Беседа с иеромонахом Поликарпом – игуменом
мужского общежительного Руенского монастыря св.Иоанна
Рыльского и создателем болгарской православной
радиостанции «Сион».
/p>
- Отче, мы встречаемся с Вами в начале года. Какие Вы
можете подвести итоги прошедшего года и чего ждете от
наступившего 2007?
- Когда человек вспоминает прошлое, сначала приходят на
память картины радости, счастья и полезности. Всё грустное
и тяжелое - состояния уныния, усталости, лишений и пр., -
остается глубоко позади, как что-то уже исчезнувшее,
что-то, чего уже нет, и мы его не вспоминаем. Так вот, для
меня прошедший год, без преувеличения, был очень полезным;
он был годом, который внушил надежду, что все-таки есть
«свет в конце тоннеля». Говоря об итогах,
человек всегда более или менее злопамятен. Иногда, когда у
него все хорошо, человек хвалит и благословляет; но когда
дела идут плохо, человек вспоминает житейские примеры из
прошлого, ругается и ропщет. Мы, будучи христианами,
знаем, что ничего не может произойти без воли Божьей. Если
Бог это допустил, значит, это нам на пользу и для
духовного преуспеяния. Мы каждый день молимся: «Отче
наш... Да будет воля Твоя»; и, прежде всего, наша
благодарность Богу должна быть и за добро, и за зло! А что
касается моих ожиданий на 2007 год, то они очень большие,
и они направлены, прежде всего, на церковную власть
– чтобы она развивалась лучше; к священству –
чтобы оно выполняло свои пастырские обязанности; к монахам
– чтобы они воздвигали стройные и серьезные
монастыри; к богословам, учителям и мирянам – чтобы
они совместно и с пользой пребывали в лоне Святой
Христовой Церкви.
- Болгария уже является членом Европейского союза. Что
это означает для Болгарской Православной церкви?
- Вступление ЕС может дать Православной Церкви много, а
может, ничего. Когда у Болгарской Православной церкви есть
строго определенная церковная политика, люди знают эту
политику, Церковь знает, чего хочет добиться и какова ее
миссия среди людей, то тогда вступление в ЕС принесет
Православию только пользу, в то же самое время и Церковь
будет на пользу ЕС. Но в данный момент такой ясности нет.
Есть, скорее, индивидуальное представление о том, как
должно быть, нежели общая политика. Мне хочется, чтобы
Православная церковь, православные были ближе друг к
другу, чтобы они были единомышленниками. Тогда все вызовы
современности, в том числе и ЕС, не будут угрожать нам. Я
хочу, чтобы православные научились разумно пользоваться
свободой, а не становились ее рабами.
- А каково место Болгарии и Православной церкви в
ЕС?
- Я могу смело заявить, что Болгария заняла свое достойное
место в большой европейской семье. Наша страна прошла
через многие трудности, столкнулась со всевозможными
проблемами и бесчеловечностью; эти испытания ее закалили и
сделали сильной европейской страной. Есть еще много
сложностей, через которые придется пройти, но важно то,
что основы уже заложены, и это поможет нам развиваться
дальше. Болгария к моменту вступления в ЕС оказалась
намного лучше подготовленной, чем другие европейские
страны. У Болгарии как у православной страны есть одна
обязанность, один долг от Бога – распространять свет
Правды Христовой по всей Европе. Евангельский голос
благовестия должен звучать громко, а значит, нам нужно
сделать слышным, ощутимым православное свидетельство в
мире.
- Вы игумен Руенского монастыря, в котором сегодня
живет много насельников. Тяжело ли Вам на Вашем посту?
- Быть игуменом нелегко, особенно в Болгарии. Говорю
«особенно в Болгарии», потому что монашеская
жизнь и традиция у нас вырвана с корнями, и все монашеское
благочестие просто уничтожено. Создавать духовный очаг в
таких условиях нелегко. Но как игумен, я счастлив, что Бог
поставил меня на это место. Господь никогда не забывает
нас, Он знает, что необходимо для нашего спасения, и дает
это нам. От нас требуется только одно – любить Его
всем своим сердцем и следовать за Ним всеми своими силами,
несмотря на трудности, с которыми сталкиваемся в
повседневности.
- Тяжело быть монахом в ХХІ веке? Не является ли
монашество пережитком, музейным экспонатом в современном
мире?
- Христос один и тот же – вчера, сегодня и вовеки.
Монашество тоже не меняется и реформам не подлежит. Тот,
кто знает, почему принимает монашеский образ, может ничего
не бояться; он знает, что Бог – это Тот, Кто
определяет и распределяет. Модернизация никоим образом не
может навредить духовному человеку, ибо его интересуют
другие, более возвышенные и мистические занимания.
Монашество всегда было и останется совестью Церкви.
Некоторые говорят, что развитое монашество является
признаком духовной и развивающейся Церкви.
- Отче, Вы как-то заметили, что в Болгарии большинство
людей не являются «практикующими» христианами.
Почему?
- Этому есть множество причин – государственные
проблемы, церковные проблемы, интересы разных людей и пр.
Но я надеюсь, что время поисков подошло к концу. Пришла
пора каждому из нас сделать выводы и начать работать на
том месте, куда Бог его поставил. Сегодня важно не
выяснять, почему и как, а работать. Церковь должна жить и
отвечать требованиям времени. Никто не имеет права
оправдываться: ни духовенство, ни миряне. Все мы должны
делать общее дело – воцерковлять общество.
- Одной из самых острых тем сегодня является экуменизм.
Ваше отношение к этому явлению?
- Мое отношение к экуменизму такое же, как и отношение
Болгарской Православной Церкви. Сегодня на экуменизм
обращают большое внимание, особенно у нас. Конечно, всегда
будет «за» и «против». Плохо то,
что сегодня этот вопрос рассматривается с точки зрения
человеческой, личной выгоды, а не с точки зрения
духовности и, прежде всего, Православия. Я полагаю, что не
мое дело оценивать экуменизм. Мое дело – выполнять
свою работу, как того требует Бог.
- Есть ли благодать у инославных или раскольников?
- Позвольте мне не отвечать на этот вопрос. По той простой
причине, что в Православной Церкви есть разные
богословские комиссии, и именно они компетентны в этих
вопросах. У нас была возможность несколько лет назад
наблюдать раскол в нашей родной церкви. Мы видели его
конец. Видели и то, кого и как приняли – кто с какой
благодатью и какой духовностью.
- Ваш монастырь запустил первую у нас православную
радиостанцию. Это что, мода?
- При чем тут мода? Мода - явление временное, переходное.
А потому, не имеющее ничего общего с духовностью и
спасением человека. Делать радио или издавать книгу никак
нельзя назвать модой. Дня нас радио - это средство довести
Божественные заповеди, слова Евангелия до большего
количества людей. С другой стороны, мы стараемся заставить
людей услышать и задуматься над духовными проблемами,
рассуждениями. У ложной духовности, на которую влияет, так
называемая, мода, нет будущего. Цель Православной Церкви
– хранительницы Божественных истин – быть
бдительной, проповедовать, учить и наставлять народ, и
предохранять его от волков-грабителей, что мы и стараемся
делать по мере сил.
- Наш традиционный последний вопрос: Ваше пожелание
нашим читателям?
- Дай Бог всем читателям мира, любви, здоровья и духовного
единства!
Перевод с болгарского Николая Петрова специально для
Православие.Ru