Протопресвитер Симеон Мичиро Мии было одним из первых
учеников святителя Николая Японского. Он принял
православие еще подростком, в возрасте 15 лет, и был одним
из первых выпускников токийской православной школы и
богословской семинарии, а также первым японцем, получившим
богословское образование в России, в Киевской духовной
академии. Хорошо зная языки и будучи образованным, отец
Симеон стал первым помощником архиепископа Николая и
сменившего его епископа Сергия. В 1917 году он
присутствовал на Всероссийском Поместном Соборе в качестве
представителя от Японской епархии. После великого
землетрясения Канто 1923 года он был инициатором
восстановления храма Николай-до и приходских помещений в
Токио.
Отец Симеон (мирское имя Судзи Мии) родился в 1858 году в
городе Мориока на Северном Хонсю. Его семья состояла в
клане Намбу, управлявшего районом, и его отец был
вельможей высокого ранга. Вместе с переменами, начавшимися
при Реставрации Мейджи в 1868 году, семья изменила фамилию
на Мичиро. В 1870 году, согласно семейному положению,
Судзи поступил в академию клана, где интенсивно изучался
английский язык. Правда, с окончанием существования
Токугавского общественного порядка в 1871 году академия
была закрыта.
В 1873 году Мичиро встретился с Иппей Таира, оглашенным из
православной миссии в Мориоке. Он узнал о православной
вере, стал изучать ее и вскоре сам стал оглашенным. В это
время ему было пятнадцать. Получив разрешение родителей, в
1873 году Мичиро отправился вместе с приятелями в
Хакодате, где был крещен отцом Анатолием Тихай. При
крещении Мичиро был наречен Симеоном. Он поступил в школу
при миссии в Хакодате. Поскольку у него была склонность к
языкам и начальные познания в английском, в конце 1873
года в Токио он был представлен главе миссии –
архимандриту Николаю. Симеон был зачислен школу русского
языка и семинарию и стал одним из редких для XIX века
японцем-подростком, владеющим двумя иностранными языками.
Через несколько лет Симеон был назначен выпускающим
редактором новой церковной газеты «Сейкйо
Хочи», позже переименованной в «Сейкйо
Шинпо».
После окончания семинарии в 1883 году Симеон был послан
епископом Николаем в Киевскую духовную академию для
продолжения богословского образования, куда и был зачислен
после сдачи устного и письменного вступительных экзаменов.
Он был первым студентом из Восточной Азии, поступившим в
академию, и об этом много писали в прессе. В июне 1887
года он получил звание магистра в числе семи других
учащихся при общем числе выпуска – 60 человек.
Симеон вернулся в Японию осеню 1887 года. Затем, в
сентябре 1888 года, он женился на молодой православной
девушке по имени Харита Хироко Уематсу. Благодаря тому,
что Симеон хорошо владел русским и был
магистром-выпускником Киевской духовной академии, он был
выбран одним из четырех членов делегации от Японской
православной миссии для официальной прощальной церемонии с
русским цесаревичем, будущим царем Николаем II, при
завершение его визита в Японию.
В марте 1893 года, когда супружеская чета потеряла своего
первенца Александра, Симеон решился принять священство. Он
был рукоположен епископом Николаем в январе 1894 года в
диакона, а через месяц – в священника.
Киото. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
|
Киото. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы |
Благодаря своим незаурядным способностям
и полученному образованию отец Симеон быстро
продвигался по службе. В добавление к своим пастырским
обязанностям он стал редактором нового японского
православного журнала «Шинкай»
(«Божественное море») и занимал эту
должность в течение шести лет. Епископ Николай назначил
отца Симеона служить в Киото, важный культурный центр
страны и бывшую столицу империи, к этому добавилась
обязанности посещать миссии на Западном Хонсю.
По мере роста прихода появилась нужда в большем церковном
здании. Получив одобрение епископа Николая, отец Симеон
начал возведение храма Благовещения Пресвятой Богородицы
– здания по архитектуре достойного находиться в
таком месте, как Киото. Строительство началось в конце
1898 года, а освящен он был в мае 1903 года. Иконостас и
колокола были подарены русскими гражданами. Евангелие,
подаренное новому храму, было подписано праведным Иоанном
Кронштадтским.
Начавшаяся в 1904 году русско-японская война принесла
иерею Симеону много забот. В то время епископ Николай
устранился от активной деятельности на ниве Японской
Церкви и просил отца Симеона окормлять русских
военнопленных. Так как отец Симеон хорошо говорил
по-русски, то все военные годы он провел в служении в
лагерях военнопленных вокруг Киото и Нагоя. И все это в
дополнение в своим обычным приходским трудам.
В 1906 году, когда Японская миссия была провозглашена
самостоятельной епархией Русской Православной Церкви, а
владыка Николай был возведен в сан архиепископа, царь
Николай II наградил отца Симеона золотым наперсным
крестом. Так было отмечено его служение пленным русским
воинам.
С прибытием епископа Сергия, назначенного на Киотскую
кафедру в 1908 году, отец Симеон стал его главным
помощником. А когда владыка Сергий заменил скончавшегося в
1912 году архиепископа Николая, отцу Симеону пришлось
переехать в Токио.
В апреле 1917 года отец Симеон был возведен в сан
протопресвитера. В том же году он был назначен членом
Поместного Собора Русской Православной Церкви. Так он стал
свидетелем и участником исторических событий и
катаклизмов, происходивших в Москве: дискуссий о
восстановлении патриаршества, большевистского
переворота… Тогда же он смог встретиться со старыми
друзьями – бывшими миссийскими священниками,
соучениками по Киевской академии, бывшими русскими
военнопленными…
После церемонии возведения на престол патриарха Тихона
отец Симеон отбыл в Японию и в последний день уходящего
года прибыл в Токио.
Затем, в середине 1918 года, по указанию японского
правительства отец Симеон вместе с тремя русскоговорящими
японскими священниками вернулся в Сибирь для совершения
богослужений в частях, участвовавших в так называемой
сибирской интервенции союзнических войск, оказывавших
поддержку белым партизанам, и пробыл там до конца года.
Во время великого землетрясения Канто 1 сентября 1923 года
отец Симеон и его семья, как и многие жители в районе
Токио, потеряли свой дом и имущество. Было также утрачено
и церковное имущество, а собор Николай-до был сильно
поврежден. В процессе восстановления и обновления храма и
епархиальных зданий отец Симеон вместе с архиепископом
Сергием возглавил генеральный директорат Церкви в Токио,
который обеспечивал материальную поддержку и проводил
необходимые согласования, а также управление работами. Все
это осложнялось отсутствием помощи из России, охваченной
большевистской смутой.
Протопресвитер Симеон, оказавшийся личностью, скрепляющей
Церковь в грозные, трудные времена, продолжал служить
Японской Церкви еще два десятилетия. Он почил о Господе в
начале 1940 года и был погребен на кладбище Сомей в Токио.
Перевод с англ. Василия Томачинского