Беседа с Силваной Павловой, руководителем воскресной
школы для неслышащих детей при храме святых Кирилла и
Мефодия в Софии (Болгария)
/p>
– Как и везде, в вашей воскресной школе тоже была
рождественская ёлка. Ваши ученики ощутили радость
Рождества Христова?
– Конечно! За неделю до праздника они получили
задание написать рассказ на тему «Как мы отмечаем
Сочельник и Рождество дома». Ученики из второй
группы (15–20 лет) написали прекрасные сочинения, и
я заметила, что, хотя есть смешение поверий и обрядов, все
же в основе – православная христианская символика.
Цель этой домашней работы была именно эта – помочь
отделить языческие обычаи от православных и познакомить
детей со значением символов православной культуры. Они
узнали о том, как весь мир готовится к празднованию
Рождества Господа Иисуса Христа – события,
чрезвычайно важного для нашего спасения. Дети из первой
группы (8–15 лет), все еще живущие в мире
волшебства, воспринимают Рождество Христово как чудо. Мы
хотели усилить это чувство нашей рождественской ёлкой, и
на ней дети «раскрылись» полностью. Они
рассказывали рождественские стихотворения словами и
жестами, подготовили к празднику подарки для гостей, и
сами получили награды – свидетельства о своем
старании, проявленном во время обучения, и пакеты с
подарками. Сейчас уже они знают, что любое усилие,
которому сопутствует молитва, дает свой результат. А разве
может быть большая награда, чем жизнь вечная! Награда,
которая приходит к нам с приходом Господа на землю.
– Насколько мне известно, ваша школа –
единственная воскресная, то есть прицерковная, школа
такого типа. Как появилась идея ее создания и как
относится руководство школы для неслышащих детей к вашей
деятельности?
– Тут я воспользуюсь возможностью поблагодарить
руководство школы: ведь всего после двух наших бесед и за
довольно короткое время мы смогли организовать две группы
для занятий. Было видно, что это люди верующие и желающие
детям только хорошего. Пока это единственная прицерковная
школа такого типа, но я надеюсь, она станет хорошим
примером для других. Истоки этой идеи – в
многовековой традиции Православной Церкви. Обучение в
прицерковных школах поддерживало духовный потенциал народа
столетия назад. В современном мире, многоликом в
культурном отношении, воспитание непреходящих христианских
добродетелей и стремления к самосовершенствованию
исключительно важны для формирования личности.
– Легко ли работать с неслышащими детьми?
– Когда человек хочет поделиться самым сокровенным
– верой, то об этом не говорят как о работе. Мы в
первую очередь христиане…
– Насколько глубоко такие дети могут вникнуть в
религиозные истины?
– Настолько же, насколько и любой человек. До сих
пор им недоставало целенаправленных занятий. В первую
очередь мы должны познакомить их с тем, что происходит в
Церкви и в жизни христианина. Мы используем основной метод
преподавания вероучения – беседу. В связи со
спецификой аудитории лучше всего, чтобы материал был
наглядным. Когда дети рассматривают фотографию или
изображение какого-то церковного предмета, а потом видят
его в храме, они уже знают его значение, и тут
задействуются внутренние чувства. Так поступательно
строится их духовная и нравственная жизнь.
– Вы получаете поддержку откуда-нибудь?
– Самое важное в этом проекте – благословение
Церкви. Через него мы имеем самую важную поддержку. Дальше
все выглядит как стандартный образовательный проект.
Необходимы база, средства, транспорт, техника и т.д. На
начальном этапе проекта, который имел характер
образовательного эксперимента, финансирование
осуществлялось церковным настоятельством при храме святых
Кирилла и Мефодия, настоятелем которого является
протоиерей Александр Георгиев. Наши молитвы были услышаны,
и теперь мы имеем серьезную финансовую и, главное,
моральную поддержку дирекции вероисповеданий при Совете
министров. Мы благодарны всем, кто помогал нам и
поддерживал по мере сил.
– Как относятся представители государственных
учреждений к этой группе молодых людей и их внешкольной
деятельности, которой вы с ними занимаетесь?
– К сожалению, мы живем во время перемен во всех
государственных учреждениях. Основное учреждение, чьими
членами станут эти дети, – Союз глухих Болгарии, и я
с радостью хочу сказать о том, что Союз поддерживает наше
начинание и помогает нам, особенно в переводческой
деятельности. Не могу не назвать имя моей
преподавательницы и единомышленницы Миряны Мошевой,
координатора Национального методического и
консультативного центра по проблемам языка жестов при
Союзе глухих.
– Можно ли считать, что религиозное образование
неслышащих детей предоставляет нашим вероучителям особые
возможности?
– Да, и это было другой моей задачей. Этим проектом
я хотела показать коллегам, что дети очень нуждаются в
них. Они, как вероучители, занимают свое место в системе
воспитания и образования будущего поколения. За мной идут
преподаватели, уже усвоившие язык жестов на двухгодичном
курсе Богословского факультета Софийского университета. Я
знаю, что реализация такого проекта – непростая
задача, но путь уже проложен. Надеюсь, что всеобщими
усилиями он будет расширен. Я с нетерпением жду следующего
учебного года и следующих групп, которые будут учиться у
вероучителей, овладевших языком мимики и жестов.
– Что желают друг другу ваши неслышащие ученики
на Рождественские праздники?
– За прозаичным «Здоровья и счастья» я
вижу их глубокие желания, но они настолько личные, что
было бы некорректно делиться ими. Наивные пожелания этих
детей, как и у всех других, наивны до самой глубокой
мудрости. Для меня самая большая радость – когда они
нетерпеливо расспрашивают меня, придут ли к ним и на
следующей неделе. Сейчас у нас каникулы до 13 января. И
радостно, и грустно видеть их насупленные лица, когда они
мне показывают жестами: «Так нескоро!». Но
когда я убеждаю их, что они не останутся одни в это время,
что мы, христиане, всегда вместе в молитве, они снова
оживают.
– А Вы чего им желаете?
– Желаю им, чтобы эта жажда знаний, которую я в них
вижу, никогда не пропадала. И я молюсь за них как за своих
детей, чтобы из этих хороших ребят получились хорошие
христиане, потому что «их есть Царство
небесное».
Перевод с болгарского Федора Кадайдова специально для
Православие.Ru