Митрополит Ловчанский Гавриил
|
Митрополит Ловчанский Гавриил |
/p>
Интервью с митрополитом Ловчанским Гавриилом
- Ваше Высокопреосвященство, Вы начали кампанию по
сбору средств для постройки нового храма в городе Ловеч.
Расскажите об этом подробнее.
- Причин для строительства кафедрального собора в центре
Ловеча несколько. Во-первых, таково было желание трех
митрополитов Ловчанской митрополии до меня, которое по
объяснимым причинам не могло осуществиться. Древний город
Ловеч – это центр древней епархии. Он богат своей
духовной и материальной культурой, он достоин и вполне
заслужил, чтобы в его центре сиял православный храм,
соединяющий прошлое и настоящее и прокладывающий путь к
будущему. И потом, строительство храма осенит христиан
особым Божьим благоволением, особенно тех, которые
каким-либо образом примут участие в этом, хотелось бы
сказать, всенародном деле. Оно принесет всему городу и
будущим поколениям Божье благословение, Божью благодать.
- Идея строительства нового храма пришла в то время,
когда все больше духовников утверждают, что количество
верующих в Болгарии катастрофически уменьшается. Не
достаточно ли в таком случае имеющихся храмов?
- Строительство нового храма преобразит во многих людях их
традиционную, народную веру в настоящую – живую. А
другим эту настоящую веру даст.
- В последнее время очень часто обсуждается
необходимость объединения верующих разных христианских
вероисповеданий, а также ведения диалога с нехристианскими
конфессиями. Каково Ваше мнение на этот счет? О каком
объединении может идти речь?
- Объединение христиан в одной Церкви может произойти
только тогда, когда те, кто отделился от учения и
благодатных таинств Святой Православной, Соборной и
Апостольской Церкви, снова вернутся под ее благодатный,
спасительный покров. Но христиане могут и должны
объединяться в борьбе против разных опасностей, нависших
над христианством и страной – против неоязычества,
наркомании, разврата, нищеты, духовной и физической
эксплуатации и других бед.
- В своей книге «Православная цивилизация в
глобальном мире» известный политолог Александр
Панарин говорит о столкновении цивилизаций. Можем ли
говорить о столкновении Православия с миром?
- Первый том слов святогорского духовника старца Паисия
начинается эпиграфом «С болью и любовью к
современному человеку». Этот духовник, подвижник
благочестия и все духовные писатели и подвижники
изобличают грех и зло, но относятся с болью и любовью к
современному человеку, которому они хотят помочь, и для
спасения которого они отдавали и будут отдавать свои силы,
время, умения. Они отдают саму свою жизнь служению
человеку, как младшему брату Иисуса Христа. Святой апостол
Павел в своем Послании к Евреям в 13-ой главе говорит:
«Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот
же». А сам Иисус Христос сказал: «Нет больше
той любви, как если кто положит душу свою за друзей
своих» (Инн. 15:13).
- Какие проблемы, стоящие перед современными
христианами, наименее разрешимы?
- Несколько лет назад Его Святейшество Патриарх Сербский
Павел сказал мне: «Чем ближе мир приближается к
своему концу, тем больше у Церкви будет проблем».
Самые тяжелые трудности и проблемы, стоящие перед
Православием – это холодное отношение людей к
духовной жизни, ослабевшая вера, отсутствие аскезы и очень
сильные соблазны. Светская жизнь предлагает много способов
развлечения. В результате, у нас, в Болгарии, не хватает
духовников и церковной интеллигенции.
- Вы руководите одной из больших епархий Болгарской
Православной Церкви. Как Вы решаете проблемы в своей
епархии?
- С любовью и строгостью я пытаюсь стимулировать людей
выполнять свои обязанности по совести. Пытаюсь
восстановить некоторые проверенные до прихода коммунистов
способы ведения хозяйственной деятельности и сельского
хозяйства, чтобы мы обладали духовной и материальной
стабильностью.
- Ваше Высокопреосвященство, прошу ответить на один из
часто обсуждаемых вопросов, связанный с Вашим именем.
Некоторые обвиняют Вас в финансовых злоупотреблениях при
сдаче в аренду церковных владений. Называется сумма
размером в 1,4 млн. долларов, которая якобы была
переведена в Россию. Какова истинная картина?
- Категорически заявляю, что я не продавал никаких
церковных владений. В 1995 г. Софийская митрополия
заключила договор на сдачу в аренду ее владений сроком на
десять лет за сумму 1, 4 млн. долларов. Эти деньги мы
получали несколькими взносами в течение одного года.
Первоначальная идея была равномерно расходовать эти деньги
в течение десяти лет. Но из-за некоторых действий
раскольников «альтернативного синода», мы,
решением Епархиального совета Софийской митрополии,
утвержденным Его Святейшеством Патриархом Болгарским и
Митрополитом Софийским Максимом, после обсуждения с
Русской Православной Церковью, внесли большую сумму на
специально открытой для этой цели счет Русской Церкви в
городе София. В 2003 году в Софийской митрополии был
произведен финансовый учет, показавший, что никаких
злоупотреблений нет. Деньги снимались только по
утвержденному Его Святейшеством решению Епархиального
совета, и все остальные средства налицо в банке в Софии.
Ревизионный акт отправлялся два раза в районную
прокуратуру, откуда его возвращали без замечаний.
- Каково Ваше мнение по поводу выдвигаемой перед
общественностью идеи о специальном церковном налоге?
- Я против того, чтобы насильственно с людей собирался
церковный налог. Некоторые будут протестовать против
этого. Это не хорошо, не спасительно. Пусть люди жертвуют,
кто хочет и сколько хочет.
- Накануне Рождества Христова появилась идея о создании
монашеского фонда. Каково Ваше мнение?
- Идея интересная, но подробности мне не известны.
- Еще один вопрос, связанный с монастырями. Мы являемся
свидетелями того, что небольшие монастыри пустуют без
монахов, большие же превращаются в
туристическо-увеселительные места, места для
потребителя...
- Монастыри и монастырские земли – священны. В них
нельзя допускать извращения, такие, как пьянство,
проституция, разврат и наркомания.
- Некоторое время тому назад комментировалась идея о
переустройстве находящегося в Вашем владении Чекотинского
монастыря, и Вы заявили, что СМИ исказили информацию в
поисках сенсации. Существует ли сейчас адекватная связь
между СМИ и Церковью?
- Наше намерение было две трети келий Чекотинского
монастыря переоборудовать в дом для престарелых, а не в
гостиницу и ресторан, как мне предлагалось. Связь между
Церковью и СМИ не всегда на высшем уровне. Журналисты
бывают разные. Иногда доброжелательные, честные, а иногда
– тенденциозные, и они не помогают, а только вредят.
- Наш традиционный последний вопрос – Ваше
пожелание читателям нашего сайта?
- Желаю читателям сайта, чтобы мы все с настоящей любовью
вернулись к той Вере, с которой жили первые христиане и
праведники всех времен. Ибо даже один праведник в
состоянии спасти тысячи людей вокруг себя, сделать их
добрыми и святыми. А читателей у вашего сайта много, и,
таким образом, многие вокруг них получат мир Христов и
любовь. И тогда все наши проблемы решатся сами собой, ибо
Господь Иисус Христос сказал: «Ищите же прежде
Царства Небесного и правды Его, и это все приложится
вам» (Мф. 6:33).