/p>
Феодор II, Божией милостью Папа и Патриарх
Александрийский и всей Африки,
всей полноте нашего апостольского и патриаршего престола
благодать, и милость, и мир от воскресшего из мертвых
Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Возлюбленные духовные мои чада, эмигранты-греки,
арабоязычные христиане и православные африканцы!
Вот и в нынешнем году от конец до конец Вселенной
прозвучит радостная весть от всесвятого Гроба Христова и
каждого жертвенника, символически изображающего всесвятый
Гроб: «Христос воскресе!», а песнопения
возвестят нам, подобно тому, как ангел возвестил
мироносицам-женам: «Его же ищите, Иисуса Назорея,
распятого, несть зде, восста бо, якоже
рече…». И эту весть мы должны воспринять и
воплотить в жизнь, передать ее как факт и трубный глас
победы каждому, кто чувствует себя побежденным и забытым в
этом мире.
Во время поездок по матери-Африке, совершаемых мною вот
уже в течение многих лет, я сталкиваюсь с самыми
разнообразными трудностями и проблемами, которые иногда и
вообразить невозможно, и очень часто эти проблемы кажутся
неразрешимыми и запутанными. И тогда я обращаюсь к нашему
Господу с глубокой молитвой: «Господи, даруй нам
Воскресение Твое, помоги нам увидеть все эти проблемы и
трудности в свете Твоем… в свете Твоего
Воскресения». Я поступаю так, братия мои, потому что
жизнь в лоне нашей святой Церкви – это вера в
Воскресение Христово, а Воскресение Христово – это
единственный способ существования всякого верующего.
Братия мои, Воскресение означает, что за ослаблением идет
прощение, преображение и воссоздание наших отношений с
Богом, с самим собой, с людьми и этим благословенным и
измученным тварным миром, в котором мы живем, часто, к
сожалению, совершенно не заботясь о нем. Воскресение
означает то, что мы нашли путь, который ведет нас к нашей
утраченной родине – Царству Небесному. Воскресение
означает и то, что у нас есть возможность по-настоящему
приблизиться к истине и тайне нашего существования.
Из Священного Предания нашей святой Церкви мы знаем, что
христианин в любую эпоху достигает спасения благодаря
содействию, сосуществованию и переплетению трех основных
добродетелей и даров: веры, надежды и любви. Об этом
вопиет кровь тысяч святых мучеников и исповедников,
напоивших древо веры на африканской земле. Об этом говорит
святость тысяч преподобных мужей и жен, освятивших своими
подвижническими трудами африканский континент. Вера,
братия мои, соединяет нас с нашим далеким прошлым. Мы
слышали о Христе и уверовали в Него. Любовь – это
каждодневное проявление этой веры по примеру Христа, а
надежда – это продолжение веры и любви Христовой в
отдаленное и ожидаемое в будущем Царство Небесное.
Если отделить веру от любви и надежды, тогда мы, по сути,
выбрасываем ее из нынешней и будущей нашей жизни. Полагаю,
что мы все когда-то испытывали на собственном горьком
опыте, что означает жизнь без любви и надежды. Именно это
ощущение передает и древний термин «трагедия»,
и выражение «трагическая безвыходная
ситуация», то есть опыт жизни без Воскресения.
Ежедневная наша жизнь в лоне святой Церкви – это
постоянное учение, постоянная битва, беспрерывная брань за
преображение нашего естества в блистающем как молния
излиянии света третьего дня, дня Воскресения, Воскресения
Иисуса Христа, единственного и неповторимого воплощенного
общения Бога и Человека, Иисуса Христа, Того, в надежду и
благодать Которого апостол Павел увещает нас,
светообразных чад Церкви, облечься как в «одежду
спасения». Но облечься не просто и в обыденном
смысле, меняя иногда мрачные тона окружающей нас
бесцветной жизни, но облечься «яко в одежду
таинственной брачной трапезы заклатого от сложения мира
Агнца».
В этих одеждах мы должны выйти на площади и исходища
дорог, и дойти до крайних пределов человеческого мира, и
пригласить всех прийти в нашу святую Церковь, где есть и
всегда найдется место, чтобы вместить и простить любое
измученное и утомленное естество, каждого человека,
который рано или поздно в своей жизни открывает тот факт,
что для мирового духа он является незначительной
математической единицей энергии и воспроизводства, но
ничего более. Эту брань за воцерковление всей Африки ведут
во всех концах континента современные православные
миссионеры, епископы, священники, иеромонахи, диаконы,
монахи, монахини и помощники-миряне, которым мы воздаем
«по праву хвалу Александрийской Церкви» и о
которых мы просим вас всех молиться.
Дорогие мои и любезные братия! В этом мире, где все
преследуют свои интересы, мире неправды, звучит снова
свидетельство непостижимого факта, заключающегося в двух
словах: «Христос воскресе!». Реальность,
которая не просто рассказывает нам о событии нашей веры,
но воспитывает, преображает веру, любовь и надежду и
придает смысл нашей ежедневной борьбе. Так что, благодаря
вере, любви и надежде каждого, возвещается и передается
нашему естеству воля Святого Бога, единственная воля,
которая может вернуть современному миру утраченный смысл
жизни. Опыт этот никого не оставляет непричастным. Надежда
в лоне нашей святой Церкви есть вера в Воскресение Господа
нашего, а Воскресение Господа нашего есть единственная
наша надежда в этой и другой жизни.
Предлагая эти ориентиры в качестве руководства для жизни,
я и в этом году обмениваюсь с вами на Божественной
литургии Жертвенного Воскресения приветствием
«Христос воскресе!» – «Воистину
воскресе!», желая всем вам не ограничиваться лишь
просто пожеланием, но воплотить это пожелание в жизнь. И
поделимся им с нашим ближним.
С апостольской кафедры апостола и евангелиста Марка
воссылаем всем вам мир и милость о Христе Воскресшем!
Феодор II,
Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки
В великом граде Александрия
Святая Пасха 2009 года