Одна из первых кампаний СМИ сразу после
падения коммунистического режима была направлена против
нетрадиционных религиозных обществ и сект, которые в то
время все в большем количестве появлялись в Болгарии. В
начале 1990-х годов эти общества приобретали новых
последователей, потому что имели не только готовые
ответы на все жизненно важные вопросы, но и прекрасно
оформленную религиозную литературу. Они также бесплатно
раздавали Библию на болгарском языке. Тогда же началась
и публичная критика Болгарской Православной Церкви,
которую обвиняли в том, что у нее не хватает воли и
сил, чтобы противостоять «вторжению сект».
Но исторические документы свидетельствуют, что с конца
60-х и особенно на протяжении 70-х годов прошлого столетия
Священный Синод Болгарской Православной Церкви
целенаправленно работал над подготовкой нового издания
Библии, ведь последнее, датированное 1925 годом, к тому
времени давно уже закончилось. При этом сама Церковь для
своей ежедневной деятельности не располагала даже основной
богословской литературой. Усилия высшего духовенства
формально увенчались успехом в 1982 году, но при тогдашних
условиях это издание не могло дойти до своих потенциальных
читателей.
В коммунистической Болгарии Священное Писание было одной
из запрещенных книг. Издание Библии имело для режима
прежде всего символическое значение, поэтому в документах
об этом говорится как о «сложном идеологическом
вопросе», в решении которого принимал участие ряд
государственных учреждений: Центральный комитет БКП,
Комитет по вероисповеданиям, Министерство иностранных дел
и VI управление Комитета государственной безопасности.
В то же время ввоз Библии в страну был неофициально
запрещен, что делало ее объектом, по терминологии Комитета
госбезопасности, «контрабанды литературы». В
изданной в 1984 году пропагандистской книге «Под
прикрытием религии» подробно рассказывается о ряде
случаев срыва «контрабандного» ввоза
религиозной литературы, самый крупный из которых имел
место в 1971 году, когда при попытке ввоза в страну было
конфисковано 4274 экземпляров Библии. Автор этой книги
– Бончо Асенов, в то время являвшийся сотрудником VI
управления КГБ по работе с православным духовенством и
получивший известность в 1990-е годы как автор множества
книг о госбезопасности и деятельности сект в Болгарии.
То, как осуществлялось издание Библии, красноречиво
иллюстрирует характер взаимоотношений Церкви и
государства, показывает, как тоталитарное государство
может лишить реального содержания любую осмысленную идею
Священного Синода, формально не накладывая запрета на ее
реализацию и не используя открытых репрессивных методов.
Этот конкретный случай показателен и как иллюстрация
расстановки сил в Священном Синоде в начале 1970-х годов,
поскольку стал одним из первых испытаний, которым
подвергся избранный в 1971 году не без проблем новый
патриарх Максим.
Издание Библии: положительные и отрицательные
следствия
В политике болгарского коммунистического государства в
1970-е годы едва ли можно найти нечто принципиально
отличающее отношение к Православной Церкви от отношения к
другим религиозным общностям. Однако Православная Церковь
привлекала все же больше внимания, поскольку, представляя
самое крупное вероисповедание в стране, она могла угрожать
идеологии режима, особенно в первой половине 70-х годов,
когда государство испытывало серьезные опасения из-за
возрождения авторитета Церкви. Контролем над этим
процессом были заняты тогдашние председатели Комитета по
вероисповеданиям – недолго занимавший этот пост
Стойко Барымов и заместивший его в 1978 году Любомир
Попов. В исследовании, проведенном в 1974 году, Комитет по
вероисповеданиям делает неожиданное заявление об
усиливающейся финансовой независимости Церкви:
«Православная Церковь в последние годы приняла ряд
мер для улучшения своего финансового положения…
Только в течение последних трех лет в бюджете БПЦ было
зарегистрировано 900 000 левов излишков. Проведенная в
этом году ревизия выявила сознательное сокрытие этих
излишков, целью которого было накопление средств для
нового издания Библии и ведомственного строительства. В
последнее время Синод настойчиво требует разрешения на
новое строительство стоимостью свыше 3 000 000 левов и
издания Библии огромным тиражом».
Идея нового издания Библии появилась еще в 1960-е годы. Ее
продвигал митрополит Варненский и Преславский Иосиф, под
чьим руководством Священный Синод создал комиссию, которая
должна была подготовить современный перевод Библии.
Комиссия закончила работу в 1975 году, когда Синод впервые
запросил официальное разрешение на ее издание. По
признанию председателя Комитета по вероисповеданиям Стойно
Барымова, эта идея не была реализована в 1975 году,
«поскольку Синод изменил под нашим давлением свою
позицию касательно готовящегося текста. Это был более
современный перевод, выполненный под руководством
митрополита Варненского и Преславского Иосифа, сейчас же
подготовлен текст первого издания, но по новым нормам
правописания».
Это была первая уступка Синода. В 1975 году отпадает
вариант подготовки более современного перевода Библии, и
под давлением государства начинает готовиться текст,
переписанный со старого издания 1925 годы, но с
современной орфографией. В документах не упоминаются
мотивы этого требования Комитета по вероисповеданиям, но
очевидно нежелание допустить издание Библии на доступном
языке и недоверие государства к митрополиту Иосифу,
который был избран членом Синода еще до 1944 года.
При этом в том же 1975 году Комитет по вероисповеданиям
начинает зондировать мнение партийного руководства. Это
видно по исключительно интересной докладной записке Стойно
Барымова заведующему отделом пропаганды и агитации ЦК БКП
Стояну Михайлову от 15 апреля 1975 года. Этот документ
определяет политику государства в отношении издания
Библии, поскольку установленные в нем принципы остаются в
силе до 1982 года. Это предложение фактически лишает
смысла идею нового издания Библии, при этом не запрещая
его: «Издание Библии – сложный вопрос в
идеологическом отношении. При его решении надо иметь в
виду возможные последствия, как положительные, так и
отрицательные.
Социологические исследования религиозности в нашей стране
показывают, что она выражается прежде всего в своем
традиционном аспекте. Ее теоретическое обоснование в
сознании верующих постоянно ослабевает. Религиозные книги
читают постоянно только 3,07 % верующих, а время от
времени – 13,68 %».
В документе проводится анализ возможных положительных и
отрицательных последствий издания Библии. Среди
отрицательных факторов ведущим является опасность
повышения интереса к религиозной литературе как среди
верующих, так и в других группах граждан, что
«неблагоприятно отразится на… процессе
преодоления религиозности. Определенные сложности
возникнут в связи со снобистскими увлечениями
интеллигенции, что сейчас является одним из факторов,
определяющих повышенный интерес к деятельности
Церкви».
Несмотря на эти негативные замечания, документ в принципе
поддерживает идею издания Библии. Это предложение дает
толчок к появлению новых тенденций в отношении к Церкви,
которую государство хочет использовать в качестве
доказательства наличия в стране основных гражданских
свобод: «Ожидаемые положительные результаты от
издания Библии связаны, прежде всего, с политическим
вопросом о свободе вероисповедания в нашей стране и нашим
ответом на спекуляции по этому поводу за границей.
Руководителям международных христианских организаций
известно о подготовке нового издания Библии…
Не секрет, что организаторы идеологической диверсии против
нашей страны хотят воспользоваться отсутствием Библии в
продаже, чтобы оправдать посылки религиозной литературы и
беседы на религиозные темы по радио. Имеются сведения, что
на Западе отпечатано 6 миллионов отдельных частей Библии
на болгарском языке, в основном Евангелия, и в данный
момент ведется поиск путей пересылки их к нам».
Наибольший интерес представляет заключение этого
документа, где Комитет предлагает так организовать
издание, чтобы укрепить позиции государства, причем оно не
должно достигнуть своих потенциальных читателей: «С
одной стороны, можно в известной степени сократить
отрицательные результаты, с другой – увеличить
положительные, если правильно маневрировать с организацией
продаж. Можно повысить цену, выпустить небольшой тираж,
примерно 20 000 экземпляров, пустить его в продажу не весь
сразу. Часть тиража могут составить подарочные издания,
которые будут посылаться на Запад и дариться гостям
БПЦ».
В заключение Комитет предлагает ЦК одобрить издание Библии
в количестве 12 000 обыкновенных и 5 000 подарочных
экземпляров. Готов и ответ на вопрос, где взять бумагу для
печати: «Мы могли бы воспользоваться бумагой,
предложенной Объединенными библейскими обществами…
Это не следует расценивать как послабление БПЦ, поскольку
она является членом Всемирного совета Церквей, регулярно
платит членский взнос и активно участвует в его
работе».
Но в 1975 году предложение потонуло в архивах секретариата
ЦК – с его стороны так и не поступило на него
ответа.
«Пока будет этот тираж, а дальше
посмотрим»
Вопрос об издании Библии вновь становится актуальным два
года спустя. 8 января 1977 года глава Министерства
иностранных дел Петр Младенов, в чьем ведении находился
Комитет по вероисповеданиям, внес в Секретариат ЦК новое
предложение, мотивировка которого почти дословно повторяла
доводы, представленные в 1975 году. Разница заключалась в
том, что на этот раз предложение было согласовано и с
отделами пропаганды и агитации, внешней политики и
международных отношений ЦК БКП. Единственным новым
моментом была детальная разработка вопроса тиража и
способа распространения Библии: «Тираж не будет
большим. Будет напечатано 12 000 обычных экземпляров и 5
000 подарочных. Официально можно заявить больший тираж с
целью использования полученной бумаги на другие нужды.
Цену можно сделать высокой, а распространяться Библия
будет под контролем Комитета по церковным вопросам».
И опять предложение пропадает в секретариате ЦК, на этот
раз на год. В конце концов 9 февраля 1978 года секретариат
ЦК БКП принимает решение № 133, в котором говорится:
«Синодальное издательство может издать Библию
тиражом в 12 000 обычных и 5 000 подарочных экземпляров.
Бумагу получить у ВСЦ».
Однако это было не концом, а началом настоящих споров
между Церковью и государством по этому вопросу, поскольку
Синод остался недоволен разрешением напечатать лишь 17 000
экземпляров. Следующий год становится годом сражений между
Синодом и Комитетом по вероисповеданиям, причем Синод и
лично патриарх Максим прикладывают всю административную
мудрость, которой научились за время многолетнего
сосуществования с коммунистическим государством. 19 июля
1978 года Священный Синод излагает Комитету по
вероисповеданиям свои аргументы в пользу значительного
увеличения нового тиража. Кроме того, что предполагаемые
17 000 экземпляров не будут достаточны для
священнослужителей и верующих, Синод приводит в свою
пользу и тот аргумент, что новые издания Библии были
изготовлены Русской и Румынской Православными Церквями,
так что издание в Болгарии не будет прецедентом среди
социалистических стран. Синод завершает свое обращение
конкретной просьбой: «Просим разрешить печать Библии
тиражом 100 000 экземпляров на основе выпуска 1925 года,
причем 1 000 экземпляров будут художественно оформлены как
подарочные для представительских целей».
Комитет по вероисповеданиям официально ответил только 8
декабря 1978 года, уведомив Синод, что «считает
целесообразным издание Библии в количестве 12 000 обычных
и 5 000 подарочных экземпляров».
Однако спустя лишь 20 дней Комитет изменил свою позицию:
28 декабря 1978 года Любомир Попов посылает члену
политбюро и секретарю ЦК БКП Александру Лилову письмо, в
котором предлагает «увеличить тираж – обычное
издание до 20 тысяч и подарочное до 7 тысяч, в целом до 27
тысяч». 30 декабря Александр Лилов ставит на
предложении резолюцию «согласен».
В чем причина изменения позиции Комитета по
вероисповеданиям? Ответ мы находим в «Справке о
некоторых вопросах работы с Болгарской Православной
Церковью» от 26 декабря 1978 года. Поводом к ее
написанию послужило «предложение тов. Тодора Живкова
принять для беседы патриарха Максима после посещения США
церковной делегацией». Среди нерешенных вопросов в
ней указана и проблема тиража Библии, причем приводятся
аргументы патриарха Максима в пользу большего тиража:
«Патриарх поставил вопрос об увеличении тиража до 30
000. Он мотивирует это тем, что изданием будут
пользоваться и другие христианские конфессии –
католики и протестанты, которые уже обратились к нему по
этому поводу. Он подчеркивает и то обстоятельство, что
Библия не издавалась 53 года и что после того как он
объявил разрешенный к печати тираж Синоду, то подвергся
критике со стороны митрополитов, в частности Иосифа
Варненского.
Патриарх заявил председателю Комитета, что обратится с
этим вопросом к тов. Тодору Живкову.
МИД имеет отрицательное мнение по поводу требования
патриарха».
Позиция Министерства иностранных дел и Комитета
госбезопасности ясна из стенографического протокола
проведенного 16 декабря 1978 года совещания Комитета по
вероисповеданиям. Кроме представителей этого комитета,
Славянского комитета и Министерства иностранных дел, в
заседании принял участие и сотрудник VI управления ГБ и
его будущий начальник Антон Мусаков, который занимался и
делами православного духовенства. Основной темой совещания
была судьба болгарских епархий в США и Канаде, однако под
конец Л. Попов поднял вопрос об издании Библии:
«Вчера приходил патриарх. В Синоде сильно критикуют
тираж Библии. Он говорит: “Я в затруднительном
положении…” Я бы хотел, чтобы высказался тов.
Мусаков…».
Ответ Мусакова многозначителен и показателен как
иллюстрация отношения представителей режима к патриарху:
«В случае с Библией всегда будет недовольство. Мне
кажется, что Максим использует точку зрения Иосифа, чтобы
выразить свое собственное мнение. Так что это не только
мнение Иосифа, но и Максима. Я считаю, что мы не должны
делать уступки. И не только потому, что готовое решение
уже есть. Мы скажем им так: “Пока будет этот тираж,
а дальше посмотрим”».
В конце концов председатель Комитета по вероисповеданиям
под угрозой рассмотрения вопроса более высокими
инстанциями все же увеличивает тираж до 27 000
экземпляров. Поэтому в справке о подготовке встречи
патриарха Максима с Тодором Живковым от 19 января 1979
года вопрос об издании Библии перенесен в графу
«Поставленные и решенные вопросы».
К концу 1979 года уже определены и технические вопросы
издания Библии: будет использована бумага, подаренная
Объединенными библейскими обществами, объем ее составит 65
тонн, а печататься Библия будет на полиграфическом
комбинате им. Георгия Димитрова.
Однако лишь на первый взгляд эти события можно расценить
как победу Синода над тоталитарным режимом. Высший клир
едва ли подозревал, что у него не будет контроля ни над
ценой, ни над распространением Библии. Эти вопросы
решались исключительно Комитетом по вероисповеданиям,
причем ставилось целью, чтобы в Болгарии издание было
полулегальным, а за рубежом использовалось в
пропагандистских целях. Намерения Комитета видны по его
переписке в 1982 году с отделом пропаганды и агитации ЦК
БКП. В августе 1982 года Комитет информирует ЦК, что
предстоит выход в продажу нового издания Библии, цена
которого составит 20 левов для обычного издания и 25 для
подарочного. В начале документа создается ложное
представление о том, что речь действительно идет о
свободной продаже, хоть и по достаточно высокой для начала
1980-х годов цене. Но следующие строчки говорят об ином:
«Предлагаем не пускать Библию в свободную продажу в
книжных магазинах, а распространить по митрополиям, через
священников 7 000 экземпляров из обычного издания. 1 000
экземпляров предоставить Католической и Протестантским
Церквям после согласования с Комитетом количества
экземпляров для каждой из отдельных Церквей. 1 000
экземпляров предоставить Синоду БПЦ для продажи по
спискам, составленным Комитетом. Этими экземплярами будут
удовлетворены потребности Болгарской академии наук,
деятелей науки и культуры, публицистов, общественных
деятелей и др. Остальные 11 000 экземпляров останутся на
складе под контролем с целью использования в будущем, при
условии согласования с Комитетом.
Подарочное издание не будет пущено в продажу ни по каким
каналам. Оно будет использоваться для подарков от
патриарха и митрополитов при посещениях делегаций. Каждому
митрополиту выдать 50 экземпляров.
3 000 экземпляров будут предоставлены ВТО
“Хемус” для продажи за границей.
“Хемус” будет осуществлять продажи через
священников и церковные общины БПЦ за рубежом, в том числе
через общины Болгарской епархии Американской Православной
Церкви».
К этому документу приложена справка о том, как
устанавливалась цена издания, в которой имеется следующий
курьез: «Несмотря на то, что бумага получена
бесплатно из-за границы, является целесообразным
подсчитать ее стоимость».
Еще более комично звучит заявление отдела пропаганды и
агитации ЦК, подписанное тогдашним заведующим отделом
Лазаром Причкаповым. Отдел одобряет предложенный способ
распространения, но делает такое добавление:
«Комитет по вопросам БПЦ и религиозных культов
должен получить от издательства Синода и предоставить
Комитету печати 53 экземпляра Библии для номенклатурных
кадров в установленном порядке».
В архиве Комитета по вероисповеданиям сохранились
поименные рукописные списки конкретных людей и институтов,
которые подали официальную заявку и получили по экземпляру
Библии. Среди получателей – престижная гимназия и
популярный в то время посол Болгарии. По этим спискам
можно заключить, что в начале 1980-х годов считалось
престижным иметь в своей библиотеке экземпляр нового
издания Библии, это было признаком близости к правящим
кругам. В конечном счете издание Библии в 1982 году в
гораздо большей степени удовлетворяет стремлению
государства продемонстрировать известное свободомыслие,
чем решить проблему недостатка религиозной литературы, на
чем настаивала Церковь.
Описанный случай с изданием Библии в 1982 году – это
только один из многочисленных примеров конфликтов между
Священным Синодом БПЦ и Комитетом по вероисповеданиям в
коммунистической Болгарии; в то же время это
доказательство бессилия Церкви проводить активную политику
по какому бы то ни было вопросу. В конце 70-х и начале
80-х годов прошлого века коммунистический режим
представлял собой уже хорошо отлаженный механизм, который
мог не через явные репрессии, а через административные
препятствия не допустить реализации любого проекта, не
вписывавшегося в идею строительства
«социалистического общества». Что касается
Библии, то при таком ограниченном тираже и избирательном
методе распространения она оставалась основным объектом
«контрабанды литературы» и в 80-е годы XX-го
века, а недостаток религиозной литературы и культуры сразу
же после падения коммунизма превратили болгарское общество
в плодотворную среду для развития всяческих нетрадиционных
вероисповеданий. В масштабах этого вторжения не стоит,
однако, обвинять только высшее духовенство Православной
Церкви. Ответственность за это несут и люди и институты,
которые в коммунистические годы систематически мешали
Православной Церкви распространять главную книгу каждого
христианина – Священное Писание.
Перевод с болгарского Федора Калайдова/ Специально для
Православие.Ru