Внешний вид храма святителя Николая Японского в Йоханнесбурге
|
Внешний вид храма святителя Николая Японского в Йоханнесбурге |
Христианство было принесено в Африку
апостолом Марком, основавшим около 62 года по Р.Х.
Александрийскую Церковь. После Халкидонского Собора от
Александрийской Православной Церкви отделилась Коптская
Церковь, не признавшая догмата о двух естествах
Господа. Александрийская Церковь продолжала окормлять
свою египетскую паству на протяжении всей истории
страны, управляемой вначале римлянами, затем –
турками, а впоследствии – англичанами. Однако
миссионерская деятельность Церкви ограничивалась
преимущественно Египтом. В других африканских странах о
христианстве узнали примерно в XVI веке от
западноевропейских миссионеров-католиков. В начале XX
века некоторые священники стали открывать новые
православные приходы и вести проповедь о Христе для
всех жителей Африки. Таких приходов вначале было
немного, но с активизацией африканского
освободительного движения в середине XX столетия в
разных уголках континента и преимущественно в странах
Тропической Африки стало появляться все больше общин
разных христианских конфессий.
История православных общин в Африке начинается в XX веке с
образованием в Америке Африканской Православной Церкви. В
самой Африке некоторые греческие священники стали
рассказывать о православии не только выходцам из Греции,
но и коренным африканцам. В течение второй половины XX
века православие распространилось в ЮАР, Уганде, Кении,
Танзании, Зимбабве, Заире, Мадагаскаре, Гане, Нигерии,
Камеруне, странах Центральной Африки. Богослужение было
переведено на многие африканские языки; так только в Кении
в православных храмах молятся на 11 языках.
Однако и сейчас православные приходы во многих городах
Африки – это чаще всего общины лишь небольших
диаспор из традиционно православных стран. Довольно
естественно, что в каждом из храмов служат на языке своей
страны, в основном, греческом или славянском.
В 1987 году в Южной Африке было создано православное
общество, решившее заниматься просветительской
деятельностью среди коренных жителей ЮАР и совершать
богослужение на языке, понятном всем африканцам. Небесным
покровителем общества стал равноапостольный Николай
Японский. «Это был русский миссионер, отправившийся
в Японию и взрастивший Японскую Церковь. Он не пытался
сделать японцев русскими, и именно такой пример
межнациональной миссии является для нас образцом. Общество
призвано рассказывать о православии всем, независимо от
этноса, языка и национальной культуры», –
сообщается на интернет-страничке общества,
преобразованного впоследствии в православный приход.
Языком регулярных богослужений стал английский.
Иконостас храма святителя Николая Японского в Йоханнесбурге |
Иконостас храма святителя Николая Японского в Йоханнесбурге |
Вначале приход святителя Николая
Японского собирался в англиканской капелле,
арендовавшеся на некоторые дни недели. После
торжественного пасхального богослужения 1988 года
алтарник-южноафриканец с удивлением говорил: «Я и
не думал, что белые могут так хорошо петь».
Общество стало издавать православную литературу, открыв
один из немногих православных магазинов в Южной Африке,
где можно было встретить не только греческие и
славянские книги, но и тексты, переведенные на
различные южноафриканские языки. Издания
распространялись и по почте. Постепенно налаживались
связи с общинами Африканской Православной Церкви в
Кении и Уганде. Однако каждый раз после завершения
богослужения прихожанам приходилось убирать иконостас,
для того чтобы верующие Англиканской Церкви могли
собираться в привычной для них обстановке. (Практика
временной аренды помещений для богослужения существует
и в других православных общинах: например, в приходе
города Кембридж современной Сурожской епархии каждое
воскресенье после литургии православные прихожане вновь
расставляют скамейки в здании англиканской семинарии и
уносят храмовые иконы.)
Вторым храмом прихода святителя Николая Японского стала
русская церковь, где богослужения проходили раз в месяц,
начиная с 1989 года. Хотя храм по-прежнему арендовался у
русской общины, но теперь исчезла необходимость разбирать
иконостас после литургии.
Наконец, в 1990 году была приобретено старое здание церкви
у пятидесятников и освящено как православный храм во имя
равноапостольного Николая Японского. Именно здесь с конца
октября того же года и стали проходить богослужения
прихода на английском языке с включением некоторых
песнопений по-славянски и по-гречески.
Некоторое время община находилась в юрисдикции
Американской Церкви, а затем перешла в подчинение
Александрийской Церкви. Приход с любовью встречает всех
– и южноафриканцев, и выходцев из православных
стран. После прекращения политики апартеида число
иностранцев в Южной Африке значительно увеличилось –
это и иммигранты, и высококвалифицированные специалисты,
приглашенные в страну для временной работы.
Икона «Крещение Руси» в миссионерском православном приходе Йоханнесбурга
|
Икона «Крещение Руси» в миссионерском православном приходе Йоханнесбурга |
Иконы и росписи храма святителя Николая
Японского в Йоханнесбурге созданы Кэти Макдональд и
другими прихожанами. Иконография во многом связана с
Россией – здесь есть иконы блаженной Ксении
Петербургской, преподобномученицы Елисаветы,
«Крещение Руси».
Совсем недавно приход святителя Николая открыл приписной
храм чуть южнее Йоханнесбурга. Основной язык, понятный
каждому из жителей этих мест, – африкаанс.
Назначенный сюда священник Иаков Ван дер Риет перевел
текст Божественной литургии на африкаанс, а регент храма
святителя Николая Японского Джорджия Жаммин переложила
этот перевод на ноты. Теперь каждое воскресенье прихожане
молятся на своем родном языке.
Феодор II, Папа и Патриарх Александрии и всей Африки,
регулярно бывает в храме святителя Николая Японского. В
феврале 2007 года, в память 95-летия со дня преставления
равноапостольного покровителя миссионерского прихода в
Йоханнесбурге, предстоятель Александрийской Церкви служил
здесь Божественную литургию вместе с епископами
Йоханнесбурга, Кейптауна и Эфиопии. Блаженнейший Феодор и
прихожане храма молились святому равноапостольному Николаю
об укреплении православия и становлении их миссионерского
прихода. Затем Блаженнейший Феодор рассказал собравшимся о
своем посещении России и первом знакомстве с жизнью
святителя Николая Японского.
В Россию ездил и диакон храма доктор теологии Стивен
Хайес: летом 1995 года он посетил миссионерский факультет
Свято-Тихоновского института, побывал в разных храмах
Москвы и учил подростков из православного молодежного
лагеря в Клину петь «Трисвятое» на языке зулу
– еще одном распространенном языке Южной Африки.
16 февраля 2007 года члены прихода рады были узнать, что
«их святой» стал небесным заступником еще
одного православного миссионерского центра –
будущего крупнейшего собора на севере российской столицы в
Бибиреве. Увидев фотографии внутреннего убранства русского
храма в честь японского миссионера, узнав о визите в
Москву епископа Сендайского Серафима и его рассказе о
православии в современной Японии, прихожане Южной Африки
почувствовали себя не одинокими в своей православной
просветительской деятельности. Им удалось ощутить, что к
помощи равноапостольного Николая Японского прибегают
многие современные миссионеры, желающие подарить свет
Христов людям всех национальностей, будь то русские,
южноафриканцы, японцы или жители других стран.