/p>
Варфоломей,
милостью Божией архиепископ Константинопольский,
Нового Рима и Вселенский Патриарх,
всей полноте Церкви благодать,
мир и милость от воскресшего со славою Спаса Христа
«Животе, како умираеши? Како и во гробе
обитаеши?»
Братья-сослужители, благочестивые и боголюбивые чада
Церкви!
Всякое естество недоумевает и ужасается: лик ангельcкий и
человеков собор, вся тварь со страхом и трепетом предстоит
великой и неизреченной тайне Святых Страстей и
светоносного Восстания Спасителя Христа. И вопрошает:
«Как может умереть Жизнь, истинная и самосущая
Жизнь, Источник Жизни? Как может гроб соделаться
вместилищем Жизни, то есть Самого Господа нашего Иисуса
Христа, рекшего: «Я есмь … Жизнь»
(Ин.14, 6)?». Ответ был дан cамим Воскресением.
Многие из вопрошений многовековой давности звучат и
поныне. То, что произошло тогда раз и навсегда,
возобновляется постоянно и непреложно. Тайна длится, но
длится и недоумение. Для многих Христос по-прежнему есть
«знамение пререкания» (Лк.2,34). Он
распинается, но и воскресает. Крест остается соблазном для
одних и безумием для других (1Кор.1,23). Воскресшего из
мертвых одни осмеивают (Деян.17,32), другие –
подвергают оклеветанию (Мф.28,11-15), но Он по-прежнему
царствует в сердцах верных.
Мы, верные, предвкушаем Воскресение, живем Воскресением,
не страшимся физической смерти тела, ибо веруем в
Воскресение Христа и всех человеков. Мы видим в нем
непреложный факт, подтверждаемый нашим общением со
святыми, которые хоть по человеческому разумению и умерли,
на деле продолжают жить, общаться с нами и помогать нам в
земной жизни.
Но как тогда, так и ныне не престает звучать пронзительный
вопль фанатизма: «Распни, распни Его!». И как
в ту пору, так и теперь робость и безответственность
власть имущих говорят в ответ: «Возьмите Его вы и
распните» (Ин.19,6).
Жизнь восстала, Христос воскрес! И мы свидетельствуем это
не только доводами разума, но и собственной обновляющейся
жизнью. Свидетельство наше достоверно тогда, когда живет в
нас воскресший Христос, когда все бытие наше озарено
радостью, миром и непреложностью Его Восстания.
Перед нами, конечно, остается гроб как угроза жизни
– жизни человека и его естественного окружения. Мы
имеем в виду не тление и смерть как биологические понятия,
но те формы их, что обрывают человеческую жизнь внезапно,
жестоко и насильственно. Те, что оскорбляют нашу совесть,
обесценивают личность, разрушают красоту тварного
естества.
Мы подразумеваем здесь, наряду с прочим, жизнь, которая
предается смерти до того, как увидит солнечный свет.
Мы подразумеваем миллионы детей, которых сводят в могилу
нищета, голод, отсутствие простейших лекарственных
средств, жестокосердие тех, кто мог бы, но не делает для
них самого насущного, бесстыдство тех, кто эксплуататирует
и растлевает детскую невинность и чистоту.
Мы подразумеваем жертв повседневного насилия,
религиозного, национального, племенного и всякого иного
фанатизма, равно как и военных конфликтов, чьи виновники
остаются глухи и безучастны к требованию всего
человечества прекратить вражду и установить на земле
нерушимый мир.
Мы подразумеваем, наконец, хищническое отношение человека
к природной среде, которую он порабощает силой и
хитростью, погубляя в своем ненасытном стремлении к
эксплуатации и наживе дарованную ей Творцом красоту,
подрывая самую основу и залог выживания будущих поколений.
Мы подразумеваем те формы жизни, что несут в себе признаки
смерти (духовно-нравственные или физические), последствия
страстей и заблуждений, оскудения или алчности,
обесценения или подавления жизни.
Возлюбленные и многолюбезные братья и чада!
В нынешнем году мы вновь поклонились Святым Страстям Спаса
нашего Иисуса Христа. Мы знаем, что слово о крестной Его
смерти есть безумие для всех коснеющих в неверии и
шествующих к погибели и, напротив, сила Божия для всех
совершающих путь спасения с верою (1Кор.1,18) и в
светозарном блеске Восстания Христова.
Пребывая в силе и радости Воскресения Господня, мы чтим
жизнь наших собратий, надеясь тем самым положить конец
взаимоистреблению, отринуть насилие и фанатизм, которые
угрожают жизни. Торжество Воскресения должно быть пережито
как торжество жизни, братства, упования и надежды.
«Христос воскресе и жизнь жительствует», Ему
же слава, честь и держава во веки веков.
Святая Пасха 2006 г.
Варфоломей Константинопольский,
пламенный молитвенник ко Христу о всех вас