Ёлладска€

ѕослание —в€щенного —инода Ёлладской ѕравославной ÷еркви митрополиту ѕергамскому »оанну («изиуласу), сопредседателю —мешанной комиссии по богословскому диалогу между ѕравославной ÷ерковью и –имско- атолической ÷ерковью

≈го ѕреосв€щенству митрополиту ѕергамскому »оанну

ѕрот. є 3512

јфины, 8 окт€бр€ 2007 года.

ѕреосв€щенный во ’ристе брат,
вслед за публикацией документа Ђќтветы на вопросы, касающиес€ определенных взгл€дов на учение о ÷ерквиї, подписанного лично ѕапой –имским 29 июн€ 2007 года, после доклада —инодальной  омиссии по межправославным и межхристианским св€з€м касательно определенных экклесиологических положений вышеуказанного текста —в€щенный —инод Ёлладской ÷еркви на своем заседании 5 окт€бр€ сего года решил обратитьс€ к ¬ашему ¬ысокопреосв€щенству как сопредседателю —мешанной комиссии по богословскому диалогу между ѕравославной ÷ерковью и –имско- атолической ÷ерковью, с тем чтобы обозначить определенную настороженность в отношении экклесиологических взгл€дов вышеуказанного документа.

¬ Ђќтветахї говоритс€ следующее:

1. ≈динственной истинной ÷ерковью, сохран€ющей подлинные элементы, которые установил ’ристос дл€ ÷еркви, €вл€етс€ Ђ атолическа€ ÷ерковьї, она и есть действительна€ и видима€ ÷ерковь в истории, которую основал на земле ’ристос. Ђ атолическа€ ÷ерковьї - есть одна и единственна€ ÷ерковь.

2. Ђ атолическа€ ÷ерковьї пребывает в той ÷еркви, котора€ управл€етс€ преемником ѕетра и епископами, наход€щимис€ в общении с ним.

3. »з Ђэкклесиологической исключительностиї, ведущей и к Ђцерковной оценкеї всех прочих Ђ÷ерквейї как таковых, епископы которых не пребывают в общении с преемником ѕетра, следует, что эти ÷еркви Ђэкклесиологически ущербныї.  роме того, определенные Ђќтветыї дерзают характеризовать эти ÷еркви как Ђчастные или поместныеї, хот€ и признают действительность их “аинств и апостольское преемство.

4. ¬ыражение Ђпребывать вЕї, которое в Ђќтветахї считаетс€ по смыслу сильнее выражени€ Ђестьї, с одной стороны, означает полное отождествление ÷еркви ’ристовой с Ђ атолической ÷ерковьюї в истории, а с другой Ц уникальность Ђ атолической ÷ерквиї. “о есть в Ђ атолической ÷ерквиї всегда присутствуют те элементы, которые соделывают ее в истории Ђобществом духовным и видимымї, а исключительным условием этого общени€ €вл€етс€ св€зь преемника ѕетра с епископами этой ÷еркви, в то врем€ как в прочих Ђ÷ерквахї признаетс€ простое наличие лишь отдельных элементов церковности.

5. Ђќбщение епископов с преемником ѕетраї €вл€етс€ существенной предпосылкой, посредством которой устанавливаютс€ границы всех других церковных структур и описываютс€ внутренние принципы и правила, как дл€ каждой Ђотдельнойї ÷еркви, так и дл€ Ђ атолической ÷ерквиї. ќтсутствие этого общени€ составл€ет преп€тствие к тому, чтобы люба€ Ђ÷ерковьї в истории по€вл€лась как ÷ерковь. Ётот принцип лежит в основе понимани€ и самой Ђсоборностиї ÷еркви.

—в€щенный —инод Ёлладской ÷еркви выразил свою позицию в отношении экклесиологических ссылок Ђќтветовї:

1. ќни непоследовательны относительно официальных и общих текстов —мешанной комиссии по богословскому диалогу между ѕравославной ÷ерковью и –имско- атолической ÷ерковью, документа, прин€того в Ќовом ¬алааме (1988), а также обсуждаемых текстов: московского (1990), белградского (2006) и римского (2007).

2. ќт –имско- атолической ÷еркви требуетс€ дальнейший богословский анализ термина Ђ атолическа€ ÷ерковьї, в частности определение его богословского содержани€ в св€зи с первенством –имского епископа как Ђѕатриарха «ападаї. ¬ противном случае непоследовательность и неточность в дальнейшем создадут проблемы в ходе богословского диалога, как это уже было в прошлом с аналогичными вопросами (Ѕаламандское соглашение).

3. ≈динственный богословский подход к выражению Ђ атолическа€ ÷ерковьї Ц это путь богословского диалога, участие в котором не должно повлечь за собой признание выраженной в Ђќтветахї теории о недостаточной экклесиологии, экклесиологической исключительности и уникальности.

¬ силу вышеперечисленных причин —в€щенный —инод считает, что –имско- атолическа€ ÷ерковь должна про€снить вышеуказанные богословские выражени€ до завершени€ богословского анализа исследуемого текста.

—ообща€ это ¬ашему ¬ысокопреосв€щенству как православному председателю —мешанной комиссии по богословскому диалогу между ѕравославной ÷ерковью и –имско- атолической ÷ерковью, просим, чтобы ¬ы уведомили участвующие в диалоге делегации ѕоместных ѕравославных јвтокефальных ÷ерквей о настороженности —в€тейшей Ёлладской ÷еркви в отношении указанного документа и поставили в известность об этом также представителей –имско- атолической ÷еркви на предсто€щих в –авенне заседани€х —мешанной комиссии, на которых будут обсуждатьс€ экклесиологические вопросы.

«а сим, лобыза€ о √осподе ¬аше ¬ысокопреосв€щенство, пребываем с любовью.

¬ отсутствие Ѕлаженнейшего ѕредседател€,

ћитрополит Ќовокринийский и  аламарийский ѕрокопий, председатель —в€щенного —инода,
√енеральный —екретарь архимандрит  ирилл (ћисиакулис).

Ѕогослов.Ru

3 июн€ 2008 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0