Константинопольская

Пасхальное послание Патриарха Константинопольского Варфоломея

/p>

Варфоломей, милостью Божией Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх, всей полноте Церкви благодать, мир и милость воскресшего во славе Спаса нашего Иисуса Христа.
Любимые и желанные о Господе братья и чада,

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

В XIX веке человечество услышало угрюмо из уст трагического философа, что «Бог умер! Мы его убили. Мы все его убийцы. Бог останется мертвым! Чем же еще являются эти церкви, если не могилами и надгробиями Бога?»[1]; и несколько десятилетий спустя из уст другого философа: «Бог умер! Господа, я объявляю вам смерть Бога!»[2].

Эти заявления философов-атеистов потрясли сознание людей. И смятение воцарилось не только в среде литераторов и художников, но и в богословских кругах, в основном на Западе, в которых стали говорить даже о «теологии смерти Бога».

Конечно же, Церковь никогда не сомневалась в том, что Бог умер. Это имело место в 33 году на горе Голгофа в Иерусалиме, во времена Понтия Пилата – римского правителя Иудеи. Претерпев неслыханные страсти, Бог был распят как преступник и около 9-го часа в пятницу, сказав: «Свершилось!», предал дух! Это бесспорная историческая реальность.

Единородный Сын и Слово Божие, Иисус Христос, истинный Бог, умер «за всех» людей (2 Кор. 5: 14)! Прияв все наше: тело, душу, волю, энергию, тягость, тревогу, боль, печаль, сетование, радость… – все, кроме греха, Он в конце концов принял и нашу самую большую проблему – смерть. Причем Он принял самую мучительную и унизительную форму смерти, то есть смерть на кресте. В этом мы согласны с философами.

Мы даже согласимся с тем, что церкви, храмы – это «могилы», «надгробия» Бога! Но… Мы знаем, переживаем и покланяемся умершему Богу, яко «мертву Живоначальнику»! Немного времени спустя после Страстной пятницы, заутра еще сущей тьме «во едину от суббот», в воскресенье, произошло то, ради чего и осуществилось через воплощение, и страсти, и крест, и сошествие во ад домостроительство Божие – Воскресенье! А это, то есть Воскресенье, тоже является неоспоримой исторической реальностью. И эта реальность имеет непосредственные и спасительные следствия для всех нас. Воскрес Сын Божий! Воскрес Бог со всеми чертами Своей человечности: с телом, которое Он приял от пречистых кровей Пресвятой Богородицы, и со Своей святой душою. Он воскрес из мертвых и «всеродного Адама воскресив яко Человеколюбец»! Гроб Иисуса, «новый гроб» Иосифа, остается пустым навсегда! Вместо памятника мертвому он стал памятником победы над смертью, источником жизни! Взошло Солнце справедливости, «из гроба красное», даруя нам свет невечерний, мир, радость, ликование и жизнь вечную! Да, храмы – это «гробы» Бога! Но гробы пустые, залитые светом, исполненные «живительным запахом» (2 Кор. 2: 16), весенним пасхальным ароматом, красивые, приятные, украшенные миртами славными и цветами осязаемой надежды, гробы животворные и живоносные! Смерть Бога опрокинула силы ада; смерть превратилась в событие, которое ведет человека от жизни к Жизни. Церкви, «гробы» Бога, – это широко отверстые врата любви Бога, это раскрытые двери Невестника, Его Сына, Который «как Жених пришел из Гроба», а мы, входящие туда верующие, «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем виновнаго, Единаго благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго»[3].

Итак, это счастье, что умер Бог: Его смерть стала нашей жизнью и воскресеньем! Это счастье, что существует столь много Его «надгробий» в мире, столько святых храмов, куда свободно может войти измученный, усталый и безутешный человек и освободиться от бремени своей боли и тревоги, страха и уязвимости и «избавиться» от своей смерти!

Это счастье, что есть церкви распятого, умершего, воскресшего и вечно живого Христа, где отчаявшийся человек нашего времени, жестоко преданный всеми идолами, всеми «ничтожными богами», похитившими его сердце, то есть домостроительство, его идеологию, философию, метафизику, преданный всеми прочими «пустыми обольщениями» (Кол. 2: 8) нынешнего «обманчивого»[4] века, находит и убежище, и утешение, и спасение.

Из Вселенской Патриархии, Матери-Церкви, которая переживает в полной мере страсти, боль, крест и смерть, но также и Воскресение Богочеловека, посылаем всем чадам нашей Церкви сердечное пасхальное приветствие и благословение и обнимаем вас с любовью Иисуса Христа, воскресшего из мертвых и вечно живого и животворящего человека. Ему подобает слава, держава, честь и поклонение вместе с Отцом и Святым Духом во веки. Аминь!

Патриарх Константинопольский,


пламенный о всех вас молитвенник


к воскресшему Христу

-------------------------------------------------------

[1] Фридрих Ницше.
[2] Жан-Поль Сартр.
[3] Пасхальный канон. Песнь 7.
[4] Акафист Пресвятой Богородице.

Romfea.gr

16 апреля 2009 года

Также в этом разделе
Трансляция в формате RSS 2.0