/p>
ИНТЕРВЬЮ С ПРОФЕССОРОМ ЛЮБЕНОМ ПРАЖКОВЫМ,
ОСНОВАТЕЛЕМ ШКОЛЫ ЦЕРКОВНОЙ РЕСТАВРАЦИИ В
БОЛГАРИИ
В далеком 1968 г. начинающий реставратор Любен Пражков
работал в Рильском монастыре. Как-то к нему подошел
священник из города Рила и сказал: "Давай к нам,
Любчо! У нас церковь тоже старинная!" Пражков
приехал, осмотрел храм, ковырнул штукатурку на стене и
обомлел - нижний слой, по-видимому, довольно древний. С
этого момента и до начала финансирования реставрации,
раскрывшей фрески XI-XII вв., в 1995 г. прошло 27 лет.
За последниие три-четыре десетилетия реставраторы открыли
несколько уникальных средневековых памятников на
территории современной Болгарии. В научный обиход были
введены ротонда св. Георгия в Софии (Х,ХІІ,XIV вв.),
церкви св. мч. Дмитрия в с. Паталеница (ХІІ в.), св.
Иоанна Богослова Земенского монастыря (ХІІ в.), в Колуше
(ХІІ в.), базилика свт. Николая в Мелнике (ХІІ-ХІІІ в.),
раскрыты фрески в храме Севастийских мучеников в Велико
Тырново (1230 г.), фрагменты живописи в Боянской церкви
(1259 г.), росписи в соборной церкви в с. Иваново
(ХІІІ-ХІV в.), в часовне Хрелевой кулы Рильского монастыря
(1335 г.) и многие другие. В результате продолжительных и
сложных реставрационных работ были обнаружены неизвестные
части ансамблей Драгалевского (1476 г.), Кремиковского
(1493 г) и Илиянского (1550 г., ХVІІ в.) монастырей,
храмов св. Петки в Несебре, св. Дмитрия в Арбанаси (оба
ХVІІ в.).
Михаило-Архангельская кладбищенская церковь в Риле |
Михаило-Архангельская кладбищенская церковь в Риле |
Самым потрясающим открытием последнего
десятилетия стала живопись кладбищенской церкви арх.
Михаила в г. Риле, в 20 км юго-западнее Рильского
монастыря. В плане это крестово-купольный храм типа
вписанного креста, типичный для Балкан в ХІІ-ХІV в. В
ХVІІІ-ХІХ вв. церковь перестраивалась (тогда уничтожили
западную стену, а интерьер покрыли изображениями в
стиле эпохи Возрождения). При обследовании и зондаже
выяснилось - на северной стене под поздней живописью
скрывается слой более ранних фресок. Это открытие
посчастливилось сделать профессору Любену Пражкову -
основателю школы реставрации в Болгарии.
Любен Пражков родился в 18 июля 1931 года в с. Полски
Сеновец Великотырновского района. В 1957 г. завершил
факультет живописи в Художественной Академии в Софии.
- В школе я и не думал о живописи и реставрации. Мечтал
учиться литературе, но плохо было с математикой, и я не
получил аттестата о среднем образовании. Единственное
место, куда я мог поступить без аттестата - Художественная
Академия.
С 1959 г. и до 1962 г. Л. Пражков работал в Народном
Институте Памятников Культуры (НИПК) по теме реставрации и
консервации средневековой живописи.
Там я прошел хорошую школу - учился по книгам и, главное,
из бесед с приезжавшими в Болгарию иностранными учеными. В
мои обязанности входило сопровождать их при осмотре наших
памятников. Я помню, как повез Х.Плендерлейта, открывшего
гробницу Тутанхамона, в Казанлык (IV в до н.э.), на
фракийскую гробницу. Зайдя внутрь, он улегся на пол прямо
в роскошном костюме. Я ему говорю: "Сэр, возьмите мой
мантель" -"Молодой человек, мой костюм не стоит
ничего перед этим чудом".
Аспирантуру окончил в Москве (1962-1965) и в 1967 г.
защитил диссертацию под руководством всемирно известного
историка искусства В.Н. Лазарева.
Наше знакомство с В.Н. Лазаревым состоялось так. Я тогда
работал в НИПКе. Незадолго до византийского конгресса в
Охриде (1962), уже знаменитый византинист В.Н.Лазарев во
всеуслышание объявил болгарское искусство провинциальным и
не особо интересным. При этом он опирался на снимки фресок
Боянской и Земенской церквей, имевших в то время
действительно не лучший вид вот по какой причине.
Византийский конгресс в Охриде в 1934 г. проходил под
покровительством болгарского царя Бориса, отца нынешнего
царя Симеона. Вышло распоряжение подготовить два этих
памятника для показа иностранным делегациям. Реставрации
тогда в Болгарии не знали. К.Цонев, которому было поручено
подготовить храмы для посещения византологов со всего
мира, взял книгу проф. Максдернера и прочитал рецепт:
"Если хотите освежить и законсервировать фрески
разогрейте на огне пчелинный воск, скипидар, лак и
нанесите на поверхность." Так живопись была
испорчена. Так вот, в 1961 г. В.Н.Лазарев приехал к нам,
чтобы de visu обследовать памятники. Когда мы пришли в
Бояну, я включил ультрафиолетовую лампу, подаренную мне
поляками, и тут Лазарев ахнул, увидев, как разделились
границы подлинной живописи и наносного слоя. На следующий
день раздался звонок моего начальника: "Любо, гости
без тебя и без твоей лампы никуда не хотят". При
расставании В.Н.Лазарев оставил свой московский телефон. А
я, приехав в Москву с направлением в аспирантуру, первым
делом набрал его номер: "Я приехал в
аспирантуру" - "Я Вас беру!" Экзамен
принимали М.А.Ильин, В.Н.Лазарев и В.В.Филатов. После
моего ответа М.А.Ильин перекрестился: "40 лет
экзаменую людей, которые рассказывают о том, чего никогда
не видели, впервые вижу человека, который всюду уже
побывал."
Большая часть творческой биографии Л.Пражкова связана с
Художественной Академией и преподаванием дисциплин техники
живописи и реставрации, истории византийского и
староболгарского искусства, иконографии. В 1974 г. он
возглавил кафедру "Консервации и реставрации",
которой руководил на протяжении 20 лет. В 1982-85 гг. был
деканом факультета прикладных искусств. В 1992 г. ввел
практическую специальность "Иконография" (икона,
стенная живопись, мозаика) на богословском факультете в
Тырново, которым руководит и по сей день.
Святой Дамиан
|
Святой Дамиан |
- Каким главным принципам
реставрации Вы учите своих учеников?
- Первое, это невмешательство и сохранение автентичности.
Ретушировать и тонировать нельзя ни в коем случае! Ведь
взгляды людей на памятники и художественные вкусы
изменяются. Мы должны оставить памятник в его первозданном
виде. Самая большая ошибка, когда художников, у котрых
руки чешутся что-нибудь добавить от себя, допускают к
реставрации. Второе, я всегда говорю, если нет возможности
довести дела до конца - не берись. Сотни лет лежало и еще
несколько десятилетий пролежит.
Л.Пражков проходил стажировки в России (реставрационные
мастерские Эрмитажа, Русского музея), Польше
(консервационные мастерские Кракова и Варшавы), Франции
(Лувр), Италии (Международный центр по консервации),
Испании (Прадо) и других странах. С 1960 г. участвовал в
качестве реставратора и руководителя работ в ротонде св.
Георгия в Софии, в церквях Кремиковского и Земенского
монастырей, Хрелевой кулы (1965-71), фракийской гробницы в
Казанлыке (1972-73), церквей Рождества Христова в Арбанаси
(1977-80) и арх. Михаила в Риле (1994-2001), реставрировал
многие средневековые иконы из Рильского монастыря,
В.Тырнова, Русе и др., произведения масляной живописи
более позднего периода болгарских и иностранных
художников.
Организатор и участник международных конференций в Софии и
разных городах мира, автор многих научных монографий
(Хрельовата кула, 1978; Църквата Рождество Христово из
Арбанаси, 1979; Български икони, 1985; Български манастири
[в соавт. С Е.Бакалова, Ст. Бояджиев], 1992, 1997) и
статей, редактор сборников и каталогов, сценарист для
многих научно-популярных и документальных фильмов по
средневековому искусству Болгарии и Св. Горы Афон - и все
это один человек Любен Пражков!
С 1997 г. - пенсионер, однако продолжает преподавать
теорию искусства в Академии Художеств, и объявил новые
курсы "Балканские маршруты" и
"Средневековые болгарские монастыри" на
факультете туризма Нового Болгарского Университета;
по-прежнему руководит реставрационными работами в Риле,
готовит монографию, посвященную рильской церкви;
возглавляет отделение "Иконографии" на
богословском факультете в В.Тырново. Является заслуженным
профессором, доктором, заместителем председателя
Национального Совета по охране памятников культуры в
Болгарии.
Однажды вечером, гуляя с моей подругой Моккой Бойкикевой
по Софии, мы зашли к ее другу - Любену Пражкову, увлеченно
проговорили около часа о "рильском чуде" и
условились отправиться Рилу вместе. В один из августовских
дней состялось наше путешествие.
- Профессор Пражков, сохранились ли письменные
свидетельства о церкви архангела Михаила?
- Источников крайне мало. Наиболее раннее упоминание
встречается в грамоте царя Ивана Шишмана (1378 г.), где
перечислены владения Рильского монастыря. Однако очевидно,
что храм построен гораздо раньше.
По дороге останавливаемся в Орлице, на подворье святых
Петра и Павла (1491 г.), расположенном неподалеку от Рилы.
Фрески открытого нартекса повествуют о жизни и успении
прп. Иоанна Рильского. Одна сцена иллюстрирует сюжет из
Жития святого, когда царь Петр, сын Симеона, в 30-е гг. X
в. хотел встретиться с прп. Иоанном и направил ему чашу,
наполненную золотыми монетами. Иоанн золото вернул,
сказав, что золото пригодится ему для войска и устроения
гражданских дел, а чашу оставил себе на молитвенную
память. Другой цикл изображает процессию с мощами святого,
останавливавшуюся здесь в 1862 г. на несколько дней по
дороге из Софии в Рильскую обитель.
Неизвестный преподобный |
Неизвестный преподобный |
- Мощи Ивана Рильского находились в
Рильском монастыре не всегда. Источники довольно
противоречиво представляют картину перенесения мощей. В
прологе Драгановской Минеи, написанной при царе
Иване-Асене (1218-1241), сообщается, что вскоре после
успения (пам. А. 18/1) Иоанна его мощи были положены в
Рильском монастыре, а затем царь Петр (927-969)
отправил их с почестями и похвалами в Средец (совр.
София -А.Н.), где положил в новоотстроенный храм. В
Хронике византийского историка Скилицы сообщается о
многих исцелениях и чудесах от мощей святого. При
византийском императоре Андронике І Комнине, правившем
Болгарией, венгерский царь Белла ІІІ увез
чудодейственные мощи в свою столицу Гран (совр.
Естергом-А.Н.), где они находились до 1187 г., когда
дипломатическим путем были заполучены обратно. В 1195
г. царь Иван-Асен І (1186-1196) после восстания и
образования Второго Болгарского Царства перенес мощи
святого в В.Тырново. Во второй половине XIV века, когда
над Балканами вновь нависла турецкая угроза, мощи
укрыло тырновское духовенство от поругания
мусульманами. В 1469 г. при игумене Рильского монастыря
иеромонахе Давиде в обитель приехал священник из
Пловдива и сказал, что видел мощи в Тырново. Тогда
братия монастыря обратилась за помощью к вдове султана
Мурада ІІ - Марии, она вымолила у своего сына Мухамеда
ІІ распоряжение о передаче святыни монахам. По дороге
процессия останавливалась в г. Средец, где пять-шесть
дней мощи пребывали в ротонде св. Георгия, а 29 и 30
июня оставались в Орлице. 1 июля 1469 г. рака
преподобного прибыла в монастырь.
- Сохранились ли, какие-то следы почитания святого в
годы его отсутствия в монастыре?
- Несмотря на то, что с XI по XV век мощей в монастыре не
было, память святого чтилась - именно тогда составлено т.
н. Народное Житие. К времени правления царя Ивана-Асена
Второго (1218-1241) относится написание нового Проложного
Жития и новой Службы. 1335 г. датируется его изображение в
Хрелевой Куле. В XIV в. святой почитается повсеместно -
появляются его изображения в Боянской церкви (XIII в.), в
Земенском монастыре (1360 г.). Таким образом, как Вы
видите, церковь арх. Михаила, стоявшая на паломническом
пути в Рилу, сохраняла актуальность своего назначения,
т.к. прп. Иоанна почитали и во времена отсутствия его
мощей в Рильском монастыре.
- Профессор Пражков, что Вы испытали, когда первые
фрагменты древней живописи стали показываться из-под
верхнего слоя?
- Мы забыли о сне и о еде. Если начинали работать над
одним образом, то уже не останавливались до тех пор, пока
не открывался весь лик. Каждый новый фрагмент сулил нам
новое маленькое чудо.
Святитель Василий Великий |
Святитель Василий Великий |
- А что изображено на фресках?
- В алтаре - в апсиде святители Иоанн Златоуст, Василий
Великий, Григорий Богослов, Епифаний Кипрский, мелисмос
(композиция, распространившаяся, по мнению Г.Бабич, в
конце XII в.), или раздробление агнца, выше во втором
регистре - убрус с Христом - Эммануилом (до пояса) с
благословляющей десницей и св. апостолы Петр и Павел по
сторонам от него в рамках, на своде Вознесение, в боковых
алтарных компартиментах - свт. Николай, прп. Патапий, на
предалтарних столбах - Благовещение, остатки Преображения,
Лонгин воин из Снятия с креста, на стенах и колоннах -
святые Феодор Стратилат, Димитрий, преподобные Антоний,
Евфимий Великий, царь Константин
- Что Вы можете сказать о художественном стиле?
- Абсолютный аналог я нашел пока только для Иоанна
Златоуста в ц. Георгия Хостос в Линдосе на о. Родос. Это
византийский стиль, характерный монументальной живописи
комниновского периода (XI-XII вв.).
- Когда же, по Вашему мнению, построена церковь и
выполнены фрески?
- И по историческим, и по стилистическим соображениям,
храм был построен и расписан в промежуток от 80-х гг. XI
века до 80-х XII века, когда Болгария, как вы помните,
входила в состав Византийской империи (1018-1195 гг.
-А.Н.).
- Как складываются в Болгарии отношения между церковной
и государственной музейной собственностью?
- Учитывайте, что таких проблем, как у вас здесь не было и
нет. Монастыри всегда принадлежали Церкви. Раз государство
дает деньги на реставрацию, Церковь обычно не препятствует
проведению этих работ. Однако, реставраторам не всегда
удается договориться с духовенством. Например, в Риле
очень трудно - сменилось священноначалие, и реставраторов
перестали допускать к работам, приходилось возвращать
государству целевые деньги.
Роспись Хрелевой Кулы
|
Роспись Хрелевой Кулы |
- Почему в Болгарии памятники
находятся в такой плохой сохранности, и почти у всех
фресок повреждены глаза? Турки виноваты?
- За памятниками никто не следит. Церкви зимой не
отапливаются, а летом не охлаждаются при довольно резких
атмосферных перепадах температур: зимой -25 0С, летом на
солнце +65 0С. Однажды я видел фрески Хрелевой Кулы,
покрытые инеем и льдом. Что касается сколотых глаз, то
здесь действительно видны следы турецких копий и мечей. Но
есть в Болгарии еще и такое народное поверие. Пятнадцать
лет тому назад я реставрировал росписи в церкви Рождества
Христова в Арбанаси. Перед изданием книги я сидел в алтаре
за иконостасом и проверял свои тексты, в храме - никого,
тишина. Вдруг слышу шорох. Выглядываю в храм - бабушка на
стульчике стоит и глаза у фрески ножом соскабливает. Я
подскочил, накинулся на нее: "Что Вы делаете?"
Она обомлела - подумала, что сам Бог спустился с небес,
сразу на колени, заплакала: "Прости, милый, внучка
моя болеет глазами, а мне сказали, то если от иконы взять
краску, сделать отвар и приложить к больному месту,
поправится".
Солнце жарит. Мы сидим на скамеечке возле входа в церковь
и рассуждаем о местных болгарских православных традициях.
Профессор вспоминает: "Я родился в Полском Сеновце
неподалеку от Велико Тырново. Маленький был. На
Крестовдень (14 сентября) в школе нас всегда отпускали на
каникулы на две недели - время сбора винограда. Я помню,
что первыми на поле всегда выходили женщины, они собирали
гроздья. Приносили домой и высыпали их в чаны. Бабушка
мыла ноги мужщинам трижды, и только после этого они
начинали давить виноград. Перед этом дед впихивал меня в
бочку на 1000 л. и давал молоточек для очищения винного
камня со стенок. Хороший ли сок для вина, проверяли так:
бросали яйцо - утонет - неважное вино будет, нет -
хорошее. Недавно рассказал об этом способе своему
другу-виноделу. "Так мы до сих пор так
проверяем!" Затем на палочку насаживали орехи,
погружали их в виноградный сок, а затем высушивали - так
приготавливали лукум. С виноградом и виноделием у нас
связаны несколько праздников - Преображенье, когда
освящают плоды винограда, Трифоновден -впервые подрезают
виноградные ветви и Никулден. В этот день открывают первую
бочку вина.
- Когда Вы предполагаете завершить реставрацию?
- Несмотря на все препятствия, мы уже раскрыли практически
все, что было возможно, сейчас финальный этап. Я работаю
над монографией по итогам реставрационных работ.
1.Хрельовата кула. История, архитектура, живопис. С.,
1973
2. Църквата "Рождество Христово" в Арбанаси. С.,
1979.
3. Български икони. Развитие, технология, реставрация. С.,
1985
4. Паметници на културата на Света гора-Атон. С.,
1987.
5.Прашков Л., Бакалова Е., Бояджиев Ст. Манастирите в
България. С., 1992
6. Прашков Л., Божилов Ив., Тулешков Н. Български
манастири. С., 1997
7. Българската монаментална църковна живопис през 18-19
век. В.Т., 1998
8. Икони от България. IX-XV в. С., 2000
1.1000 години българска икона - Каталог на изложба. София
(1976), Париж, Санкт-Петербург, Москва, Берлин, Виена,
Варшава, Мюнхен, Брюксел, Лондон и Рим
2.Сокровищата на Рилският манастир. С., 1980
3. Schаtze des Rila-Klosters. Stuttgart, 1981
4. L'art bulgarie du IX-e au XIV-e s. - In: Tresors d'art
medieval Bulgarie VII-e-XVIe siecle. Geneve, 1998.
1. Л. Прашков, Новооткрити стенописи от края на ХІІ -
началото на ХІІІ век в гробищната църква в гр. Рила //
Проблеми на изкуството.3(1998).3-7.
2. Л. Прашков, Нови открития в декорацията на
средновековната църква "Св. Арх. Михаил" в гр.
Рила // Проблеми на изкуството.1(2001).3-9.
3. Б. Пенкова, Образът на Св. Патапий в новооткритите
стенописи от ХІІ в. в гробищната църква в гр. Рила //
Проблеми на изкуството.1(2001).9-13.
1. Ив. Дуйчев Рилският светец. С., 1947.
2. П. Д. Пулос (архим.), Св.Иван Рилски. С., 1992.
Литература
Предварительные публикации церкви арх. Михаила в Риле
Избранная библиография Л.Пражкова. Каталоги
Избранная библиография Л.Пражкова. Книги
ПОЕЗДКА В ЦЕРКОВЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В РИЛЕ