Ѕолгарска€

ѕатриарший монастырь —в€той “роицы

(Ўишманов монастырь)

Ўишманов монастырь. ‘ото ‘. алайдов
Ўишманов монастырь. ‘ото ‘. алайдов
/p>

ћонастырь —в€той “роицы расположен на “ырновской возвышенности, в предгорь€х Ѕалканского хребта, на узкой продолговатой террасе под величественным скалистым венцом живописного ƒервентского перевала, на правой стороне р. янтра. ќн находитс€ в 6 км к северу от ¬елико “ырново, в 1,5 км к югу от с. —амоводене и в 240 км к востоку от —офии.

ѕо мнению одних исследователей, св€та€ обитель была основана епископом √еоргием и его сыном  алином в XI веке (в 1070 году) в период византийского владычества. ќб этом свидетельствует надпись, найденна€ при строительстве новой церкви во врем€ повторной отстройки монастыр€ в 1847 году. Ќадпись сохранилась до наших дней. ќна гласит: Ђ÷ерковь —в€той “роицы построена в 6578 (1070) году в 27-й день €нвар€ епископом √еоргием ѕриложником и сыном его  алиномї. ѕредполагаетс€, что стара€ церковь была частью большого оборонительного сооружени€ на пути, проход€щем через ƒервентский перевал и достигающем холма “рапезица в “ырново.

ѕо другой версии, обитель была основана в XIV веке после ѕервого “ырновского ÷ерковного —обора 1350 года.

ѕо третьей версии, котора€ считаетс€ наиболее авторитетной, монастырь основан несколько позднее, а именно в 1368 году, когда св€той ‘еодосий “ырновский оставил  илифаревскую обитель и удалилс€ в пещеру, наход€щуюс€ на рассто€нии около километра от старого —в€то-“роицкого монастыр€ и в 150Ц200 метрах от сегодн€шней обители. ¬ скором времени вокруг св€того подвижника собралось много отшельников, создавших большую монашескую общину. „ерез некоторое врем€ сюда прибыл и будущий патриарх ≈вфимий, который, облада€ исключительными способност€ми, знани€ми и умени€ми, вз€л на себ€ брем€ управлени€ духовным сообществом, а после смерти св€того ‘еодоси€ был избран и его игуменом. ¬еро€тнее всего, монастырь был построен по инициативе патриарха ≈вфими€ и при активной помощи цар€ »вана Ўишмана, что и обусловило его название Ц ѕатриарший, или Ўишманов, монастырь. ‘еодосиева пещера сохранилась до наших дней. ¬ход в нее находитс€ на высоте п€ти метров над землей. ¬ойти в пещеру в наши дни можно, веро€тно, так же, как и во времена св€того ‘еодоси€, Ц по веревочной лестнице.  ак утверждают спелеологи из студенческого клуба ¬еликотырновского университета, в ней до сих пор можно увидеть следы высеченного в скале иконостаса с крестом над ним. Ќеподалеку от этой пещеры есть еще одна, большего размера, в которой могут поместитьс€ до 50Ц60 человек. “акого рода пещеры служили убежищем дл€ монахов, защища€ их от разбойников, нападавших на монастырь, и входы в них закрывались т€желыми каменными воротами.

Ђ≈вфимиева пещера Ц это одна из самых замечательных не столько в природном, сколько в историческом отношении пещер в регионе ¬елико “ырново, да и во всей Ѕолгарии. ѕри этом она неизвестна в достаточной степени ни широкой публике, ни спелеологам. ¬озможно, причиной тому Ц ее труднодоступность. ѕещера находитс€ в непосредственной близости от северного (заднего) входа в ѕатриарший монастырь —в€той “роицы р€дом с ¬елико “ырново. ’орошо различимый треугольный вход в пещеру находитс€ почти в центре цепи отвесных скал, он немного повернут к северо-западу и располагаетс€ на высоте около 20 метров, причем к нему ведет хорошо оформленный, но заросший и небезопасный кулуар (ложбина в склоне, направленна€ вниз по линии тока воды. Ц ‘. .). ѕещера €вл€етс€ самой северной из трех сходных по местоположению и происхождению пещер, наход€щихс€ над хоз€йственным двором монастыр€. ќна представл€ет собой частично влажную, двухэтажную, наклоненную на +3 м пещеру диаклазного происхождени€. ¬печатл€ет, что в народном сознании сохран€лась пам€ть об этой пещере, так как на прот€жении вот уже многих веков передаетс€ предание о жизни в ней св€того ‘еодоси€ “ырновского, а потом и его ученика, св€того ≈вфими€ “ырновского (об этом см. Ђјрхеологические и исторические заметкиї ¬асила Ѕерона, Ђ“ырновскую хроникуї академика »вана –адева и др.). ¬ результате экспедиций 1980-х годов, предприн€тых студентами-историками ¬еликотырновского университета, подтвердились рассказы о пещере и было локализовано ее местонахождение. ћонахи монастыр€ —в€той “роицы с уверенностью говорили, что именно в этой пещере обитал св€той ≈вфимий “ырновский, прежде чем стать Ѕолгарским патриархом. ќтсюда и название пещеры. ≈вфимиева пещера стоит в одном р€ду с такими болгарскими св€тын€ми, как пещера св€того »оанна –ыльского около –ыльского монастыр€. ѕещера впервые была открыта и нанесена на карту членами ѕ  Ђƒервентї при “ƒ Ђјкадемикї в июне 1978 года. ѕо инициативе “ƒ Ђјкадемикї, к 2006 году предполагаетс€ реализовать проект по ознакомлению посетителей монастыр€ с этой исторической достопримечательностьюї (≈вгений  оев. ѕ  Ђƒервентї при “ƒ Ђјкадемик-¬“”ї. ¬. “ырново, 2005).

Ѕолгарские цари »ван јлександр и »ван Ўишман были частыми гост€ми монастыр€, провод€ здесь врем€ в отдыхе и беседах со св€тыми ‘еодосием и ≈вфимием, а обитель стала вторым, после  илифаревского монастыр€, центром “ырновской книжной школы. «десь было создано „етвероевангелие цар€ »вана јлександра (так называемое Ћондонское ≈вангелие), хран€щеес€ сейчас в Ѕританской библиотеке. ќно было переписано в 1355Ц1356 годах монахом —имеоном дл€ болгарского цар€ »вана јлександра. Ђ—лава —в€той “роице,  отора€ есть восхваление нашего Ѕога, исполн€ющего вс€кое доброе начинание, творимое во им€ ≈го, потому что от Ќего происходит все, вс€кое начало и вс€кий конец. Ќаписан был этот животвор€щий источник новой благодати пресладкого учени€ ’ристова и ≈го божественных учеников апостолов, названный „етвероевангелие, не ради внешней красоты и €рких цветов, золота, льна или драгоценных камней и бриллиантов украшени€, но ради св€щенного слова, что внутриЕї Ётими словами монах-переписчик —имеон начинает свою приписку, то есть свое личное послание читателю этой книги Ц царю »вану јлександру, дл€ которого была изготовлена эта богато иллюстрированна€ рукопись. ¬ прологе, восхвалив —в€тую “роицу, переписчик дает указани€ относительно места, где был составлен этот документ, Ц это монастырь —в€той “роицы около “ырново. „етвероевангелие цар€ »вана јлександра имеет большой формат и написано так называемым представительным, то есть уставным, письмом “ырновской книжной школы.

Ћичные качества св€того ≈вфими€ как духовного пастыр€ и его огромные познани€ в скором времени воздвигают его на патриарший престол Ц это произошло в 1375 году. ∆изненный путь последнего высокообразованного “ырновского патриарха замечателен. ќн активно занимаетс€ духовно-административной и литературной де€тельностью. ќн инициирует и осуществл€ет важную реформу правописани€ и €зыка, подвергает ревизии старые переводы, сравнива€ их с греческими оригиналами, и создает новые переводы богослужебных и богословских книг. Ѕольшое внимание точности перевода он удел€ет потому, что считает: ошибки привод€т к еретическим заблуждени€м. Ћитературное наследие св€тител€ ≈вфими€ богато и разнообразно: это жити€ св€тых, похвальные слова, послани€ и прочие сочинени€. ѕосле падени€ “ырново под натиском турецких войск 17 июл€ 1393 года Ѕолгарский патриарх был отправлен в заточение в Ѕачковский монастырь, где, как предполагаетс€, он находилс€ в 1402Ц1404 годах. ќколо 1416 года “ырновска€ ѕатриархи€ была подчинена  онстантинопольской.

ѕредание гласит, что в скалах над ѕатриаршим монастырем —в€той “роицы спр€тана известна€ средневекова€ “ырновска€ библиотека. ¬ пещеру, наход€щуюс€ высоко в скалах, были перенесены книги и монастырские ценности после того, как болгарска€ столица была захвачена турецкими завоевател€ми. ¬ход в нее заделан колотым камнем и замазан штукатуркой. ѕещеру невозможно найти, если не знать тайного знака, высеченного в скале.

ѕосле того как Ѕолгари€ попала под иго османов, монастырь пришел в упадок. Ќо с XV по XIX век обители покровительствовали румынские и молдавские воеводы, о чем свидетельствуют сохранившиес€ дарственные грамоты. ѕри реставрации храма в 1847 году монахи нашли в одной из стен жест€ную коробочку. ¬ ней были обнаружены четыре хрисовула (грамоты) от румынских воевод »вана и —тефана  антакузина (1715), происход€щих от  антакузинов, бо€р из с. јрбанаси, а также от воевод »вана јлександра √ики (1748), »вана »псиланти (1776) и »вана  онстантина (1803). ¬ хрисовуле  антакузина упоминаютс€ грамоты, выданные ранее воеводами Ўирбеем и –адулом, ћатвеем Ѕесарабином и  онстантином Ѕранковичем из јрбанаси. ¬ этом хрисовуле сообщаетс€, что монастырь был основан царем »ваном Ўишманом. Ёто участие румынских воевод в восстановлении монастыр€ на южной стороне ƒуна€ и их дары навод€т на мысль, что они продолжали считать себ€ преемниками болгарских бо€р и воевод. ¬ 1803 году во врем€ м€тежей разбойников в тех кра€х монастырь был разграблен, а в 1812 году его постигает новое бедствие Ц эпидеми€ чумы, после чего он оказываетс€ заброшенным.

ƒуховна€ обитель восстанавливаетс€ в 1847 году, благодар€ средствам, пожертвовани€м и труду местного населени€, но на рассто€нии одного километра к югу от старого монастыр€. Ќова€ церковь построена мастером  олю ‘ичето, иконы на иконостасе написаны «ахарием ’ристовичем «ографом из —амокова, он расписал церковь и с внешней стороны. Ќа личные средства моего прадедушки, ’аджи јнгела ћиновского из с. —ергювец (в насто€щее врем€ Ц ѕервомайци ≤≤), была восстановлена и дорога из “ырново Ц до тех пор до монастыр€ можно было добратьс€ только из с. —амоводене или через переправу на р. янтра до дамбы старой вод€ной мельницы под монастырем. ¬ 1913 году большое землетр€сение у г. √орноор€ховица разрушило церковь Ц сокровище болгарской культуры, архитектуры и духовности Ц и жилые постройки. ”целело несколько больших алтарных икон, написанных «ахарием «ографом Ц Ѕогородицы, ’риста ¬седержител€, »оанна  рестител€, а также —в€та€ “роица, подписанна€  осто ѕенювым, и прекрасна€ икона архангела ћихаила 1663 года. Ѕыла спасена часть церковной утвари. ѕредполагаетс€, что  осто ѕенюв был местным учителем в с. јрбанаси.

¬ своем нынешнем виде монастырь был восстановлен в 1927 году, а жилые постройки были возведены в период с 1946 по 1948 годы.

’рамова€ икона, как это часто бывает в окрестност€х “ырново, расположена не около иконы Ѕожией ћатери слева от царских врат, а справа от »исуса ’риста. ќбраз —в€той “роицы особенно впечатл€ет своей композицией. Ќа иконе изображены Ѕог-ќтец, Ѕог-—ын и Ѕог-ƒух —в€той в небесах, а под ними Ѕогородица, ступающа€ на землю, и на Ќее надевают царскую корону. –€дом с этим образом находитс€ икона »оанна  рестител€, перемещенна€ на одно место к югу. —лева от образа Ѕогородицы находитс€ икона св€того јфанаси€, а р€дом с ним Ц икона св€тител€ Ќикола€, ћирликийского чудотворца, место которой почти во всех храмах в районе “ырново находитс€ в самой северной части иконостаса.

÷ерковь вновь отстроена на фундаменте старого храма 1847 года по старой фотографии и сохранившимс€ чертежам  олю ‘ичето. ќб этом свидетельствует надпись, высеченна€ на внутренней стороне западного входа, котора€ гласит: Ђќбновлена от основанной в лето ’ристово 1847, 9 апрел€; мастер Ќикола …ованович из села ƒр€нової. ’рам —в€той “роицы имеет крестообразную форму, три купола, крытый четырехколонный арочный притвор и два входа Ц западный и южный. ¬ притворе находитс€ колокольн€ обители, состо€ща€ из нескольких колоколов различной величины и вис€щего клепала. ѕодземна€ часовн€ –ождества ’ристова, расположенна€ под передней четырехколонной аркадой крытого притвора, напоминает подобные строени€ вышеупом€нутого болгарского зодчего. ƒобавленные к церкви три купола придают ей еще большую монументальность. ‘асад украшают слепые арки, оформленные красным кирпичом, напоминающие этим средневековые несебрские церкви.

¬ алтарной части храма и в притворе наход€тс€ римские пам€тники с надпис€ми из г. Ќикополис-ад-»струм. ѕрестолом в церкви служит €зыческий жертвенный камень, перевезенный из этого древнеримского города. Ќадпись на нем гласит: Ђ«евсу ќлимпийскому, √ере и јфине, за победу и благоденствие императора ÷езар€ “. Ёлий јдриан јнтонинЕ ї ¬ основании одной из церковных колонн при колокольне лежит римский камень, привезенный из тырновского села ’отница. Ќекогда он сто€л на границе двух римских провинций Ц ћизии и ‘ракии Ц при императоре јдриане (117Ц133). Ќа камне можно прочесть следующую надпись: Ђѕо приказу императора цезар€ јдриана, сына божественного “ра€на ѕарто€нского, внука божественной Ќервы, отца отечества, верховного жреца с трибунской властью, “. –уфин установил границы между ћизией и ‘ракиейї.

’рам при монастыре и по сей день стоит в побелке, никто не вз€лс€ его расписать после «ахари€ «ографа, на нем лишь несколько новых фресок, противоречащих церковному канону. ¬ насто€щее врем€ не хватает средств дл€ полной и соответствующей канону росписи этой замечательной церкви.

—права от храма белеет часовн€, отреставрированна€ на средства известного тырновского издател€, с красивой резьбой по дереву, цветной живописью по стеклу и новыми фресками, среди которых центральное место занимает образ »исуса ’риста. ћежду церковью и часовней »исуса ’риста (восстановленной усили€ми тырновского издател€) расположена могила с мощами митрополита »осифа “ырновского (1070Ц1918) Ц Ђначальника военного духовенства во врем€ ≈вропейской войныї. Ќа севере наход€тс€ хоз€йственные постройки, а на юго-востоке Ц вход на территорию комплекса.

¬ западной части двора расположены монастырские постройки, а также часовн€ св€того ≈вфими€ “ырновского. —права от монастырского входа есть колодец, украшенный куполом, на котором изображены шестикрылые серафимы. Ќедалеко от монастыр€ у р. янтра находитс€ Ўишманов колодец (согласно легенде, царь »ван Ўишман заложил тут источник), а к востоку от монастыр€ Ц Ђћедвежий колодецї. — противоположной стороны от обители у перевала ƒервент под отвесными скалами располагаетс€ ѕреображенский монастырь.

ѕатриарший монастырь —в€той “роицы до 1946 года официально был мужским, но полностью обезлюдевшим. “огда “ырновский митрополит —офроний возложил на брата —евастиана из ѕреображенского монастыр€ (позднее возведен в сан архимандрита, преставилс€ на 82-м году жизни в марте 2008 года) ответственность за хоз€йство в заброшенном монастыре —в€той “роицы. — 1948 года монастырь официально становитс€ женским, и поначалу монахини живут в старых приземистых хоз€йственных постройках. ќтец —евастиан (родилс€ в с. ћалки ѕреславец “утраканской области 26 июл€ 1925 года) прин€л активное участие в восстановлении зданий нового, теперь женского, монастыр€, обновил его хоз€йство, создал мастерскую со станками. ѕозднее он был назначен эфимерием и вместе с покойной игуменьей монастыр€ монахиней ≈вдокией, котора€ не один дес€ток лет пребывала в этом сане, был столпом духовной жизни в этом Ѕожьем уголке. —ейчас монастырь €вл€етс€ женским, с храмовым праздником ѕ€тидес€тницы. —в€та€ обитель принимает паломников, но не предусматривает их проживани€ и питани€. ќна объ€влена пам€тником культуры и принадлежит ¬еликотырновской епархии.

¬ 2001 году соедин€юща€ ¬елико “ырново с монастырем стара€ дорога, основанна€ на средства хаджи јнгела ћиновского, заасфальтирована, и сейчас ѕатриарший монастырь —в€той “роицы доступен дл€ посещений на автомобил€х. ”добнее всего добратьс€ до монастыр€, мину€ квартал Ђјсеновї, по дороге на √. ќр€ховицу, огибающей холмы ÷аревец и “рапезица. Ќепосредственно перед подъемом к селу јрбанаси сверните налево на дорогу к ж/д вокзалу Ђ“рапезицаї. ƒругой вариант: от с. —амоводене ехать по направлению к бензозаправочной станции, и через 2Ц3 км будет второй вход в монастырь (пешком Ц около 40 минут). јдрес монастыр€: 5040, с. —амоводене, ул. ≈делвайс, 1. “елефон: + 359 61105 411.

ѕеревод с болгарского ‘едора  алайдова

Валентин Миновский

15 сент€бр€ 2008 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0