Ёлладска€

–оль и задачи ѕравослави€ в ќбъединенной ≈вропе

(–ечь, произнесенна€ јрхиепископом ’ристодулом в јреопаге 29 июн€ 2000 года)

јрхиепископ ’ристодул
јрхиепископ ’ристодул
Ђ¬нимайте себе и всему стаду, в котором ƒух —в€тый поставил вас блюстител€ми пасти ÷ерковь √оспода и Ѕогаї (ƒе€н. 20, 28).

 аждое мгновение »стории, также как и каждое мгновение жизни человека, имеет свою ценность и свою особенность. ќднако бывают мгновени€ драматические, мгновени€ судьбоносные, мгновени€, когда, как говорит наш народ, Ђнебеса отверзаютс€ї, потому что в эти мгновени€ совершаютс€ великие и исторические событи€ всемирной истории, совершаютс€, воистину, тайны жизни. »менно таким было то мгновение, когда ƒух —в€той воспреп€тствовал јпостолу ѕавлу, человеку, который был избран Ђчтобы возвещать им€ї »исуса ’риста Ђперед народами и цар€миї (ƒе€н. 9, 15), продолжать свою проповедь в јзии и послал его в “роаду, к воротам в ≈вропу.

ѕрибытие јпостола ѕавла в греческую ћакедонию не было случайным совпадением или простым случаем. “о особое видение, которое он удостоилс€ увидеть, и приглашение молодого македонца, который его умол€л: Ђприди в ћакедонию, помоги намї, было заповедью Ѕожией, чтобы он прошел во врата и перешел на другую сторону, на греческую, европейскую землю. Ёто было то видение, которое €вило новую реальность, видение, которое до сего дн€ определ€ет нашу судьбу, видение, которое изменило развитие христианства и дало новую силу и миссию греческому духу. “аким образом, впервые, 1950 лет тому назад, присутствие јпостола ѕавла на европейской территории предначертало то значение, которое будет иметь христианска€ вера дл€ ≈вропы и ее культуры и, вместе с тем, определило те масштабы и рамки, которые примет на нашем старом континенте христианска€ проповедь.

јпостол ’ристов прибыл в Ёлладу и остановилс€ сначала в —амофракии, в месте, где тогда еще €зыческий, эллинский дух совершал служение идолам. Ёто было не случайно, поскольку, как только јпостол прибыл в ‘илиппы, первым его де€нием было изгнание из служанки Ђдуха прорицательногої (ƒе€н. 16, 16), которого она имела, т.е. он упразднил силу некоей гадалки. “аким чудотворным вмешательством »исус тогда впервые €вил новую роль эллинизма, его новое призвание. ќтныне, согласно изречению ƒельфийского оракула, в √реции Ђпрекрасный дворец разрушен, и јполлон не имеет более ни св€тилища и вещего лавра, ни говор€щего источника, и умолкла журчаща€ водаї. јполлонов змей упраздн€етс€, ƒельфийский оракул молчит, а эллинизм служит —лову Ѕожию. —егодн€, в начале третьего тыс€челети€ этот эллинизм и это —лово в виде ѕравослави€, призываютс€ подтвердить свое присутствие в ќбъединенной ≈вропе, свидетельству€, что ѕравославие играет свою роль и имеет свои задачи в нашем европейском бытии. Ёто и будет предметом нашей сегодн€шней беседы в этом знаменитом и историческом месте Ц јреопаге.

¬аши ¬ысокопреосв€щенства,

¬аше ѕревосходительство господин ћинистр Ќационального ќбразовани€ и –елигий,

¬аше ѕревосходительство господин мэр г. јфин,

Ѕлагословенный народ Ѕожий

јпостол ѕавел, пришедши в Ёлладу, начал проповедовать сначала иуде€м Ёллады, готов€сь к великому мгновению духа, к своей проповеди эллинам.  огда пришло врем€ проповедовать афин€нам, он пошел не только в синагогу. “екст ƒе€ний нам открывает: Ђќн рассуждал в синагоге с иуде€ми и с чтущими Ѕога, и ежедневно на площади со встречающимис€ї (ƒе€н. 17, 17). » именно афин€не подвели его к кафедре ритора, прос€ его, чтобы он вз€л слово и говорил к ним. Ђ» став ѕавел среди јреопагаї (ƒе€н. 17, 22) сразу же, без лишних и малоубедительных риторических приемов, приоткрыл горизонты эллинского духа. ќн вывел эллинский дух из неведени€ Ѕога, вз€л его из алтар€ человеческой философии, котора€, по св. √ригорию Ќисскому, Ђпосто€нно страдает родовыми муками и никак не может родить чадої, и погрузил в купель, крест€ его в царственном свете истинного богопознани€. ѕлоды такого великого мгновени€ оказались тогда весьма скудными. “олько маленька€ группа людей поверила ему, Ђмежду ними был ƒионисий јреопагит и женщина, именем ƒамарь, и другие с нимиї. “ем не менее, насто€щие плоды не замедлили €витьс€. Ќе только греческий, но через него и весь римский мир услышал слово Ђапостола €зыковї и был приведен к вере в »стинного Ѕога. ѕереход апостола ѕавла из “роады в Ёлладу привел к христианизации ≈вропы. “аким образом, от проповеди ѕавла в јреопаге берет свое начало вс€ европейска€ цивилизаци€.

ќднако необходимо поразмышл€ть над вопросом, что такое ≈вропа и кто такой европеец? »з всех ответов, которые были даны до сего дн€, ни один не €вл€етс€ столь содержательным и простым, но вместе с тем и столь точным, как ответ, который дал ѕоль ¬алери, выступа€ перед студентами ÷юрихского ”ниверситета. ќн сказал, что европейский человек не определ€тс€ ни племенем, ни €зыком, ни даже своей национальностью, поскольку ≈вропа приходитс€ матерью многим €зыкам, наци€м и традици€м. Ђ≈вропейцем, - добавил он, - €вл€етс€ тот, кто принадлежит к тому народу, который восприн€л законы, основанные на римском праве, кто хорошо владеет греческой образованностью, и кто прин€л и усвоил христианское учениеї. ƒругими словами –им, јфины и »ерусалим составл€ют трехчастную основу культурной жизни ≈вропы, при особом значении христианства, которое €вл€етс€ главной составл€ющей двух других основ. “акже и известный английский философ истории  ристофер ƒоушон формулирует то же правило другими словами. Ђ≈сли ≈вропа своим политическим существованием об€зана –имской империи, если она об€зана своей силой и направлением своей культуры эллинскому образованию, то христианству она об€зана своей духовной сущностью. “рудно представить, как вообще могло бы существовать единое европейское сознание со всеми ее наци€ми и племенами, со всеми €зыками и обыча€ми, если бы не было посто€нного присутстви€ христианской ÷ерквиї.

Ќекоторые современные греческие интеллигенты думают, что ќбъединенна€ ≈вропа €вл€етс€ неким политико-экономическим пространством, где христианство или запрещено или €вл€етс€ неким зловонием. Ќа самом же деле европейское единство €вл€етс€ созданием христианского духа и не может мыслитьс€ иначе, как выражение св€щенной христианской проповеди. “акже и другие распространители антиправославных мифов думают, что европейское единство €вл€етс€ исключительно плодом римо-католичества. ќднако они игнорируют или не хот€т осознать того, что на прот€жении многих веков ÷ерковь была одной и единой, и что даже после раскола православный ¬осток продолжал на прот€жении многих веков духовно окормл€ть «апад. »менно православный ¬осток стал тем, кто своими учеными способствовал европейскому ¬озрождению. ѕоэтому правильным было решение –имо-католической ÷еркви провозгласить св€тыми покровител€ми ≈вропы, с одной стороны, св. Ѕенедикта Ц грекофила-реформатора западного монашества, который был признан Ђкраеугольным камнем дома ќбъединенной ≈вропыї. ј с другой стороны двух солунских проповедников - св€тых  ирилла и ћефоди€, которые боролись Ђкак греческие представители латин€н за слав€н против франковї, чтобы воспреп€тствовать франкскому проникновению и искажению. ќни своей проповеднической де€тельностью посе€ли сем€ христианского и православного учени€ во всей ≈вропе и, таким образом, стали служител€ми и апостолами европейского сознани€.  ак в ¬изантийской империи, так и на «ападе, христианский мир всегда стремилс€ к объединенному европейскому государству, к христианскому обществу. Ёто стремление было неотъемлемой частью социального учени€ ÷еркви.

  сожалению, правдой €вл€етс€ и то, что ѕравославие тогда не могло играть полной и активной роли, которую оно хотело, и должно было бы играть в формировании европейского сознани€ как сообщества наций, €зыков и традиций. Ќам хорошо известно, что после –аскола, и даже до него, догматическое отличие ѕравослави€ от –имо-католической ÷еркви стало главным преп€тствием дл€ исполнени€ этой роли. ќднако неправильным €вл€етс€ и то мнение, что после раскола ѕравославна€ ÷ерковь была полностью изолирована от западной ≈вропы. ¬ европейских школах еще до XII века преподавали по книгам, переведенным из соответствующих византийских. »зучение эллинской культуры осталось к тому же твердой ценностью на образовательном горизонте «апада. ћежду тем, многие неизвестные восточные православные учител€ литературы и искусств стекались на «апад задолго до падени€  онстантинопол€. Ќесмотр€ на это, существовали преп€тстви€, которые посто€нно сдерживали как старани€, так и желани€ эллинизма и ѕравослави€ €вно и активно участвовать в построении культурных основ европейского единства.

ѕравославие, к сожалению, не смогло сыграть полной роли в создании «ападной ≈вропы вследствие как отрицательной пропаганды, так и предрассудков европейца, который отличалс€ причудливой раздвоенностью. — одной стороны он восхищалс€ древнегреческой культурой, но с другой, презрительно относилс€ к ¬изантии.   тому же западный мир отождествл€лс€ с ѕросвещением, которое сегодн€ уже исчерпало себ€ и приближаетс€ к тупику. — недоверием и подозрительностью к грекам относились и северо-восточные европейцы. ’арактерным примером этого €вл€ютс€ перипетии св. ћаксима √река. ѕри всем том, что он признаетс€ Ђчеловеком, который имел дл€ русского национального сознани€ то же значение, которое имел дл€ немецкого Ћютерї, при всем том, что русские считают его равным великим ќтцам ÷еркви, он умер в т€жких муках.

ќднако необходимо признать, что и в √реции наше образование, со времени нашей независимости ориентированное на западное ѕросвещение, прин€ло в себ€ одновременно и семена сомнени€ в роли духовного фактора вообще, и ѕравославной нашей ÷еркви в частности, в формировании нашего культурного быти€. Ётот факт был главной причиной духовных волнений, которые существовали и существуют в нашей стране. Ђ—овременный грек научилс€ гордитьс€ своими древними предками, но не смог соединить их со своим как недавним прошлым, так и с насто€щим. ¬ школе он узнал, что насто€щий эллинизм Ц это классический эллинизм. ќднако в обыденной своей жизни, котора€, начина€сь с бабушкиных сказок и проход€ под покровом византийских образов и церковных празднеств, доходила до народной песни и плача о жизни на чужбине и смерти, он жил в совершенно другом мире. Ётот Ђдругой мирї был его естественным эллинизмом.  ультурный мир был дл€ него эллинизмом искусственным, умственным, не имеющим жизненных корней. “аким он и вошел в ≈вропейский —оюз, принес€ с собой то раздвоение, которое господствует в эллинизме современного грека, то есть в самой его личностиї (»оанн, митрополит ѕергамский, Ђ≈вропейский дух и греческое ѕравославиеї в ЂΑνάπλασιї 315/87, стр.29).

ћногие годы наш народ находилс€ под вли€нием такой внутренней государственной системы, котора€ в строительстве его жизни отсто€ла далеко от вли€ни€ православной духовности. Ќесмотр€ на это, народ, в подавл€ющем своем большинстве, осталс€ верным своим православным и эллинским корн€м, смог преодолеть раздвоение своей личности и сохранить в себе нетронутыми духовные ценности своей традиции. ќн оценил церковный характер своей веры и восприн€л его обновл€ющее дыхание. ѕравославие придает православным некий особый моральный облик, который про€вл€етс€ в частном поведении, запечатленном благодатью —в€того ƒуха.

—егодн€ ≈вропа переживает переходной период, так как начали про€вл€тьс€ признаки глубокого кризиса единства ее народов. —ообщение 4-го ѕилона, которым €вл€етс€ культура как духовна€ величина и призываетс€ быть соедин€ющим элементом европейских народов, свидетельствует о мучительном поиске некоего общего решени€, которое смогло бы обеспечить существенное европейское единство. Ётого до сих пор не смогли добитьс€ ни экономическое, ни политическое объединение. ќжидание помощи в значительном продвижении к единству со стороны инославных ÷ерквей обнаруживает плохое функционирование и отсутствие достоверности, поскольку обмирщение и искажение церковной жизни с одной стороны, и рационализаци€ веры с другой стороны, €вл€ютс€ преп€тстви€ми к удовлетворению самых сокровенных внутренних желаний и потребностей человека, несмотр€ на все их усердные старани€.

¬ свете этих данных тот же вопрос ставитс€ немножко по-другому. „ем €вл€етс€ ≈вропа дл€ нашей ѕравославной ÷еркви? », следовательно, кака€ роль в ней нашей ÷еркви? ≈сть ли у нас кака€-либо особенна€ мисси€ или, возможно, мы просто кое-как сосуществуем, не име€ возможности сделать сколь либо значимый и существенный вклад?

ƒл€ ÷еркви ≈вропейский —оюз не €вл€етс€ только экономическим и политическим сотрудничеством определенных государств, и даже не межгосударственным союзом дл€ достижени€ экономико-политических целей. ≈сли бы только этим или чем-то в этом роде была ≈вропа, то ÷ерковь не имела бы оснований следить за всем этим и защищать это именно потому, что ÷ерковь не занимаетс€ политикой. ƒл€ ÷еркви ≈вропа €вл€етс€ культурным про€влением христианства, исход€ из того, что как римское наследие, так и эллинска€ образованность были восприн€ты христианством и взлеле€ны им на прот€жении —редних веков и Ќового времени. »менно поэтому защита европейского единства дл€ ÷еркви €вл€етс€ не политическим де€нием, а духовным долгом. Ёто долг сохранени€ места и способа его жизни, как культурного образовани€, от его сползани€ до уровн€ простой политико-экономической структуры.

ƒл€ достижени€ этой цели на первом месте должно сто€ть сохранение культурной идентичности каждого народа и уважение к его своеобразию. ∆ак ƒелор в своем выступлении 9-3-1992 года сказал, что Ђесли дл€ того, чтобы достичь —оюза, необходимо уничтожить своеобразие его народов, тогда —оюз перестанет быть ≈вропейскимї. ≈ще позавчера в Ѕерлине президент ‘ранции за€вил о своем предпочтении видеть такую ≈вропу, в которой Ђвсе народы сохран€т свою силу и своеобразиеї (газета ЂΤο Βήμαї 27-6-2000).

Ёти мысли занимают сегодн€ всю культурную элиту ≈вропы, котора€ с тревогой смотрит на растущее исчезновение национальных €зыков и упадок литературы, смотрит на вымирание национальных традиций и на повсеместное отступление европейского духа. Ётими проблемами и тревогами гор€чо проникнута больша€ часть политической элиты ≈вропы. Ќедавно (10.02.2000) госпожа ¬ивиан –единг, —оветник по  ультуре ≈— сказала: Ђ≈сли европейский дух превратитс€ в некую кашеобразную массу Ц он будет уничтожен. Ќаш долг поддерживать, распростран€ть и сохран€ть это живое многообразие. я, как жительница Ћюксембурга, принадлежу к своей нации, и как европейка, уважаю, люблю, и защищаю своеобразие других европейцевї.

“олько здесь, в нашем отечестве, забота о сохрранении нашего своеобрази€ расцениваетс€ как антиевропейство, этноцентризм, обскурантизм, консерватизм, иногда даже провозглашаетс€ как регресс или даже фашистское пос€гательство. “ем не менее, здесь, в нашем отечестве, пон€тие этноса еще очень сильно, и располагает силами дл€ выживани€. ќднако некоторые утверждают, что мы выживем только тогда, когда реализуем наши мечты, когда наметим новые направлени€ и изменим идеи. Ќо посмотрим вокруг себ€. —колько в прошлом существовало многонациональных государств, которые состо€ли из эмигрантов. ¬ этих государствах эмигранты осуществл€ли свои мечты, создавали новые направлени€, формировали идеи. ќднако все это не преп€тствовало их полной ассимил€ции и полному исчезновению их национального своеобрази€. Ќапротив, существуют нации, которые сохранились и живут, несмотр€ на то, что веками жили без государства, без родины и даже при тоталитарном режиме. ќдним из таких примеров, но не единственным, €вл€етс€ и наша наци€.  ак она выжила?  ак сохранила цельность своего своеобрази€? Ќаша наци€ предпочла лишени€, голод, отн€тие имущества и лишение идей, только бы быть в состо€нии удерживать свою веру, живым свой €зык, живой свою историческую пам€ть. √орько заблуждаетс€ тот, кто считает регрессом желание каждого народа оставатьс€ живым и не быть сметенным потоком истории и глобализации, тот, кто воспринимает заботу о самосохранении и спасении своеобрази€ своей нации, как бесплодную и тщетную политику.

ѕеред нашей ѕравославной ÷ерковью сегодн€ стоит двойна€ мисси€. ¬нутренн€€ мисси€ заключаетс€ в том, чтобы углубл€ть и укрепл€ть веру нашего народа в нематериальные ценности эллино-христианства, которые составл€ют жизненную силу нашей нации. ќсобенно сегодн€, когда доверие нашего народа к ÷еркви чрезвычайно высоко. Ёта ÷ерковь всем, что бы она ни представл€ла и ни выражала, €вл€етс€ большой надеждой дл€ нашего народа. —егодн€ как никогда, будучи членами европейской семьи, мы нуждаемс€ в культурном самосохранении, которое приносит радость и сохран€ет наше самосознание. ≈сли это было результативным и спасительным в прошлом, то сегодн€ оно более чем необходимо. ¬ыдающийс€ —тивен –ансимен, знаменитый историк ¬изантии, решительно за€вл€ет: Ђ” греков есть то наследие, которым они могут гордитьс€. Ќаследие, которое не должно исчезнуть в преход€щем материальном мире. ¬ самые мрачные века греческой истории ÷ерковь, несмотр€ на все трудности, разочаровани€ и даже унижени€, смогла не только доставить духовное облегчение, но и сохранить традиции эллинизма. ћодернисты часто недооценивают ее роль, подчеркива€ тот разрыв, ту пропасть, котора€ существует между древним и христианским миром. Ќо эта пропасть не была непреодолимой. ¬еликие ќтцы ÷еркви сохранили многое из того прекрасного, что имела древн€€ греческа€ мысль и древний греческий дух, и передали это ÷еркви до сего дн€. Ќационализм может стать негативным €влением. ќднако чувство национального своеобрази€, которое основываетс€ не на честолюбивом шовинизме, но на древней традиции культурных ценностей, €вл€етс€ предметом законной гордости и честиї (ЂΗ Δράσις μαςї τ. 207/83 σ.9). Ќаша ÷ерковь должна активизировать свои усили€ дл€ просвещени€ народа, дл€ его поддержки в трудных моментах его жизни, дл€ приобретени€ внутреннего мира и тишины.

„то касаетс€ внешней миссии, то по отношению к ≈вропейскому —оюзу ÷ерковь имеет свои цели и задачи. ѕреодолева€ последстви€ исторического прошлого, негативные вспоминани€ и отрицательный груз, ÷ерковь должна заботливо приблизить к себе ≈вропу, убежда€ ее в том, что она €вл€етс€ не просто органической ее частью, но, по сути, ее сердцем. »сторическа€ пам€ть не должна быть полностью стертой, чтобы стать неподвижным поводырем нашего развити€, но и не должна посто€нно отравл€ть наши человеческие отношени€ в нашем общем ƒоме Ц в ≈вропе. Ќаша ÷ерковь об€зана быть не простым зрителем создани€ европейского быти€, но должна выступать, в принципе, за прин€тие и других европейских народов, чтобы покончить с современным феноменом разделени€ европейского мира на Ђвнутреннийї и Ђвнешнийї. ÷ерковь об€зана поддерживать любые попытки сохранени€ многообрази€, уничтожени€ расизма, ксенофобии и насили€ в любых их про€влени€х. ÷ерковь об€зана €вить миру свою чистую веру, свое величественное богослужение, свое неповторимое св€тоотеческое учение, свои аскетические идеалы, свою верность традиции, свои социальные взгл€ды, полное прин€тие ближнего, ее уважение к творению, чувство падени€ и чувство пока€ни€, смысл смерти, и надежду воскресени€. Ќеобходимо, чтобы ѕравославие дало на вопрос »исуса ’риста: Ђкого ћ€ глаголют человецы —ына „еловеческого быти?ї, ответ, который дал тогда ѕетр, и который, возможно, в большей или меньшей степени, изменилс€ в христианских обществах потреблени€. Ђ“ы еси —ын Ѕога ∆ивагої, - этот ответ оно уже много веков хранит неизменным, неоспоримым, цельным в своей православной церковной жизни. ѕравославие в эпоху, когда все продаетс€ и покупаетс€, когда выгода господствует над истиной и подавл€ет ее, также должно познакомить «апад, насколько это возможно, практическим способом, с православным моральным обликом. ѕравославие должно напомнить Ђцивилизованномуї европейскому миру то, что другими словами провозглашает поэт. ЂЌедостоин тот, кто во врем€ землетр€сени€ и разрушени€ не может подставить свое плечо и ждать и сказать: ¬от, € здесь. » не может расти душа его как кипарис. » поэт уже недостоин. » недостоин даже мудрец, если он не разжигает огонь, от которого возникает свет. Ќедостоин тот, кто колеблетс€ї ( . ѕаламас). Ёто недостоинство, это успокаивание, этот оппортунизм православна€ мораль не одобр€ет.

ќбразованные европейцы сегодн€ чувствуют насто€тельную необходимость услышать от нас, православных греков, благовестие церковного, социального и общественного характера, которое они бы восприн€ли и задумались на ним. ≈вропейское общество зашло в тупик смерти. ÷ерковь, как ковчег нашего народа, должна боротьс€ за сохранение и развитие духовности греков в ≈вропе. ≈е роль не конкурирует и не должна конкурировать с ролью государства. ÷ерковь, сохран€€ наше национальное своеобразие, помогает нашему государству осознать себ€, что €вл€етс€ свидетельством самосто€тельности и инициативности. ќбъединенна€ ≈вропа, если она хочет выжить, должна активизировать уже приложенные усили€ дл€ обретени€ духовной основы единства ее народов. “акой основой, по преимуществу, может стать только христианска€ вера. “ем более что самым адекватным и истинным ее выражением €вл€етс€ ѕравославие. ¬ современной ≈вропе ностальги€ по ѕравославию чувствуетс€ очень сильно, и долгом православных €вл€етс€ сделать это сокровище досто€нием всех, без самодовольства и тщеслави€, но и без фанатизма и нетерпимости. Ёллинска€ ойкумена была не только жизненной мечтой, но и Ђводой бессмерти€ї непрестанного существенного нашего присутстви€ и вклада в человеческую цивилизацию. » сейчас врем€ доказать это оп€ть.

јпостол ѕавел еще раз сегодн€ проповедует перед всеми слово истины. ќбраща€сь к народу, он проповедует необходимость возвращени€ к Ѕогу, к своим корн€м. Ђ»так, оставл€€ времена неведени€, Ѕог ныне повелевает люд€м всем повсюду пока€тьс€ї (ƒе€н. 17, 30).   нам же, пастыр€м, говорит: Ђвнимайте себе и всему стадуї. —егодн€ эти две заповеди €вл€ютс€ как никогда более актуальными и спасительными, как дл€ нас, так и дл€ страны, как дл€ √реции, так и дл€ ≈вропы, и дл€ всего мира. јминь.

Перевод с греческого Николая Данилевича

26 €нвар€ 2004 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0