Интервью с деканом Богословского факультета Софийского
университета доц. Емилом Трайчевым
Доц. Емил Трайчев
|
Доц. Емил Трайчев |
/p>
-- Господин Трайчев, каким был прошедший 2005 год для
болгарского Православия и, конкретнее, для болгарского
богословия?
- Мы являемся свидетелями того, что уже осознается
необходимость в проведении регулярных встреч между разными
институтами и организациями с целью обсуждения современных
богословских проблем. Наш Богословский факультет играет
ключевую роль в развития этих процессов сотрудничества.
Взаимные контакты между богословскими школами или между их
представителями способствуют ознакомлению с общими
проблемами, связанными с богословским образованием в
глобальном плане, а также решению специфических проблем
болгарского богословия.
- Если можно воспользоваться языком журналистов, то
какая, по вашему, в прошедшем году на Богословском
факультете была «хорошая новость» и какая -
«плохая»?
- Хорошей новостью было то, что в первый раз в своей
десятилетней истории богословие в Болгарии получило свой
Специализированный научный совет, который вправе
присуждать научные степени и звания. Это дает возможность
всем, кто обучается в богословских образовательных
учреждениях, пойти трудным путем богословской науки и
раскрыться в научном плане. Это особенно важно и в плане
европейской образовательной ориентации Болгарии.
Плохая новость – это продолжающийся кризис
болгарского богословия. Православная академическая жизнь в
Болгарии в последние годы не была объектом серьезного
анализа и обсуждения. Болгарское богословие не может
продолжать быть пассивным; оно должно оживить в себе тот
динамический дух, который присутствует в лучших образцах
болгарской духовности.
- В прошлом году слышались упреки в том, что болгарские
студенты богословия не достаточно готовы отвечать на
вопросы современности. Как Вы это прокомментируете?
- Проблема образовательного уровня студентов в нашей
стране имеет общий характер. Она не касается только
богословов. В этом плане, реформы в высшем образовании,
хотя и направлены на улучшение подготовки студентов, не
всегда достигают своей цели. Все эти процессы отражаются
на качестве и уровне знаний студентов на Богословском
факультете.
- Вы декан Богословского факультета в Софии, а также
преподаете в Велико Тырново и Кырджали. Есть разница между
студентами и уровнем образования на разных факультетах и
филиалах?
- Я бы сказал, что разницы между студентами нет. Даже если
мы сопоставим успеваемость воспитанников Богословского
факультета в прошлые годы и сегодня, то не найдем отличий.
Есть как хорошие, так и плохие периоды. 1991 год поставил
перед богословием в Болгарии серьезные проблемы. Решением
для них было либо сделать факультет более открытым, либо
более закрытым. Была выбрана вторая альтернатива. Я
считаю, что в этот период отечественного богословия
Богословский факультет не сумел адекватно ответить новому
социальному климату в стране, не сумел занять свое
заслуженное место среди других образовательных учреждений.
Закрытость очень плохо отразилась не только на качестве
преподавания, но и на образовательном уровне студентов.
Студенты были целыми днями погружены в учебные занятия, и
им просто не оставалось времени читать, размышлять,
обсуждать, знакомиться с новыми тенденциями в православном
богословии, что особенно важно в любой богословской школе.
- Вам принадлежит мысль, что преподаватель на
богословском факультете должен быть молитвенником, высоко
нравственной и духовной личностью, ответственным и
реалистом в отношении проблем. Таковы преподаватели
факультета?
- Налицо нехватка ярких примеров. Молитвенная жизнь имеет
основополагающее значение, но, нужно знать, что вместе с
этим она является путем, достижением, проникновением,
ответом на всю природу человека, на призыв Бога. С другой
стороны, этот вопрос в большой степени связан с
отношениями между Церковью и богословским образованием в
нашей стране.
- Другая тема, которая обсуждается в обществе, касается
подготовки священников. Насколько хорошо в практическом
плане подготовлены болгарские богословы, чтобы стать
священниками?
- С течением лет картина одна и та же. В каком-то смысле
она не отличается от той, что была в прошлом. Сегодня
встречаются как священники, очень хорошо подготовленные в
практическом плане, так и те, кто недостаточно внимательны
и старательны в своем служении. Не надо забывать, что
богословие – один из фундаментов европейского
образования, наряду с юридическими науками и медициной.
Эта триада в человеческой жизни адресована человеку и его
возможностям для осуществления в своей жизни высоких
целей, стоящих перед этими направлениями образования. В
практическом плане мы встречаем как хороших и плохих
юристов, так и хороших и плохих врачей.
- Почему, по-вашему, есть нехватка священников, хотя
каждый год студенты заканчивают наши богословские
факультеты?
- Священство относится к глубоко личного расположения
человека, которому богословие должно
вспомоществовать… Священник – это образ
Христа. Несмотря на завершение своего богословского
образования, многие студенты с трудом достигают настоящего
понимания священства, его исключительной роли в
современном мире и его центрального значения в развитии
духовного роста народа и т.д.
- Возвращаются ли закончившие Ваш факультет богословы
работать преподавателями в системе высшего
образования?
- Многие из закончивших в прошлые годы Богословский
факультет становятся преподавателями, другие становятся на
путь священства, третьи становятся учителями или реализуют
себя в других сферах церковной и общественной жизни
страны.
- В какую сторону развивается болгарское
богословие?
- Болгария – маленькая страна, хотя во многих
отношениях у нас есть грандиозные амбиции. Болгарское
православное богословие должно быть живым и действенным. В
последние несколько лет все больше развивается обмен
лекторов и студентов между отдельными богословскими
школами. Черпая православную духовность и литургический
опыт из Церкви и богатого святоотеческого наследия,
болгарское богословие все более декларирует и выражает
свое православное свидетельство в современном мире.
- Духовники часто говорят, что между Церковью и
богословами нет связи. Как можно прокомментировать этот
упрек?
- На состоявшемся в Софии IV конгрессе высших православных
богословских школ – самое значимое международное
событие во всей 80-летней жизни Богословского факультета
– митрополит Пергамский Иоанн Зизюлас, представитель
Константинопольского Патриархата, очень своеобразным
способом обратил внимание на следующий непреложный факт:
«Без богословия Церковь мертва и осуждена на
секуляризацию и потерю сущности. Но и богословие без
Церкви есть ничто иное, как болезненная попытка искать
бесконечное решение проблем человечества». В
синергическом подвиге смыслом богословия и Церкви является
созидание тела Христова.
- Как, кроме благословления, Священный Синод помогает
Вам в Вашей работе?
- Священный Синод дал нам помещение и исключительные
условия для осуществления богословского образования. Ни
один факультет или богословское образовательное заведение
в Болгарии не имеет такой прекрасной базы. Богословский
факультет – жемчужина в короне Альма Матер –
Софийского университета.
- Ваш комментарий по обсуждаемой теме «за»
или «против» богослужения на
церковнославянском языке?
- Это богословский вопрос, требующий серьезной и
углубленной дискуссии.
- Другой вопрос, обсуждавшийся в прошлом году - о
введении в школах предмета посвященного вероучению. Каково
Ваше мнение?
- Речь идет о введении в болгарских школах предмета
«Религия». Этот вопрос стоит перед власть
предержащими в нашей стране, чтобы быть окончательно
разрешенным. В этом плане позиция Богословского факультета
тверда. Богословие – мощный образовательный и
креативный фактор.
- В самом конце 2005 года разгорелась дискуссия об
узаконении церковного брака. Каково Ваше мнение?
- Я считаю это шагом вперед в отношении осмысления
христианских ценностей в современном обществе.
- Как Вы оцениваете духовное состояние современного
православного болгарина?
- Духовное состояние современного болгарина является
зеркальным отображением действительности – тотально
дезинтегрированной и до боли конфронтационной. Мы на
пороге кризиса человечности. Нужны истоки любви, теплоты и
бескорыстной жертвы, которые будут озарять сердца людей и
преображать их в новую тварь.