Константинопольская

Житие святого новомученика Дуки, портного Митилинского

24 апреля/7 мая 1564 года

Сей благословенный юноша был весьма благообразный, целомудренный, враг плотских наслаждений. Он был портным, его приглашали к себе аги и мегистаны, и он шил им одежду.

Часто он бывал в домах мусульман, и вышло так, что его полюбила госпожа из великого и знатного рода. Сперва она одаривала его подарками, затем начала произносить слова бесовские, любовные. Чистый душой и телом, Дука изумлялся ее бесстыдным речам, поскольку не ожидал услышать их от столь высокородной госпожи. Он перекрестился, ушел из дворца и больше туда не возвращался, подражая Иосифу Прекрасному.

Она же, видя, что портной не приходит, послала за ним, а затем и сама отправилась к нему в мастерскую.

- Юноша, послушай меня, приходи в мой дворец, как и прежде, и не бойся ничего, — сказала госпожа. — Муж мой на войне и неизвестно, вернется ли он. И если ты отречешся от своей веры, я возьму тебя в мужья. Когда же возвратится супруг, ты станешь первым во дворце. Если ты не хочешь становиться турком, то будь православным греком, только приходи.

Это и многое другое говорила молодая египтянка, а напоследок сказала:

- Если не сделаешь, как я говорю тебе, то потеряешь голову. - С этими словами она удалилась.

Но благородный Дука, имевший в своем сердце горячую любовь ко Господу нашему Иисусу Христу, не поддался ни на лестные обещания менады, ни на ее угрозы и не ходил больше во дворец. Она же снова послала к нему и позвала к себе. Видя, что юноша не намерен исполнять ее желание, госпожа страшно разгневалась и решила умертвить его.

Сия распутная женщина отправилась к визирю и представила ему ситуацию в превратном свете:

- У меня есть портной, который шьет для дворца. Я позвала его, чтобы сделать некоторые заказы, и он пришел и говорил слова, скверные и неподобающие, которые мне совестно и повторять. Поэтому я его ударила, и он ушел. Теперь он находится в своей мастерской, и я желаю, чтобы ты приговорил его к смерти.

Визирь обещал исполнить ее волю: ведь она принадлежала к великому роду. И тотчас послал за сум-пашой — епархом. Когда того привели, он спросил у госпожи, которая также прибыла во дворец визиря:

- Что прикажешь сделать с портным?

- Если он станет турком, отпусти его, если нет — брось на крюки, — отвечала она.

Вначале сум-паша обращался к Дуке со словами добрыми и льстивыми, затем же приказал подвергнуть его жестоким мучениям. Видя, что невозможно заставить его подчиниться, принять ислам, палачи содрали с него, живого, кожу и кинули ее в море, а самого его бросили на крюки. Так он скончался, восприняв мученический венец и восшед на Небеса.

Перевод с греческого Александры Никифоровой

Будь верен до смерти: судьбы Православия в Османской империи ХV-ХХ вв.

6 июля 2005 года

Трансляция в формате RSS 2.0