Грузинская

Судьба арки

Церовани (нач. XI в.) – зальная церковь во имя Святой Троицы. Она является наиболее ярким воплощением декоративного направления грузинского зодчества, которое получило особое распространение в X-XI вв. в грузинской архитектуре.

Село Церовани расположено на южной окраине Мухранской долины (Картли, Восточная Грузия), ограниченной протянувшейся с востока на запад горной грядой, на южной стороне которого находится монастырь Шиомгивме, а на северной – села Схал-таба, Горовани и Церовани. Церковь Самеба (Пресвятой Троицы) стоит на ровной площадке с западной стороны села.

Это обычного типа зальная церковь, строительство которой было совершено в пределах рубежа X-XI вв. и второй четверти XI века. Фасады облицованы тесаным камнем, в то время как стены и свод интерьера сложены из булыги и колотого камня. Местами сохранилась достаточно древняя известковая штукатурка.

Интерьер. Описывая интерьер церкви, исследователь Р. Шмерлинг отмечает, что церковь была снабжена северным приделом, который позже разрушился, о чем свидетельствует заложенный впоследствии за ненадобностью проем северной двери, находящийся рядом с алтарем. Однако другой ученый, Н. Чубинашвили, основываясь на анализе материала застройки, утверждает, что эта закладка была сделана не ранее второй половины XVIII – первой половины XIX века. Это фрагменты алтарной преграды, разобранной после присоединения Грузинской Церкви к Русской по примеру многих других церквей Грузии, с целью замены грузинских алебастровых и низких каменных алтарных преград русскими деревянными глухими иконостасами. Вероятнее всего, считает Н. Чубинашвили, дверь действительно предназначалась для планируемого северного придела, который, однако, так и не был построен.

В алтаре располагается очень широкое, резко сужающееся к фасаду окно, по сторонам которого находятся две значительно поднятые над полом невысокие ниши с полукруглым верхом. В южной стене прорезаны два окна, по одному в каждой из двух частей, выделенной средней пилястрой. Окно в восточной части сдвинуто к южному приапсидному заплечнику, а окно западной совпадает с центральной осью южной двери, заметно сдвинутой к средней пилястре. Окно западной стены, как обычно, поднято выше, чем окна южной.

Фасады. Зодчим церкви дано свежее для начала XI века решение композиции восточного и западного фасадов церкви. В центре восточного фасада помещен прямоугольный орнаментированный наличник окна, с обеих сторон вплотную к нему примыкают две относительно широкие ниши, в то время как вся стена фасада охвачена просторной декоративной аркой. Окно западного фасада с трех сторон обрамлено с большим отступом двумя очерчивающими валиками, представляя по сути незамкнутый по низу наличник. Вертикальные стержни этого наличника соединены такими же горизонтальными валиками с вертикальными полуколонками по углам фасада. Таким образом, зодчий декорирует западный фасад новым своеобразным арочным формированием – аркой с изломом.

Северный и южный фасады Церовани украшены декоративной пристенной аркатурой: они членены пилястрами и арками – известный в X веке по Тбети, Ошки, Пархали, Отхта-эклесиа мотив. В XI веке декоративная аркатура считается уже необходимым приемом оформления фасада, что можно наблюдать по Хциси, храму Баграта в Кутаиси, Кацхи, Никорцминда, Икви, Алаверди, Самтависи.

Фасады Церовани облицованы светло-желтым камнем, со временем принявшим розоватую патину. Камень отесан по своеобразной художественной технике того времени – вся его поверхность покрыта косыми, почти параллельными линиями. В Церовани, как и во многих других зальных церквах этого времени, облицовка сделана соответственно строительным рядам и чаще представляет собой два ряда разной высоты облицовочных камней.

Отличительная особенность фасадов Церовани – их пластичность, и здесь особенно выделяется восточный фасад. Его стена охвачена широкой декоративной пристенной аркой, по углам – пилястрами с двойными полуколонками. Эта декоративная система объединяет две ниши и такой же ширины, что и ниши, большое прямоугольное обрамление алтарного окна. Вся площадь, заключенная в аркатуру, заглублена с помощью прямоугольной ступеньки, примыкающей с внутренней стороны к арке, что подчеркивает выразительность искусства архитектурной пластики, характерной для X – первой половины XI века.

Все части архитектурного декора выработаны зодчим чисто и правильно: это гладкие валики, двойные полуколонки пилястр, конхи ниш, выложенные из крупных камней, крест на западном фасаде, наличник южного окна, орнаменты восточного окна и капителей, что позволяет мягкость облицовочного камня – песчаника.

Несколько выбивается из общей гармонии неупорядоченно сработанный орнамент наличника алтарного окна – т. н. клешневидный орнамент (встречно сложенные крупные зубчатые листья). Ясно выраженная особенность руки зодчего – разнообразие в заполнении углов наличника. В углах верхней части между листьями введен рельеф виноградных кистей, в нижних углах – два рисунка двойного листа с раскрытым зевом (так называемая львиная пасть). Наружный край обрамления наличника составляют самостоятельные трилистники – хорошо известный элемент декора Светицховели.

В орнаменте наличника алтарного окна местами сохранилась прокраска кирпично-красным цветом – такая же, что и на алтарной преграде церкви.
Пяты декоративных арок восточного, южного и северного фасадов опираются на массивные капители, переходящие в прямоугольные выступы пилястр. Капители восточного и южного фасадов украшены клешневидным орнаментом, в то время как в остальных частях фасада они оставлены гладкими.

Аркатура южного и северного фасадов связана с аркатурой восточного фасада путем перевода угловых капителей с одного фасада на другой, что позволяет более целостно воспринимать оформление фасада. Однако этот характерный для начала XI века прием в Церовани выдержан не полностью – на юго-восточном углу переходящая через угол часть капители декорирована, в то время как аналогичная ей капитель северо-восточного угла оставлена без декора.

Крайняя западная капитель южного фасада украшена иначе, нежели остальные – соприкасающиеся друг с другом четыре крупных круга заполняют почти квадратное поле, что напоминает декор Хциси, храма Баграта, Самтавро.

Между первой и второй арками южного фасада камень в форме равнобедренного треугольника украшен орнаментальным древом жизни, листья которого даны ложкообразными лопастями, что является оригинальным решением для того времени. Окно южного фасада орнаментировано кругами, скрепленными узелками между собой, и с внутренним и внешним ленточным обрамлением. Этот орнамент включает четырехлопастную фигуру, состоящую из четырех листьев, соединенных с лентой круга и обращенных к центру. Второе окно южного фасада обрамлено нарочито скромно – сохранилось лишь оформление верха наличника в виде концентрически расположенных валиков. Вокруг проема двери установлены новые ремонтные камни – несомненно, некогда вход был оформлен значительно богаче окна, а сейчас гладкий четырехугольник проема двери не компонуется с декором всего фасада. Значение входа отмечено также пристенной аркой большего пролета, что придает динамическую аритмию композиции аркатуры.

Создавая композиции декора восточного, южного и северного фасадов, зодчий Церовани пользовался известными к началу XI века архитектурно-декоративными деталями. Так же и при компоновке декоративной системы западного фасад он, несомненно, использовал знакомые ему приемы оформления. В ряде купольных храмов и зальных церквей того времени используется прием украшения оконного проема, иногда со значительным отступом от него, обрамлением лишь по трем сторонам, т. е. не замкнутым по низу наличником (Ошки, Хахули, Гвиара, Агара Уравельская). В стремлении декорировать все фасады аркатурой, зодчий отказывается от повторения пристенной арки восточного фасада на западном, решая проблему оформления последнего независимо от первого, и именно поэтому его декор не объединяется с аркатурой северного и южного фасадов. Таким образом, зодчим было найдено оригинальное решение – арка с изломом, соединяющая концы выбранного незамкнутого по низу обрамления окна с полуколонками, закрепленными на углах фасада.

Арка с изломом примерно через столетие получила свое дальнейшее развитие в архитектуре последней четверти XII и первой половине XIII века (Икорта, Кватахеви, Кабени Коджорский).

Зодчий Церовани, усвоив навыки архитектурной практики и имея запас знаний о предшествующей его времени архитектуре, отчетливо обнаруживает тесную связь с современным ему архитектурным творчеством, стремясь преступить установленные пределы, чтобы найти обновленные и новые формы декоративно-художественного оформления фасадов здания.

Полнота декоративного замысла зодчего Церовани, исполнение этого замысла в такой сравнительно небольшой зальной церкви, как Церовани, выдвигает ее в круг памятников, выделяющихся на общем фоне нескольких десятков зальных церквей X-XI вв.

Наталия Крашенинникова

21 февраля 2005 года

Литература 1. Шмерлинг. Р. Малые формы в архитектуре средневековой Грузии. Тбилиси, 1962. С. 108, 116, 121 2. Чубинашвили. Н. Церовани: Храмы сводчатой архитектуры с конструктивно-декоративными нишами на восточном фасаде. Тбилиси, 1976.
Трансляция в формате RSS 2.0