Монастырь святого Иоанна Крестителя, Дума
|
Монастырь святого Иоанна Крестителя, Дума |
/p>
Первые упоминания о монастыре святого Иоанна Крестителя
появляются в XVI в. согласно датировке рукописи из
монастырской библиотеки. Из более ранних свидетельств
– надписи на камнях, находящихся на территории и
захоронения.
Судя по резному кресту, располагавшемся на притолоке врат
храма Иоанна Крестителя он был построен в XV-XVI вв. Крест
характерен своими очертаниями в виде рыбьего хвоста. Три
другие креста выгравированы на притолоке и колоннах
северного портала. Он включает камни значительных размеров
времен Римской империи, принадлежавшие прежде бывшему на
этом месте языческому храму. Идолослужение продолжалось
здесь до половины IV века, когда христианство утвердилось
и языческий храм был разрушен, от прежнего здания
сохранился лишь этот портал. Позднее колонны были
распилены и использованы в основании нового храма.
Церковь уникальна, она включает в себя два храма с двумя
нефами и одним алтарем, своды разделяют помещение на две
части. По мнению исследователей, такой архитектурный прием
не характерен для этой местности.
В храме сохранились детали фресок датирующихся ранее X в.
Раскрыто три слоя росписи. В нефе церкви Пресвятой
Богородицы, расположенном к северу от храма святого Иоанна
Крестителя обнаружены захоронения. Найдены пять могил
принадлежащие двум детям и трем взрослым, во всех
захоронениях найдены масляные светильники, которые
кладутся в могилу по монашескому чину. Этот обычай бытует
до сих пор в некоторых обителях.
Монастырь процветал до нашествия арабов, после него стал
приходить в упадок, но не был подвергнут полному
разрушению. Монахи периодически селились на этом месте и
таким образом монашеская традиция передавалась из
поколения в поколение даже до наших дней. Основное
свидетельство этого – главное кладбище, на котором
хоронили вплоть до XX века. Последнее погребение
датируется 1942 г. это могила архимандрита Василиоса
(Аль-Амма). Об этом гласит надпись около входа в храм
Иоанна Крестителя, она была обнаружена при вскрытии плит,
скрывавших ступени лестницы ведущей в крипту.
Письменные сведения из истории монастыря относятся к XVIII
в., 1760 и 1770 годам. В результате политических и военных
изменений, произошедших в регионе, монахи из монастыря
святого Илии Шойа поселились здесь при поддержке семейства
Маалуф, основавшего селение Мухайдсе вкупе с монастырем
Илии Шойа.
Далее настал период расцвета монастыря и монашеская
традиция продолжалась неповрежденно до 1942 г. когда
скончался последний настоятель. Тогда митрополит Гор
Ливанских взял на себя заботу об обители и ее землях,
назначил священника номинальным настоятелем. Такое
положение продолжалось до времени Ливанской войны, когда
здесь в течение десяти лет располагались войска. В
результате чего строения и земли пришли в запустения.
В 1990 г. Семья Святой Троицы, новая монашеская община,
получила благословение на восстановление монашеской жизни
в монастыре. Община включает два монастыря: монастырь
святого Иоанна Крестителя, в котором живут одиннадцать
монахинь во главе с игуменьей Мариам (Закка). Обитель
придерживается старых монашеских традиций. Другой
монастырь святого Силуана Афонского – мужской,
расположен в трехстах метрах от монастыря святого Иоанна.
Был основан в начале девяностых и сейчас здесь проживают
четыре монаха во главе с архимандритом Фомой (Битар),
игуменом и экономом Семьи Святой Троицы.