Самтавро-Преображенская церковь и
женский монастырь св. Нино расположен при слиянии
Мтквари и Арагви. Монастырь находится в ведении
католикос-патриарха всея Грузии, архиепископа
Мцхетского и Тбилисского Илии II. Мцхета в старых
источниках называли вторым Иерусалимом.
Обращение Грузии (Иберии) тесно связано с
равноапостольной, каппадокийской девой св. Нино, собравшей
грузинский народ и приведшей его к Богу.
В этих местах находится "ежевичник"
(Маквловани), где св. Нино проповедовала христианство,
свет которого озарил всю Грузию, в связи с чем в 324 году
христианство было объявлено государственной религией во
времена святых царей Мириана и Наны.
Ежевичник св. Нино, как источник духовной благодати,
находит аналог в Библии, в "неопалимой купине"
Моисея. По выражению Святейшего и Блаженнейшего Патриарха
всея Грузии Илии: "По Божественному пути Андрея
Первозванного и Симеона Кананита, следующий путь св. Нино,
или дорога дорог каждого грузина и путь этот есть Свет
Христов".
Известно, что на протяжении веков Самтавро был центром
христианской церковной жизни и духовного подвига.
"Картлис цховреба", словами св. царя Мириана
говорит: "и построил церковь на этом
"ежевичнике" (подразумевается малая церковь в
Маквловани), и построил верхнюю церковь (Самтавро) для
себя и народа Грузинского, потому, что нижняя церковь
(Светицховели) назывались Святая святых и не дерзал всегда
прикасаться к дверям её".
После преставления св. Нино, вернувшийся из Бодбе
равноапостольный царь Мириан пожелал выстроить храм
Самтавро: "пошли царь и весь народ, и строили верхнюю
церковь из камня и закончили на четвёртом году."
Участие "всего народа", желание царя и четыре
года строительства это признак того, что храм был довольно
масштабный.
По свидетельству Вахушти Багратиони "Мириан построил
церковь с каменным куполом, великолепную и сам был там
похоронен" Церковь Самтавро стала усыпальницей
"и похоронен был Мириан к югу от среднего столпа, и
на четвёртый год умерла царица Нана и похоронена к западу
от того же столпа, где был похоронен царь."
Из-за того, что святая обитель со дня своего основания
стала усыпальницей предстоятелей церкви, её и назвали
"Самтавро" (Мтавари-глава). Из сохранившихся
летописей видно, что благодаря крупным пожертвованиям храм
был одним из богатейших в Грузии.
В I половине XI века, во времена царствования Георгия I,
по указу католикоса Мелхиседека храм расширили, пристроили
южные врата и украсили оригинальным орнаментом. Также
украсили храмовый интерьер.
После царя Мириана, Преображенский храм многократно
разрушался и восстанавливался. Обновление храма было при
царе Арчиле, Вахтанге Горгасали, во время Католикоса
Мелхиседека и др.
Во второй половине XIX в. во времена экзархата, храм
обновила игуменья женского монастыря св. Нино, Нино
Амилахвари. Также было основано женское духовное училище
(4-х классная прогимназия), которую потом перенесли в
Тбилиси. По словам Якоба Гогебашвили: "многим
грузинским женщинам в этом монастырском училище было дано
настоящее христианское воспитание, хорошее образование,
знание рукоделия и воспитаны прекрасные родители,
настоящие матери".
Из многоцветного комплекса Самтавро, на сегодняшний день
сохранились Преображенский храм, малая церковь св. Нино
(Маквловани), колокольня, башня-крепость, храмовый
иконостас XV века, фрески XVII века. В южных вратах
церковь Михаила-архангела. В северном крыле храма две
церкви. Восточная - св. Иоанна Крестителя, западная св.
Иоанна Златоуста. Слева от большого алтаря - жертвенник,
справа церковь св. Мириана и Наны.
Храм крестовокупольный, обрамлён оригинальным орнаментом,
аналогов которых нет в грузинском зодчестве.
Цилиндрическая башня построена в XVIII веке, колокольня в
XV-XVII веках.
В храме Самтавро находится множество святынь, часть
животворящего столпа, чудотворная икона Иверской Божьей
матери, на ней читается:"Свято-Иверский грузинский
монастырь 1919 г", чудотворная икона св. Нино,
пожертвованная из Петербурга царём Георгием XII своим
внукам 1870 г, могилы св. царей Мириана и Наны, св. мощи
св. Абибоса Некресского, под святым престолом в алтаре,
св. мощи св. Шио Мгвимского, часть камня с могилы св. Нино
из Бодбе и др.