Протопресвитер Терентий Теодорович
|
Протопресвитер Терентий Теодорович |
/p>
В истории Православной Церкви в Польше о. Терентию
Теодоровичу принадлежит весьма яркая роль. 29 июня 1939 г.
настоятель митрополичьей Марие-Магдалинской церкви в
Варшаве о. Терентий Теодорович в последний раз совершил
Божественную литургию.
Уходящий на покой священник, известный не только в Польше,
но и во всей православной Европе, по окончании литургии
говорил в своем завещании пастве об апостольском служении,
соборности исповедания, собственном пути служения Церкви.
Проводы протопресвитера стали одним из самых заметных
событий в жизни православной Варшавы в тот год. Был
совершен торжественный молебен о здравии и благополучии о.
Терентия, произнесено много речей, ему были поднесены дары
и адреса от Митрополии, причта храма, прихожан и русских
общественных организаций Варшавы: Главного правления
Русского благотворительного общества, Русского
попечительского комитета над эмигрантами в Польше, русских
молодежных организаций, Русской гимназии и других.
25 сентября того же года семидесятитрехлетнего пастыря не
стало - он погиб во время бомбардировки Варшавы немецкими
войсками. Одновременно со смертью о. Терентия окончилась
целая эпоха в жизни русской Варшавы, православной Польши,
выразителем и олицетворением чаяний которых он был.
Уроженец Волыни, о. Терентий считал себя русским, поясняя,
что «русский человек» тот, «кто связан с
народом всей территории России – по национальности
ли, вере, даже еще шире - просто по человечеству».
Свою жизнь он посвятил этому народу и за него незадолго
перед смертью возносил молитвы, дабы он утверждался в
«служении Богу и людям и в верности своей Матери
– Православной Церкви».
Возвратившись летом 1921 г. из Петрограда в Варшаву, о.
Терентий стал участником сложных событий, связанных с
организацией Православной церкви в Польше. Почти сразу же
ему довелось соприкоснуться с русскими в Варшаве, где в
эмигрантской среде со временем сложилось множество
различных сообществ, включая и партийно-политические.
Подобным сообществом было, например,
республиканско-демократическое, издававшее в Варшаве одну
из крупнейших газет всего русского зарубежья –
«За Свободу», с которой активно сотрудничал о.
Терентий Теодорович. Газета имела специальный отдел
церковной жизни, в ней постоянно публиковались такие
известные литераторы, как А.В. Амфитеатров, «русские
варшавяне» М.П. Арцыбашев и Д.В. Философов,
редактировавшие газету, К.Д. Бальмонт, И. Северянин и
многие другие, в том числе и те, кого мы только сейчас
начинаем по настоящему открывать, среди них –
«полесский петербуржец» А.А. Кондратьев.
Литературное наследие самого о. Терентия Теодоровича
значительно – он автор книг, статей, очерков; в 1935
г. вышел в свет трехтомник его избранного. Он являет собой
редкий тип церковного писателя, публициста.
Родился Терентий Теодорович 10 апреля 1867 г. в с.
Вербичне Ковельского уезда в семье потомственного
сельского священника Павла Теодоровича. «Сына
Волыни», как называл себя будущий протопресвитер, с
детства «окружала высоко религиозная»
атмосфера. Он рано знакомится с церковнославянской
грамотой, читает в церкви; после домашней подготовки
поступает в 1876 г. в расположенное неподалеку Мелецкое
духовное училище, а затем, в 1881 г., в Волынскую духовную
семинарию, находившуюся в г. Кременце. «Хотелось
учиться дальше» - и в 1887 г., сразу же после
окончания семинарии, Т. Теодорович «поступает
волонтером» в Московскую духовную академию.
«Но вот приближается конец всего Академического
курса... Написано кандидатское сочинение... на тему:
«Иоанн Вышенский и его время». Приближается
так желанный отъезд на родную Волынь».
Годы, проведенные Т. Теодоровичем в академии, дали ему
многое. Почти через полвека, в Варшаве, он напишет:
«Я не знал России, живя на окраине ее. Не знал
великорусского народа, соприкасаясь с ним лишь в
литературе и в тех отдельных, немногих его представителях,
попадавших на Волынь. За годы академии – я узнал
русского человека – лицом к лицу, в лице своих
товарищей и, как рекой, плывущего в Святыню Лавры русского
Паломника; я узнал сердцевину страны – Москву. И
тогда-то я духом полюбил русский народ, его душу, высоко
взлетающую и падающую в дебри, благочестивую и способную
топтать все святое, всепрощающую, но при случае мстящую
без пощады; народ и страну всяких возможностей, и все же в
конце концов - страну, народ лучших надежд и упований -
даже теперь, во дни ее страшного падения...».
После нескольких лет работы преподавателем женского
епархиального училища в Кременце, в сентябре 1895 г. Т.
Теодорович был рукоположен в диакона, а затем и в иерея.
Посвящение происходило в Почаевской лавре, как о том
просил сам о. Терентий. Тогда же молодой священник с
семьей отправляется «к месту первого своего
пастырского служения – с.Дратов Любартовского уезда
Люблинской губернии». «Для села приезд нового
батюшки – это большое событие. По пути крестьяне
выходили из домов и ласково приветствовали нас...
Всенощная. Церковь полна народу. Псаломщика на клиросе
окружает молодежь. И вот в ответ на мой первый возглас вся
церковь – хором ответила мне. И так – всю
службу. Я был восхищен, и уже в первые моменты своего
молитвенного сближения со своей паствой я почувствовал,
что здесь я буду пастырски счастлив, и в посвящении себя
этому воспевающему Бога народу будет моя высшая радость и
услаждение... Я реально почувствовал там впервые и высоту,
и значение, и радость пастырского служения людям».
Дратовские прихожане – «народ благочестивый,
честный, язык "подляшский", смесь украинского с
польским, еще больше с русским» - расстались со
своим священником осенью 1902 г., когда о. Терентий был
переведен в Варшаву.
Четвертый священник варшавского кафедрального
Свято-Троицкого собора на ул. Долгой, о. Терентий застал
при своем «поступлении в Варшаву еще
«старое», заслуженное, сановитое, с высшим
богословским образованием священство». «Они не
были фанатиками, оскорбляющими религиозные чувства
окружающего их инославного населения, но умудренные
опытом, твердые, непоколебимые хранители своего
Православия, пользовавшиеся уважением у представителей
инославного духовенства». Эти слова можно было бы
отнести и к самому о. Терентию, снискавшему симпатии
католического населения еще в период столь дорогого и
памятного ему сельского пастырства, чему в немалой степени
способствовало дружественное общение православного
священника с католическим духовенством.
В Варшаве о. Терентий постепенно начинает литературную
работу: в «Холмско-Варшавском епархиальном
вестнике» появляются его первые статьи, а в 1907 г.
выходит из печати небольшая книга о приходской жизни,
материалом для которой послужил в основном
«церковноприходской опыт... служения в
Дратове». О. Терентий становится активным
исповедником идеи соборности Церкви –
«основного принципа Православия», - в чем его
поддерживает и варшавский иерарх - архиепископ Николай
(Зиоров). В 1909 г. издается небольшая работа о. Терентия
о религиозности Н.В. Гоголя, которую он определял так:
«Религия была, можно сказать, жизненной стихией
Гоголя - ею душа писателя питалась во все возрасты жизни и
ею же Гоголь больше всего был чужд передовым людям
русского общества, даже своим друзьям».
В 1910 г. о. Терентий становится настоятелем Успенской
церкви на ул. Медовой и сразу же пытается испробовать
«лучшее средство сплочения приходской общины ... -
... объединение на почве какого-нибудь доброго
дела». Тогда же выходит в свет небольшая брошюра,
тому посвященная. О. Терентий все больше внимания уделяет
проблемам религиозного воспитания и образования,
устраивает паломничества варшавской гимназической молодежи
в монастыри, организует работу религиозного отдела на
выставке образовательных пособий и книг для детей
дошкольного и школьного возраста (Варшава, 1913).
В период Первой Мировой войны православное духовенство
западных епархий целиком эвакуировалось вглубь России,
куда в значительном количестве вывезли и прихожан, включая
жителей сельских местностей. О. Терентий оказался в
Петрограде, где вместе с семьей встретил Февральскую
революцию. Тогда же на одном из заседаний
Религиозно-философского общества состоялось знакомство о.
Терентия с Д.В. Философовым, с которым они вместе в тот
день «к чести Православия» «дали должный
ответ» «самонадеянному вызову представителей
Католичества». На Чрезвычайном Варшавском
епархиальном съезде, состоявшемся в Москве в 1917 г., о.
Терентий был избран в члены Всероссийского Церковного
Собора от своей епархии. Позднее он напишет: «Одно
воспоминание о Соборе, об этом единственном светлом
событии в эти революционные дни, событии, на которое
возлагали столько надежд не только церковного характера,
но и общенародного, это воспоминание о Соборе и теперь,
через восемнадцать лет, меня сладко волнует.
Событие во всех смыслах единственное, уже неповторимое.
Какая богатая собранность Иерархических церковных сил!
Людей глубокой веры и благочестия, духовных талантов,
высокого ума и знания во всех областях человеческого духа,
людей всех званий, но всех объединенных в том, что самое
важное и святое, что «едино на потребу», - во
Христе и верности Его Святой Церкви».
В голодном Петрограде о. Терентию удалось устроить жизнь
своего прихода Свято-Преображенского на Аптекарском
острове, где он тогда настоятельствовал, на началах
соборных постановлений. Прихожане, «без различие
звания и положения», выполняли все необходимые
хозяйственные работы, помогали в проведении служб.
Несмотря на разрешение Польского комитета, отъезд о.
Терентия в Варшаву, на место его прежнего служения, в чем
были заинтересованы и он сам, и православные верующие
Варшавской епархии, постоянно откладывался из-за
сложностей военного времени. Летом 1919 г. он тяжело
переживал утрату сына – морского офицера,
расстрелянного большевиками в Кронштадте за участие в
восстании «на форту Красная Горка».
Не просто было с организацией церковной жизни в Варшаве.
Архиепископ Серафим мечтал вернуться в Польшу в сане
митрополита и требовал соответствующих архиерейских
помещений, отчего «верующие смутились, и выражали
желание, чтобы пока вернулся священник...». Патриарх
Тихон, благословивший о. Терентия на возвращение в Польшу,
писал ему в этой связи: «Новая Варшава захотела жить
по-новому - широкому, а лучше бы скромнее, и на месте
виднее будет, что нужно. Господь да поможет Вам
потрудиться во благо Св. Церкви и да устроит Ваш путь в
благополучии».
Отъезд из Петрограда затянулся надолго и был мучителен. О.
Терентий встречал на улицах российской столицы тех, кто
мечтал вырваться из объятий «великой
бескровной» - ученых, литераторов, художников.
Профессор Н.Н. Глубоковский, известный богослов, просил о.
Терентия: «Возьмите меня с собою в качестве
псаломщика...». 14 августа 1921 г. Теодоровичи
прибыли в Варшаву и поселились на правобережье Вислы, на
Праге, где о. Терентий стал служить в митрополичьей
Марие-Магдалинской церкви.
Особенностью прихода было не только его центральное
положение среди других приходов православной Польши, но и
то, что основную часть его прихожан составляли русские, в
значительной доле – эмигранты. О. Терентию выпало
приходское служение именно среди этой группы православного
населения II Речи Посполитой. Благодаря же писательству,
границы его священнического делания значительно
раздвигались – слово пастыря доходило до читателей
не только в Европе, но и на других континентах. Избранные
им формы и язык литературного изложения позволяли вести
диалог и с крестьянином из полесской глуши, и с варшавским
профессором, и с коренным волынским мещанином, и с
православным священником из Америки. Часто он обращается к
инославному миру, в основном, к католикам и протестантам.
Однако едва ли не главными своими читателями о. Терентий
считал православное священство Польши. Именно им он
посвятил первую часть трехтомника своих избранных работ:
«Сопастырям Св. Православной Автокефальной Церкви в
Польше».