€ дерев€нна€ церковь св€тител€ Ќикола€ - там была кафедра, очень красива и известна церковь Ѕлаговещени€ и »верска€ часовн€, но три последние были разрушены.

- » св€та€ —офи€?

- я сейчас расскажу. ¬ 1984 году один храм был возвращен - ѕокрова Ѕожией ћатери, построенна€ украинцами. ѕосле того как ѕокровский храм был открыт, нова€ часовн€ в честь ”спени€ Ѕожией ћатери была построена на православном кладбище. ¬ то врем€ два св€щенника служили в ’арбине. ¬ день открыти€ ѕокровской церкви архимандрит Ѕэй (€ не помню его христианского имени) и отец √ригорий „жу служили литургию и совершили крестный ход с иконами. ќколо сотни людей молились на службе, пели на слав€нском и китайском, не только харбинцы, но и народ из многих городов и деревень из ћаньчжурии. јрхимандрит Ѕэй вскоре умер и отец √ригорий служил один 16 лет.

¬ окт€бре 2000 г. € был в ѕекине, оформл€л визу дл€ моего первого посещени€ √реции. я очень желал встретитьс€ с отцом √ригорием, но когда € приехал в ’арбин, мне сказали: "ћы похоронили его на прошлой неделе". ћне показали фото его похорон и сказали что последний раз он служил на прошлую ѕасху.

- ќн служил во врем€  ультурной революции?

- Ќет, конечно нет. ќн был вынужден работать на мирской работе. “ам больше нет св€щенников. ѕокровский храм единственна€ официально открыта€ православна€ церковь в  итае. Ќебольшие храмы в деревн€х, о которых € упом€нул, тоже официально открыты, но они не имеют столько привилегий как приходска€ ѕокровска€ церковь. ѕоследние два года в ’арбине нет св€щенника, нет литургии. ѕрихожане только приход€т по воскресень€м - зажигают свечи, сами мол€тс€.

- “ы сказал, что католические храмы восстанавливаютс€ значительно быстрее. ѕереход€т ли туда православные?

- я знаю только о четырех, ставших католиками. ѕравославные не очень хорошо знают богословие, не знают церковной истории, не знают о филиокве, у них простые причины почему они не переход€т в католичество. Ќапример, они считают неправильным креститьс€ слева направо. ѕосле ¬торого ¬атиканского собора, когда св€щенник и алтарь были повернуты на запад, лицом к народу, православные сказали: " ак можно молитьс€ на «апад, если свет от востока?" или " ак можно служить без иконостаса?". ѕричины простые, чисто практические, не богословские.

¬ ’арбине также пострадали мученики во врем€ культурной революции. я знаю только одного по имени - отца —тефана. ѕосле коммунистической революции 1949 г. он уехал из ’арбина в √онконг и служил там несколько лет. ѕотом, он почувствовал сильное желание вернутьс€ в  итай. ќн вернулс€ в ’арбин и служил до  ультурной революции, до 1966 г. ¬ ее начале он пострадал от рук  расной гвардии. Ёто очень печальна€ истори€, т. к.  расна€ гварди€ состо€ла в основном из подростков, учащихс€ средних школ и университетов. ќни были орудием жены ћао и самого ћао, и служили дл€ разрушени€ традиционной культуры и преследовани€ многих невинных людей. —ами подростки были невиновны - их использовали. √руппа подростков ворвалась в храм и избивала о. —тефана палками несколько часов, пока он не скончалс€. ≈го мощи похоронены на православном кладбище в ’арбине, р€дом с могилой о. √ригори€ „жу. я был на его могиле. —тефан - значит "венец", и он действительно увенчан ’ристом.

’рам св€той —офии (современный вид)
’рам св€той —офии (современный вид)
- ≈ще одно замечательное событие произошло в 1998 году. ∆ители ’арбина (совершенно неправославные и нехристиане) обратились к правительству с просьбой отреставрировать православную церковь св€той —офии, котора€ была закрыта в 60-е. ƒл€ харбинцев св€та€ —офи€ - это как Ќотр ƒам дл€ парижан. ќни говорили "ћы любим эту церковь и помним ее славное прошлое. ћы не христиане, но мы уважаем ее. Ёто символ нашего города и нашей жизни. ћы жили и играли р€дом с ней когда были детьми, и сейчас она разрушаетс€ и мы хотим ее сохранить". Ѕыло так много обращений, что власти были вынуждены прислушатьс€.

я был поражен когда в газетах написали что власти прин€ли решение восстановить св€тую —офию. ѕеред храмом был поставлен €щик дл€ пожертвований и тыс€чи людей, в основном неправославных, сто€ли в очереди, чтобы опустить туда деньги. ћножество студентов, даже малых детей, с €щичками ходили по городу и собирали пожертвовани€. ќни говорили: "ћы все помним славу этой великой церкви, мы любим ее как нашу мать и бабушку". ¬от так храм был отреставрирован.

- ƒа благословит их Ѕог!

- ѕотом было много предложений что делать. ћногие люди говорили: "Ќужно вернуть этот храм православным, потому что он принадлежит ÷еркви". Ќо в то врем€ это было невозможно. ¬ласти возражали: "ћы потратили столько денег и мы не православное правительство."

- “о есть они восстановили ее как культурный пам€тник, а не как церковь?

- ƒа. ќтец √ригорий, единственный харбинский св€щенник был очень болен и не имел сил дл€ попечени€ о таком большом храме. “огда ћосковский ѕатриархат предложил прислать св€щенника дл€ храма, но правительство было против приезда иностранцев. “ак под разными предлогами они отказали. “ем не менее, они согласились восстановить храм в православном стиле, в соответствии с тем как он выгл€дел раньше, даже золотые кресты поставили.

- Ёто такое же чудо как и в –оссии, когда правительство стало возвращать храмы в 90-е годы.

- ƒл€ мен€ это важный символ. ’от€ св€та€ —офи€ все еще музей, власти водрузили кресты - символ христианской победы - на купола храма. ќни даже обращались за консультаци€ми к прихожанам ѕокровского храма по поводу правильного вида русских православных крестов. Ёто напоминает обращение императора  онстантина и верю, что силою „естного  реста церковь восстановитс€.

¬ласти не только восстановили кресты, также были отлиты колокола. Ўесть больших колоколов были разбиты во врем€ культурной революции и только один, маленький, уцелел.  олокола были отлиты нехристианами, но власти следили за тем, чтобы они были в том же стиле что и оставшийс€ маленький. “аким образом, отлили один большой колокол и п€ть поменьше и разместили на колокольне так же как это было раньше.

“акже власти обратились к преподавател€м и студентам художественной школы чтобы написать иконы ƒеисиса - ’риста на троне с предсто€щими Ѕогородицей и »оанном ѕредтечей на главном фасаде храма. ¬нутри справа воссоздали икону ’риста с надпис€ми в слав€нском стиле и слева икону Ѕогородицы. ¬ притворе была написана икона мученицы —офии с трем€ дочерьми, а также императора  онстантина и св€той ≈лены на колоннах. ¬се иконы были тщательно скопированы с древних русских икон в киево-византийском стиле.

Ѕольша€ часть внутреннего пространства использована под музей, где представлены исторические фотографии храма —офии и старого ’арбина. ‘рески в куполе были наполовину разрушены и они до сих пор не восстановлены. ¬ласти говор€т: "ƒо сих пор не проведена экспертиза необходима€ дл€ восстановлени€, мы хотим обождать и восстановить их согласно христианским традици€м". Ќа стенах видны фрагменты как в св€той —офии в  онстантинополе.

“акова ситуаци€ со св€той —офией сегодн€. ѕеред ѕасхой этого года € читал католические статьи с предложени€ми вернуть храм православным и еще € видел в газетах как нехристиане говор€т: "ћы восстановили св€тую —офию, но мы только облекли ее одеждой, в ней нет души. ћы надеемс€, что скоро она воскреснет и обретет насто€щую душу - Ѕожественную литургию".

- ”дивительно.

- ƒа. я хочу рассказать вам еще одну интересную историю. ¬ ’арбине есть православный храм красного кирпича, тоже очень красивый, но более в барочном стиле с русского типа куполами, называетс€ он јлексиевЕ

- ¬ честь јлекси€, человека Ѕожи€?

- я не уверен. —ейчас он используетс€ католиками, т. к. католический собор был разрушен.  атоликов в ’арбине было не так много как православных и у них было всего несколько церквей. ѕосле культурной революции, когда они собрались восстановить храм, правительство им ответило - "«десь много православных храмов - возьмите один из них". Ќо католики пошли к своему епископу и сказали: "Ќе делайте этого. Ёта церковь принадлежит православным, она охран€етс€ их св€тым и мы не можем вз€ть ее себе". ≈пископ сочувствовал им, но ответил: "„то € могу сделать? я должен подчинитьс€ приказу властей".

ƒо сих пор местные католики не одобр€ют этого и говор€т нам: "Ётот храм должен стать православным как раньше".  атолический св€щенник не служит мессу на том же месте где православные служили литургию, он даже не входит в старый алтарь. ќни разделили храм на два этажа и он служит на верхнем.

—¬я“јя —ќ‘»я ¬ ’ј–Ѕ»Ќ≈

¬ќ— –≈Ў≈Ќ»≈ ÷≈– ¬»:
ќ“ ѕ≈ »Ќј ƒќ ћќЌ√ќЋ»»

»ћ≈Ќј  »“ј…— »’ —¬я“џ’

Ќќ¬џ≈ ѕ≈ »Ќ— »≈ ћ”„≈Ќ» »

ЎјЌ’ј…: √ќƒџ ѕ–≈—Ћ≈ƒќ¬јЌ»…
(ѕравославна€ јвтономи€ и јзиатский  алендарь)

ѕ–ј¬ќ—Ћј¬»≈ ѕ–»’ќƒ»“ ¬  »“ј…

»Ќ“≈–¬№ё — ѕ–ј¬ќ—Ћј¬Ќџћ ’–»—“»јЌ»Ќќћ »«  »“јя »ќјЌЌќћ „≈Ќ

Интервью с православным христианином из Китая Иоанном Чен

∆урнал "Road to Emmaus"

5 €нвар€ 2004 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0