Предлагаемое вниманию читателей интервью с православным
епископом Белостокским и Гданьским Иаковом было
опубликовано в мартовском номере журнала
"Православное обозрение" ("Przeglad
Prawoslawny") за 2002 год и многие освещаемые в нем
вопросы, возможно, утратили свою актуальность. Тем не
менее, редакция "Православие.Ru" посчитала
возможным публикацию этого материала без сокращений,
предоставляя читателям возможность узнать много нового о
жизни Православной Церкви в Польше.
Епископ Белостокский и Гданьский Иаков |
Епископ Белостокский и Гданьский Иаков |
- Во время хиротонии Вы признались,
что никогда не думали о том, что станете епископом, что
хотели ответить на решение Собора словами пророка
Моисея: "Кто я, чтобы мне идти... Господи! Пошли
другого кого можешь послать". Как Вы сейчас
оцениваете бремя Вашего служения?
- Действительно, мои мечты были другими, и – чисто
по-человечески – я до сих пор жалею, что мне выпал
иной путь. Служение епископа, по словам святителя Филарета
Московского, не высокий сан, а подвиг, в чем я и убеждаюсь
каждый день. Первый год после хиротонии как викарный
епископ я жил в Супрасле. Был настоятелем монастыря,
наблюдал за ходом восстановительных работ, часто служил на
различных приходах. Другой, более широкий, круг
епископских обязанностей я прочувствовал лишь по истечении
года, когда по решению Собора возглавил
Белостокско-Гданьскую епархию.
- Епархию, играющую значительную роль на карте
Польши...
- Совершенно верно, вторую по величине в Польше, хотя и
неоднородную по составу, в которой наряду с такими
крупными центрами, как Белосток, есть также небольшие,
часто бедные приходы, например, в Вармии и на Мазурах. В
сумме мы имеем 57 приходов, на которых служат 49
священников и 23 викария. В монастырях Супрасльском и в
Дойлидах, в монастырской общине в Войнове молится и
трудится 44 монаха и монахини, два послушника и семь
послушниц.
- Число монахов и монахинь за последние двадцать лет
сильно возросло, несмотря на агрессивную рекламу всего
светского, потребительского образа жизни, размывание
обычаев. Чем это можно объяснить?
- Думаю, что в прошлом церковь посещали почти все
прихожане, а вот участие в богослужении было менее
осознанным. Сейчас же мы наблюдаем формирование постоянной
паствы; более равнодушные от Церкви отходят, а для
сознательно исповедующих Православие оно становится
смыслом жизни. А что касается агрессивной светской
рекламы, то она оказывает и противоположное действие:
часть молодежи быстрее осознает, что все это – суета
сует.
- С тех пор, как католическую Белостокскую кафедру
занял архиепископ Земба, мы наблюдаем здесь рост
экуменических контактов между Православной и Католическими
Церквами. Некоторые верующие объясняют тем, что
"теперь уже все равно", а другие смотрят на это
с подозрением. Каким образом, Владыко, Вы бы могли
разубедить первых и успокоить вторых?
- Стремление к единству является обязанностью каждого
христианина, будь то через молитву, или посредством
налаживания добрых дружеских контактов. Будучи
христианами, мы должны любить не только своих ближних, но
даже врагов. Наши отношения с соседями-католиками должны
быть наилучшими. Встречи между иерархами вполне
естественны, ведь мы живем рядом друг с другом; эти
встречи часто происходят, когда властями города или
воеводства устраиваются различные торжественные
мероприятия.
В тоже время эти встречи не дают основания говорить о
каком-либо церковном единстве, потому что это не относится
к области нашей компетенции. Действительное единство
– это единство евхаристическое. Его условием
является единство в вере, единство доктринальное. Такая
вот последовательность.
И как в случае с двумя любящими, если они сожительствуют
до заключения брака, то это – распутство, то таким
же образом всякая форма общения прежде достижения единства
в области вероучения была бы мистическим нарушением
верности. А единства можно достичь только на уровне
автокефальных Православных Церквей с одной стороны и
Римо-католической Церкви – с другой.
- Проблемным вопросом по-прежнему остаются смешанные
браки. Проводятся ли относительно этого какие-нибудь
переговоры с католиками?
Супрасльский монастырь. 2000 г.
|
Супрасльский монастырь. 2000 г. |
- Да. Несколько лет назад была создана
специальная двусторонняя комиссия, которая занималась
вопросом на уровне епархии. Когда возник вопрос с
Супрасльским монастырем, работа комиссии прекратилась.
Теперь она вновь работает, но уже на другом уровне.
- Чем занимается эта комиссия?
- Пытается доработать процедуру заключения смешанных
браков таким образом, чтобы решение ряда вопросов было
предоставлено самим молодоженам.
- Кто представляет нашу Церковь в этой комиссии?
- Архиепископ Авель – ее председатель, священники
Георгий Тофилюк и Георгий Боречко.
- Существует ли практика совместного духовного
окормления для смешанных пар?
- В настоящее время – нет. В комиссии обсуждается
возможность встреч пар до брака как в той, так и в другой
Церкви, а не только в той, в которой должен быть заключен
брак. Из моих наблюдений, однако, выходит, что проблема
смешанных браков значительно уступает по важности проблеме
смешанных семей. Ситуация значительно осложняется, когда
появляются дети...
- Эту проблему осложняет тот факт, что на
вероисповедные различия накладываются и национальные.
- Мне трудно ответить на этот вопрос, я знаю только его
вероисповедный аспект.
- В Белостоке много православной интеллигенции. Как Вы
оцениваете ее участие в жизни Церкви?
- Я часто пользуюсь помощью научных работников и юристов.
Я это ценю. Но полагаю, что вклад интеллигенции в жизнь
Церкви мог бы быть большим, хотя бы в сфере образования
молодежи в области нашей истории, культуры, традиций.
- Белостокско-Гданьская епархия, это, как Вы сказали,
не только Белосток и несколько других крупных приходов, но
и совсем небольшие, часто очень бедные приходы. Пробует ли
Церковь им помочь?
- В нашей епархии существует фонд помощи, на счета
которого переводят средства все приходы; вклад каждого,
естественно, различен. Полученные таким образом средства
предназначаются в помощь священникам, обслуживающим бедные
приходы. Кроме того, самые сильные приходы постоянно
помогают двенадцати самым слабым приходам-побратимам в
епархиях Лодзско-Познаньской, Люблинско-Холмской и
Перемышльско-Новосондецкой. Помогаем также небольшим
приходам на территории всей страны с ремонтом, и для этих
целей проводим сбор пожертвований. И так, по мере наших
возможностей, будем нести бремена друг друга, повторюсь
– в меру наших возможностей, поскольку они невелики.
Ведь фонды формируются из взносов верующих.
- В такой ситуации оказать конкретную помощь какому-то
одному человеку, вероятно, еще сложнее...
- Да, хотя у нас в епархии есть центр милосердия, который
занимается благотворительной деятельностью, но помощь
доходит до незначительного числа в ней нуждающихся. Уже
давно центр хлопотал о доме, предназначенном для
бездомных, и недавно его добился. Это каменный дом в
ужасном состоянии на Варшавской улице. Необходим ремонт. В
общем, мы хотели бы дойти с помощью к возможно большему
числу людей, только откуда брать на это средства?
- Господствует всеобщее убеждение, что
Римо-католическая Церковь получает на свою
благотворительную деятельность большие субсидии от
государства. Имеет ли наша Церковь такую же
возможность?
- В принципе, имеет, практически реализовать ее очень
трудно. Католическая Церковь имеет активно действующие
благотворительные учреждения, ей легче получить средства
из государственного бюджета или от муниципальных органов
на свою деятельность. У нас с этим гораздо сложнее. Мы не
можем что-либо планировать на длительную перспективу.
- В каком состоянии находятся сейчас восстановительные
и строительные работы в Супрасльском монастыре?
- Продолжается реконструкция церкви, но она несколько
замедлилась из-за продолжающегося ремонта монастырских
зданий. Хочу напомнить, что нам передали их в 1996 году в
плачевном состоянии. Вначале необходимо было перекрыть
крышу, теперь восстанавливаем сами здания. В
восстановленных помещениях мы уже разместили типографию,
которая продолжает славные традиции известной супрасльской
монастырской печатни. Когда нам передавали монастырь, мы
заявили, что открыты для всей супрасльской общественности,
и создали в стенах монастыря филиал центра милосердия.
Конечно, монастырь не в состоянии сам финансировать свои
восстановительные работы. Мы получаем некоторые дотации из
церковного фонда, часть средств из резервной части
госбюджета.
- Государство, которое использовало объект столько лет
и привело его в такое состояние, лишь в малой степени
чувствует ответственность за его реставрацию...
- Ответил бы так. Наша Церковь сама не в состоянии быстро
провести реставрацию, а ведь этот объект, как известно,
– памятник старины. Нас немного удивляют трудности с
получением средств если не на ремонт зданий, то на их
сохранение. Мы предложили сдать в аренду одно из зданий
Музею Подляшья. В этом филиале музея могли бы
экспонироваться иконы, конфискованные таможенниками,
которые по сей день лежат в его подвалах. Соответствующее
соглашение мы подписали в январе 1999 года. Музей, на
условиях, что самостоятельно проведет ремонт, имел право
пять лет не платить аренды. Но оказалось, что сам музей
имеет проблемы с изысканием средств на ремонт... На
воеводском сейме неоднократно препятствовали принятию
соответствующего решения, несмотря на то, что требуемая
сумма составила бы всего несколько процентов от сумм,
предназначенных на развитие культуры в воеводстве.
Надеемся, что в этом году что-нибудь изменится...
Епископ Белостокский и Гданьский Иаков |
Епископ Белостокский и Гданьский Иаков |
- А как обстоит дело с монастырскими
катакомбами?
- Церкви передан только монастырь, без катакомб,
расположенных ныне с другой стороны проходящей рядом с
монастырем дороги. Они разрушались, никто не проявлял о
них заботы, а ведь в этом месте похоронены наши предки.
Поэтому монастырь, несмотря на то, что сам находится в
очень тяжелом финансовом положении, принял решение
сохранить это место. Мы начали заниматься этим вопросом
еще в 1997 году. Можно было надеяться, что город с
энтузиазмом отнесется к нашему предложению, поскольку, тем
самым, он избавляется от обязанности заботиться о
захоронениях, снимаются расходы из бюджета. К сожалению,
эта территория до сих пор нам не передана. Затягиваются
все процедуры передачи, медленно работают чиновники. В
настоящее время, когда все расходы по обустройству участка
с катакомбами легли на монастырь, в передаче его монастырю
отказал бургомистр.
- Чем он аргументировал отказ?
- Тем, что решение это встретило протесты жителей города и
представителей Католической Церкви. Письма подобного
содержания он передал в Коллегию по апелляциям.
- Бургомистр по-прежнему намерен построить на месте
катакомб экуменическую часовню?
- Вероятно, да.
- А православная Церковь?
- Мы против этого, кому эта часовня должна тогда
принадлежать? Катакомбы образуют неотъемлемую часть
монастыря, что и подтвердило Министерство внутренних дел и
администрации, а также реставрационные службы.
- Ввиду огромного исторического значения монастыря в
Супрасле – благодаря Супрасльскому кодексу он
известен славистам во всем мире, – из-за волокиты и
скромных возможностей государства, не могла бы Церковь
обратиться с призывом о помощи к международным
организациям, и даже к правительствам разных стран?
- Недавно мы обратились с такой просьбой к
Польско-немецкому фонду, а теперь ждем ответа.
- А если обратиться к правительствам Белоруссии или
России? Ведь польское меньшинство за границей получает от
нашего правительства большие субсидии. В этом году в
бюджете Сената на реализацию конкретных проектов
предназначено около 50 миллионов злотых.
- Несколько лет назад, еще при епископе Савве,
правительство Белоруссии выделило определенную сумму на
восстановление супрасльской церкви. И сегодня любую
финансовую помощь мы приняли бы с большой радостью.
- Со стороны некоторых национальных меньшинств
раздаются упреки, что Церковь уделяет слишком мало
внимания вопросам сохранения национальных культур...
- Думаю, что только благодаря Церкви эти культуры
продолжают существовать и развиваться. Церковь не может
вовлекаться в осуществление целого ряда сугубо культурных
проектов, потому что это не является областью нашей
деятельности. Однако многие культурные инициативы
национальных меньшинств встречают поддержку и даже помощь
Церкви. В Православном Центре культуры постоянно
устраиваются лекции, выступления, презентации новых книг
местных жителей – белорусов, украинцев, лемков,
русских...
- В связи с всеобщей переписью населения, которая, как
известно, содержит вопрос и о национальной принадлежности,
существует опасение, что многие из белорусов и украинцев
скроют свою национальность, опасаясь потерять место работы
или повредить карьере.
- Я мог бы только призывать к тому, чтобы люди не
стыдились и не скрывали своей национальности. Каждая нация
ценна сама по себе. Такое поведение, когда что-то скрывают
или утаивают, объясняется часто историческими событиями.
Пришли, однако, другие времена. Перепись не должна влиять
на нашу карьеру или занятость.
- Одновременно с вступлением в Европейский Союз
усиливаются процессы глобализации, в еще большей степени,
хотя это и трудно себе представить, наблюдается засилье
западной массовой культуры...
- Действительно, глобализация несет с собой опасность
унификации культур и серьезно угрожает именно культурам
национальных меньшинств. А образ жизни, предлагаемый
западной культурой, не принимается нашей Церковью. По
моему мнению, независимо от того, вступим ли мы в
Европейский Союз, или нет, воздействие и влияние чужой
культуры не уменьшится. В то же время, с другой стороны,
мы рассчитываем на то, что вступление в Союз гарантирует
нам равные права, идет ли речь об общине верующих, или о
национальности.
- В последнее время все громче говорится о планах
создания православной школы...
- Мы думаем о православном лицее. Если бы удалось наладить
его работу, со временем, возможно, мы бы открыли гимназию
или восьмилетнюю школу. Мы отдаем себе отчет в том, что
некоторые родители из опасения преследований не захотят
посылать детей в такую школу, поскольку они боятся
признать свою национальность. Рассчитываем, однако, на то,
что есть столько сознательных православных и столько
замечательных православных учителей, что наши планы должны
осуществиться.
С епископом Белостокским и Гданьским Иаковом беседовали
Евгений Чиквин и Алла Матреньчик.