Элладская

Десятилетие Христодула

/p>

Кончина главы официальной Элладской Православной Церкви Архиепископа Христодула, которая последовала в Афинах 28 января в начале 6-го утра, не стала полной неожиданностью для православного мира, уже почти год наблюдавшего за развитием тяжелой болезни предстоятеля одной из крупнейших Церквей в режиме максимальной информационной открытости, на которой всегда настаивал покойный первоиерарх. Однако кончина Архиепископа Афинского, независимо от того, была ли она прогнозируемой или скоропостижной, - большой удар по сложившемуся в православном мире "статус кво". Тем более если речь идет о столь неординарном и ярком Архиепископе Афинском, каким был Христодул (Параскеваидис).

Греческая Республика - крупнейшая страна мира, где Православная Церковь, согласно Конституции, является государственной, а ее глава не только церковный первоиерарх, но и один из высших должностных лиц государства. Вместе с тем, Греческая Республика - первая православная страна, вступившая в Европейский Союз, разделив тем самым его базовые принципы и ценности. Это, если угодно, западная православная страна, которой ценой известного социально-идеологического компромисса удается сочетать принадлежность к западному политическому миру с традиционной верностью восточным духовно-культурным ценностям. Впрочем, в самой Греции так считают далеко не все православные. Даже внутри официальной Элладской Церкви обычным делом является критика священноначалия в "предательстве православия", а существование массового старостильного движения, в которое так или иначе вовлечено до четверти греческого населения, представители "официального православия" даже в далеких от Греции странах называют "серьезным вызовом всеправославному единству".

Не удивительно, что в стране, где православие столь политизировано, вступление на престол нового Архиепископа, состоявшееся почти десять лет назад, сопровождалось скандалами. В адрес Христодула, считавшегося весьма молодым по греческим иерархическим меркам, сначала посыпались обвинения в модернизме (он призывал к развитию и расширению форм "молодежного служения" в православной Церкви), а вскоре они сменились на негодование либеральной прессы в связи с его "махровыми заявлениями" против "секулярных европейских ценностей", глобализации и даже святого святых "официального православия" - экуменизма. Более напряженными стали при Христодуле отношения с "главным западным партнером" православных греков всех стран - Ватиканом. Хотя визит Папы Иоанна Павла II в Афины в 2001 году благополучно состоялся, а спустя пять лет Христодул приветствовал нового понтифика в Риме. Тем не менее, некоторая дистанция и холодок в отношениях Элладской Церкви с Ватиканом чувствовались на протяжении всего "десятилетия Христодула", когда инициатива представительства греческой традиции перед лицом католического мира была безусловно перехвачена Константинополем.

Обострение отношений с последним - пожалуй, главный и самый болезненный внешнеполитический сюжет церковной политики покойного Архиепископа. С первых же дней его правления обострился застаревший спор о пределах юрисдикции Афин над епархиями Новых территорий, находящимися на греческой земле и, соответственно, подпадающими под действие ее Конституции (где, напомним, Церковь не отделена от государства), но формально остающимися в Константинопольском патриархате и никогда никаких "отпускных грамот" от него не получавшими. Нарушая многолетнюю практику, Архиепископ Христодул стал делать важные назначения в этих епархиях без согласования с Патриархом Варфоломеем. Со своей стороны, тот стал обвинять Христодула в разного рода вторжениях на свою территорию - в том числе, через развитие контактов с греческой диаспорой в Америке и Западной Европе, организацию всеправославных конкурсов, фестивалей, объединений и т.д. Определенные основания для таких обвинений были - действительно, Архиепископ Христодул не раз высказывался в том духе, что греки диаспоры многими духовными и культурными нитями связаны со своей родиной, которой они по-прежнему дороги как ее сыны и дочери, - то есть с Грецией и греческой Церковью. Между Афинской архиепископией и Вселенской патриархией завязалась даже своеобразная историософская дискуссия о правах на византийское наследство, на "символический капитал" греческого православия, о реальном и номинальном первенстве в православном мире.

И в рамках этой дискуссии позиции Архиепископа Христодула начали все чаще пересекаться с позициями Московской Патриархии, которая, как известно, является главным оппонентом Константинополя в православном мире как минимум последние лет 50. После визита Архиепископа в Москву, где он поддержал позицию РПЦ МП по самым болезненным спорным вопросам (юрисдикция над диаспорой, судьба Украинской Православной Церкви, незыблемость "канонических территорий"), все чаще в российской церковной печати стали появляться утверждения, что Христодул - самый главный стратегический союзник Москвы в православном мире. Окончательно утвердилась эта репутация после того, как Христодул в довольно резких выражениях осудил принятие Константинополем в свою юрисдикцию управлявшего Сурожской епархией РПЦ МП епископа Василия (Осборна). Конечно, в активе Москвы есть еще Сербская Патриархия, но та движется в фарватере московской церковной политики скорее вынужденно, в знак признательности за поддержку в "косовском" и "македонском" вопросах. Но Элладская Церковь пошла на союз с Москвой бескорыстно, будучи крупной и вполне самостоятельной, принадлежа не к славянской, а к греческой православной традиции и находясь, так сказать, на переднем краю соприкосновения с интересами Константинопольского Патриархата. Премия Международного фонда единства православных народов, которую заочно вручил Архиепископу Христодулу за неделю до его смерти Патриарх Алексий II, стала ярким символом и зримым выражением признательности Москвы за поддержку ее позиций в православном мире.

Но, справедливости ради, надо признать, что греческое общественное мнение, особенно в среде политической элиты, от которой будет зависеть избрание нового Архиепископа Афинского, далеко не во всем разделяло симпатии почившего первоиерарха к Москве. Учитывая это, а также характерный для смены Архиепископов Афинских "закон маятника", можно предположить, что новый глава Элладской Церкви вновь повернется "лицом на Запад", то есть признает обоснованными и созвучными собственным интересам поползновения Константинополя, направленные на "восстановление исторических границ" Московского Патриархата. Вполне естественно, что именно в Москве с особым чувством поют в эти дни "вечную память" Архиепископу Христодулу.

В Греции почивший первоиерарх тоже был популярен и любим многими. Его ценили за нарочитый демократизм, предельную информационную открытость, обращенность к молодежи. "Просвещенный" консерватизм Христодула импонировал даже многим старостильникам. Так что хотя в целом церковно-политический расклад в Греции при почившем Архиепископе не изменился, но его собственный образ останется в памяти паствы образом радости и открытости.

Стефан Макаридис

1 февраля 2008 года

Трансляция в формате RSS 2.0