Священники в болгарской армииПо архивным материалам Варненской и Великопреславской епархииТема места и роли Болгарской Православной Церкви в жизни болгарской армии неохватна и включает множество аспектов. Она до сих пор не изучена достаточно глубоко. Попытаемся, опираясь на документы конца XIX – начала XX веков, хранящиеся в Центральном военном архиве (ЦВА) Болгарии в г. Велико Тырново, показать всю значительность роли военных священников в интеллектуальном и религиозно-нравственном воспитании болгарской армии, без которой армия не могла бы выполнять возложенную на нее высокую миссию.
Распоряжение Военного ведомства № 29 от 1880 года[2] предписывает всем солдатам-христианам исповедоваться и причащаться. Офицеры, находящиеся в отпуске или в командировке, должны говеть там, где в данный момент находятся, а инаковерующие – в церквах своих вероисповеданий. Возникает вопрос и о военнослужащих-мусульманах. Касательно них министр военных дел в Циркуляре № 149 от 1880 года[3] распоряжается, чтобы нижних чинов не принуждали снимать головные уборы на общей молитве перед обедом, поскольку это противоречит их религиозному закону. В первом военном законе, утвержденном указом князя Фердинанда IV № 185 от 15 декабря 1891 года, определяется статус военного духовенства. Он же регламентируется принятым на первой очередной сессии тринадцатого заседания Народного собрания и утвержденным высочайшим указом № 93 от 3 декабря 1903 года «Законом об устройстве вооруженных сил Болгарского княжества»[4]. Его глава 5 называется «О военном духовенстве». Согласно ей, совершение духовных треб в армии в мирное время должно осуществляться гарнизонными священниками. Для этого в каждый гарнизон, где находится достаточное количество частей, назначается гарнизонный священник с установленным жалованием. В военное время в каждый пехотный и кавалерийский полк назначается полковой священник, который считается военным чиновником и получает определенное денежное довольствие. Кроме того, в военное время в штаб армии назначается главный чиновник, заведующий духовными делами в армии и определяющий службу военных священников. Для совершения духовных треб в военное время каждый пехотный полк должен располагать собственной походной церковью с церковными принадлежностями. Ею заведует полковой священник. Представляет интерес мнение о положении гарнизонных священников, высказанное священником Поборниковым[5]. По его словам, они назначались приходскими духовниками в городах, где квартировали части. А необходимо было, чтобы они были гарнизонными, а не приходскими священниками и находились бы в непосредственном ведении Министерства военных дел. В министерстве необходимо учредить специальный отдел военного духовенства, во главе которого должно стоять духовное лицо с высшим богословским образованием и чей патриотизм был бы несомненен. Это лицо будет взаимодействовать напрямую с министром военных дел и определять направление религиозно-нравственного обучения солдат. Им будут избираться новые гарнизонные священники, чье жалованье должно составлять не менее 250 левов в месяц. Это будет способствовать тому, что священники будут с большим энтузиазмом вести свою проповедь в войсках, в результате чего солдаты-христиане будут готовы пожертвовать собой во имя свободы отечества. Для осуществления всего этого на практике министр военных дел в Распоряжении № 205 от 26 апреля 1912 года отмечает необходимость обратить самое серьезное внимание на усиление нравственного воспитания солдат. Забота об этом должна быть доверена не только гарнизонным священникам, но и духовникам, назначенным совершать установленные духовные требы в местах, где не предвидено постоянного гарнизонного священника. Необходимо назначать еженедельно человека, который будет проводить беседы на религиозно-нравственные темы. Такие беседы священник Рафаилович[6] называет «пастырскими». Они проводятся при поступлении в армию, при исполнении воинских обязанностей, по случаю принятия присяги молодыми солдатами, в день Христова Воскресения, при освящении казарм и в других случаях. Программа бесед составляется священником и согласуется с командиром; цель их – укоренить в солдатских сердцах стремления к высоким христианским добродетелям и глубокие патриотические чувства[7]. Кроме Военного закона, в котором военному духовенству отведена специальная глава, документы, касающиеся деятельности гарнизонных священников, разрабатывает и одобряет и Священный Синод. В Циркуляре № 70 от 1891 года[8] и в Письме № 210 от 20 марта того же года Его высокопреосвященства министру военных дел указывается, что по представлению Министерства военных дел гарнизонные священники назначаются епархиальным начальством, и во всем, что касается исполнения их обязанностей, священники подчиняются епархиальным архиереям и их наместникам. На должность гарнизонного священника следует назначать только тех лиц, которые при безукоризненном поведении с успехом окончили духовное училище и могут достойно исполнять эту должность. Им дается право беспрепятственно совершать требы. При совершении Божественной литургии или другого богослужения гарнизонный священник должен предварительно уведомить об этом местные церковные власти и получить их благословение. В это время положение гарнизонных священников в военное время еще не было полностью определено законодательно. В Служебном письме № 6646 от 6 октября 1915 года Священный Синод Болгарской Православной Церкви[9] представляет министру военных дел свои «Временные распоряжения о должностях священников в военное время». При Штабе действующей армии (ШДА) назначается главный военный священник, который заведует духовными делами армии и организует службу военных священников при различных войсковых частях и больницах. В этой должности Письмом министра военных дел № 787 от 24 июня 1914 года назначается иконом Апостол Георгиев. Главный военный священник назначается армейским распоряжением с согласия Священного Синода БПЦ, а военные священники – по рекомендации епархиальной власти начальниками соответствующих войсковых частей. Главный военный священник напрямую подчиняется Священному Синоду, и по делам, касающимся Церкви, обращаются к нему, а по делам военного характера – в соответствующую военную часть. Он сопровождает ШДА и в его ведении находится походная церковь и все богослужебные принадлежности. Ему подчиняются все военные священники. Они отвечают перед ним по вопросам духовной службы. Права и обязанности у главного военного священника велики: он руководит военными священниками, следит за их жизнью и поведением, докладывает Священному Синоду об их провинностях, определяет их отпуска, имеет право награждать и наказывать их и др. Во «Временных распоряжениях…» указываются и права и обязанности военных священников: служить в праздничные и воскресные дни службы, совершать все церковные обряды в частях, проводить на всех богослужениях и молебнах церковные поучения и беседы, совершать погребение убитых и умерших в соответствии с церковным уставом и т.д. Оговорено положение и близких военных священников. Их семьи получают пенсию от государства, если священник убит или умер. За тяжкие преступления и провинности главный военный священник, военные и больничные священники предстают перед судом епархиального начальства, а за преступления общего характера – перед военным судом. За духовное окормление военнослужащих в частях Болгарской армии, а также за осуществление отдельных церемоний священники получают определенное вознаграждение. В Распоряжении по Военному ведомству № 205 от 1888 года[10] оговорено, что в случае приведения под присягу свидетелей, а также членов военных судов священнику, совершающему обряд, платится за каждый вызов по 2 лева. В Циркуляре по Военному ведомству № 17 от 28 января 1889 года[11] говорится, что вознаграждение священнику за проведение присяги у новобранцев составляет 3 лева. Священный Синод также определял жалованье духовных лиц в армии. В Послании Министерству военных дел и в Циркуляре № 97 от 27 июня 1892 года[12] Священный Синод сообщает о следующем решении, принятом 3 мая 1892 года:
Более полное представление о жаловании главного военного священника и других военных священников можно получить из принятых Священным Синодом в 1915 году «Временных распоряжений о должностях и правах отдельных священников». Размер жалованья при этом определяется в зависимости от образования:
Оговорено и пенсионное обеспечение военных священников. Из их жалованья удерживается 5 % в «Священнический пенсионный фонд». Гарнизонные священники стали настоящими духовными воспитателями солдат, их наставниками и учителями[13]. В «Уставе о внутренней службе войск», объявленном Распоряжением № 162 от 9 апреля 1911 года по Военному ведомству[14], для солдат устанавливаются вечерняя проверка и молитвы «Отче Наш» и «Спаси Господи». Помимо ежедневных утренней и вечерней молитв, каждый солдат должен в свободные от службы дни посещать богослужения в соответствующем храме (церкви, мечети, синагоге), а во время великих постов – исповедоваться и причащаться. Роль военных священников была очень важна. Без них невозможно было проведение церковных парадов, служение панихид и молебнов, приведение к присяге молодых солдат. Все эти действия священников регламентируются в «Уставе гарнизонной службы», объявленном Распоряжением Военного ведомства № 137 от 16 апреля 1908 года. Церковное управление в Болгарском княжестве осуществлял Священный Синод Болгарской Православной Церкви. Согласно «Экзархийскому уставу»[15], утвержденному Высочайшим указом № 1 от 13 января 1895 года, экзархия состоит из епархий, которые образуются околиями, включающими один или более округов. В их число входят:
Часть из хранящихся в ЦВА, г. Велико Тырново, документов описывают роль и место военных священников в Седьмом Преславском пехотном, Восьмом Приморском пехотном полках и Девятнадцатом Шуменском пехотном полку. Для совершения духовных треб в этих полках назначаются военные священники. Приказом № 114 от 17 сентября 1885 года по Военному ведомству для Восьмого Приморского пехотного полка определен священник Христо Вырбанов, а Приказом № 154 от 19 октября того же года[16] для Седьмого Преславского пехотного полка – священник Васил Мустаков. О Девятнадцатом Шуменском пехотном полке нет соответственной информации. Только в 1918 году в Служебном письме № 1810[17] начальнику полевой канцелярии упоминается имя священника Петра Нешева. О духовной деятельности этих и других священников мы находим данные в приказах командиров вышеуказанных пехотных полков. Наряду с военными парадами, проводящимися по поводу различных годовщин и праздников, проводятся и церковные службы и молебны. Приказом № 5 § 2 от 5 января 1887 года командира Седьмого Преславского пехотного полка[18] по случаю праздника Богоявления назначаются церковный парад и молебен. В связи с этим праздником командир Восьмого Приморского пехотного полка Приказом № 5 § 1 от 5 января 1885 года[19] назначает церковный парад. В обоих случаях способ проведения парада одинаков. Для него назначается сборная рота из 1-ой и 2-ой дружин. Присутствуют знамена с ассистентами. Форма одежды – полная парадная: кожаные головные уборы и шинели. Военное духовенство отмечает религиозными церемониями и праздники Благовещения, Сретения Господня, день святого Георгия и др. В Распоряжении № 83 § 9 от 24 марта 1887 года командир Седьмого Преславского пехотного полка[20] отдает приказ не проводить занятий в ротах на праздник Благовещения. Желающие могут посетить церковь под командой унтер-офицера и послушать Божественную литургию. 17 апреля 1887 года офицеры, рядовые и священники отмечают праздник кавалерийского ордена. По Приказу № 106 командира Седьмого Преславского пехотного полка[21] в 9. 30 утра отслужена панихида по убитым в последней войне и молебен, а после них – церковный парад перед казармой полка. По этому случаю присутствуют все нижние чины Шуменского гарнизона, свободные от служебных занятий и невооруженные. Кавалеры военного ордена собраны в отдельную команду под начальством старшего офицера. Форма одежды – парадная со всеми орденами. С большим почтением и благодарностью отмечен и праздник святых просветителей Кирилла и Мефодия. Сделанное ими не забыто ни войсками, ни духовенством. Приказом № 130 § 7 от 10 мая 1887 года командира Седьмого Преславского пехотного полка[22] и Приказом № 94 § 11 от 4 апреля 1885 года командира Восьмого Приморского пехотного полка[23] назначаются парад и молебен с 9. 30 утра на плацу перед казармой. На нем также присутствуют 2-я и 4-я дружины полка вместе с полковым оркестром. Присутствует полковое знамя. Форма одежды – парадная: мундиры и кожаные головные уборы. Каждое воскресенье в церквях, находящихся в гарнизоне, проводится воскресное богослужение. Для этого Приказом № 17 § 2 от 17 января 1887 года командир Седьмого Преславского пехотного полка[24] приказывает отменить занятия в ротах. Свободные от службы нижние чины посылаются в церковь Трех святителей под командой унтер-офицера. Не забыты и павшие за родину в сербско-болгарской войне. Приказом № 244 § 12 от 5 ноября 1889 года командир Девятнадцатого Шуменского пехотного полка[25] приказывает отслужить панихиду 7 ноября в 10 часов в церкви Трех святителей. Все дружинные командиры назначают по команде 15 рядов солдат без ружей, а все офицеры, свободные от служебных нарядов, присутствуют в траурной форме одежды, в шинелях. С необходимым почтением и торжественностью отмечены и многие светлые годовщины. Одна из них – подписание Сан-Стефанского мирного договора. По этому случаю издан Приказ № 49 § 1 от 18 февраля 1885 года командиром Восьмого Приморского пехотного полка[26]. В нем назначается на следующий день, 19 февраля, в 10 часов на плацу с северной стороны казармы отслужить благодарственный молебен. На нем должна присутствовать сборная дружина в количестве четырех рот из 1-ой и 3-ей дружин. Определены для строя три знамени с ассистентами. Форма одежды – парадная, нижние чины в новых шинелях и зимних шапках. Офицеры освобождаются от занятий. На правом фланге размещаются музыканты. Русский император Александр III также почитается болгарским воинством и духовенством. Подобающим образом отмечен его день рождения. Командир Восьмого Приморского пехотного полка Приказом № 56 § 1 от 25 февраля 1885 года[27] предписывает всем офицерам и унтер-офицерам русского контингента присутствовать в русской вице-консульской церкви святых Кирилла и Мефодия, где будет отслужен молебен в 9. 30. Форма одежды офицеров и нижних чинов – полная, парадная и в мундире. В 1885 году 2 марта, в день вступления на престол императора Александра III, отслужен благодарственный молебен. Приказом № 59 § 1 от 28 февраля 1885 года командир Восьмого Приморского пехотного полка[28] приказывает 1 марта отслужить в 9 часов панихиду по почившему императору Александру II в болгарской церкви в Ченгенпазаре. В этот день все штабс- и обер-офицеры освобождаются от нарядов, а нижние чины – российские подданные должны присутствовать в вице-консульской церкви. Форма одежды – парадная, а 1 марта – обыкновенная, офицеры носят на рукаве ленту. Музыка не играет и не бьют в барабан. Приведение солдат к присяге – особо важное действие, при котором они берут Бога в свидетели своей честной и верной службы царю и отечеству. Это событие проходит в присутствии командного состава и военного духовенства. Распоряжением № 54 § 1 от 5 мая 1912 года командир Девятнадцатого Шуменского пехотного полка[29] приказывает построить солдат на площади Независимости. После приведения к присяге проводится общий церковный парад. Форма одежды – парадная с шарфами и кителями, нижние чины присутствуют при оружии и одеты в летние куртки. Одна из обязанностей священников в военное время – осуществлять погребение убитых и умерших по церковному уставу. Храбрый болгарский солдат, пожертвовавший своей жизнью за милое отечество, заслуживает эту последнюю воинскую честь. Поэтому Распоряжением № 99 § 14 от 9 апреля 1887 года командира Седьмого Преславского пехотного полка[30] указывается, что в память солдата, умершего по Божией воле, следует совершать отпевание в церкви Вознесения. Для отдания последней чести назначается команда из одного взвода из солдат и музыкантов. Тело почившего солдата выносится с полной караульной амуницией и пушками. Из всего вышесказанного можно сделать заключение, что Болгарская Православная Церковь была предопределена создавать и укреплять высокий боевой дух болгарских воинов. Вся история нашей Православной Церкви свидетельствует об огромности ее вклада в объединение народа во имя здоровья государства и престижа Болгарии. Перевел с болгарского Федор Калайдов [1] Военен журнал. 1996. Кн. 3. С. 91–96. [2] ЦВА. Ф. 1, оп. 5, а. е. 112. Л. 37–37. [3] ЦВА. Ф. 1, оп. 5, а. е. 260. Л. 183–183. [4] Закон за устройството въоръжените сили на Българското Княжество. С., 1904. С. 60–61. [5] Военни известия. 1908. № 47. С. 2–3. [6] [/Свещеник Рафаилович./] Пастирски беседи към войниците. С., 1908. С. 1–3. [7] ЦВА. Ф. 1, оп. 5, а. е. 372. Л. 322–323. [8] ЦВА. Ф. 1, оп. 1, а. е. 65. Л. 63–65. [9] ЦВА. Ф. 40, оп. 2, а. е. 1006. Л. 331–333; 235. [10] ЦВА. Ф. 1, оп. 5, а. е. 82. Л. 255. [11] ЦВА. Ф.1, оп. 1, а. е. 55. Л. 99. [12] ЦВА. Ф. 1, оп. 1, а. е. 71. Л. 439–440. [13] Военни известия. 1908. № 23. С. 1–5. [14] ЦВА. Ф. 1, оп. 5, а. е. 202. Л. 209. [15] Сборник от действащи закони в Княжество България по Министерството на Външните работи и Изповеданията и по Министерството на Обществените Сгради, Пътищата и Съобщенията. С., 1896. С. 3–5. [16] ЦВА. Ф. 1, оп. 1, а. е. 35. Л. 235, 270. [17] ЦВА. Ф. 40, оп. 2, а. е. 3. Л. 357–358. [18] ЦВА. Ф. 755, оп. 1, а. е. 13. Л. 7–8. [19] ЦВА. Ф. 756, оп. 1, а. е. 15. Л. 59. [20] ЦВА. Ф. 755, оп. 1, а. е. 14. Л. 25. [21] ЦВА. Ф. 755, оп. 1, а. е. 14. Л. 78–79. [22] ЦВА. Ф. 755, оп. 1, а. е. 14. Л. 133–134. [23] ЦВА. Ф. 756, оп. 1, а. е. 15. Л. 235. [24] ЦВА. Ф. 755, оп. 1, а .е. 13. Л. 33. [25] ЦВА. Ф. 758, оп. 1, а. е. 13. Л. 26. [26] ЦВА. Ф. 756, оп. 1, а. е. 15. Л. 160. [27] ЦВА. Ф. 756, оп. 1, а. е. 15. Л. 173. [28] ЦВА. Ф.756, оп.1, а. е.15. Л.178. [29] ЦВА. Ф. 758, оп. 1, а.е. 44. Л. 265–265. [30] ЦВА. Ф. 755, оп. 1. а. е. 14. Л. 58–58. |
Также в этом разделе
|