Ёлладска€

“айна€ школа: миф или реальность?

¬о врем€ турецкого господства ÷еркви удалось выжить. ј пока жила ÷ерковь, не могла умереть и греческа€ наци€. —тивен –ансимен

/p>

ѕериод турецкого господства в √реции с XV по конец XIX Ц начало XX веков был временем суровых испытаний дл€ страны, веры и ÷еркви, так как любые религиозные и национальные про€влени€ жестоко преследовались иноверным завоевателем. ѕоэтому трудно переоценить роль ѕравославной ÷еркви, вз€вшей на себ€ в таких нелегких услови€х задачу религиозного и национально-патриотического воспитани€ молодого поколени€. “огда в удаленных горных монастыр€х и на приходах возникают и получают распространение так называемые тайные школы, где под покровом ночи св€щеннослужители, использу€ в качестве учебного пособи€ ѕсалтирь и другие богослужебные книги, преподавали греческим дет€м то, за что можно было поплатитьс€ головой. “аким образом, во многом благодар€ ÷еркви в период иноверного ига грекам удалось сохранить свою идентичность. “ем не менее, в последнее врем€ в греческой печати можно встретить разноречивые мнени€ о тайных школах. ѕредпринимаютс€ попытки подвергнуть сомнению сам факт их существовани€, а вместе с ними Ц роль и де€тельность ѕравославной ÷еркви в течение многовекового турецкого рабства. ѕоэтому видитс€ целесообразным привести некоторые факты, неоспоримо свидетельствующие о существовании таких школ, и вместе с тем про€снить определенные не€сности, которые могут вызывать некоторые вопросы.

—амый важный аргумент тех, кто отрицает существование тайных школ, следующий: турки-османы были терпимы в вопросах веры и образовани€, а поскольку они не преследовали греков, получавших образование, и вообще своих православных сограждан (рум миллет Ц народа ромеев), то дл€ чего нужны были в притворах храмов и монастыр€х тайные школы? Ќа это мы отвечаем: да, из религиозных и административных соображений султаны даровали некоторые привилегии и до определенной степени про€вл€ли терпимость по отношению к своим подданным роме€м, однако в истории были периоды, когда эти обещани€ не выполн€лись. Ќельз€ говорить о том, что турецкое господство было одинаково т€желым на всем прот€жении своего существовани€ и во всех географических област€х. ¬ первые века господства отношение к покоренным было иным, более жестоким, чем в последующее врем€, когда оно стало более умеренным. Ќо надо помнить, что исполнение султанских решений и соблюдение прав порабощенных греков на местах целиком и полностью отдавалось на усмотрение местного правител€, завис€ от степени его религиозного фанатизма и личности в целом. Ќа территории огромной империи, при тогдашних административном положении и способах сообщени€, обычным €влением был беспредел местных беев и пашей. »так, основные указы, касавшиес€ веры и образовани€ православных греков, исполн€лись неодинаково.

ѕервые два века рабства были крайне т€желыми, поэтому до середины ΧVII века не может идти и речи о беспреп€тственном отправлении религиозной свободы и получени€ образовани€ греками. “ак, например, в начале XVI века султан —елим I открыто про€вл€л свою ненависть к христианам, рату€ за насильственное обращение в ислам всех немусульман. ¬ 1537 году —улейман I издал указ, по которому вс€кий, подвергавший сомнению слова пророка ћухаммеда, подлежал казни как неверный. — начала ΧVI века при султанском дворе все €вственнее возрастает вли€ние мусульманских фанатиков. ‘анатичные ревнител€ ислама были резко настроены против вс€кого образовани€, которое шло вразрез с учением  орана. ѕод их вли€ние, в частности, подпал султан ћурат IV (1623Ц1640). ј в 1711 году сторонники этой идеологии добились конфискации библиотеки визир€ „орлулу-паши и издани€ запрета на чтение научных книг. »з вышесказанного легко заключить, что если в это врем€ гонени€м подверглись даже любители просвещени€ из мусульман, то положение христиан, желавших свободно преподавать свою веру, историю и национальные обычаи, было несравнимо труднее. ¬ эти темные времена и по€вилась необходимость в тайных школах. ‘ранцузский иезуит –ишар в середине ΧVII века писал: Ђ“олько представьте себе, что никогда со времен Ќерона, ƒомициана и ƒиоклетиана христианство не подвергалось таким суровым гонени€ми, с какими столкнулась сегодн€ ¬осточна€ ÷ерковьї (Ιστορία του Ελληνικού Έθνους. “. 10. Αθήνα, 1974. C. 150).

C cередины XVII века отмечаетс€ €вное улучшение в состо€нии образовани€, а покоренные ромеи под эгидой ÷еркви и на средства благотворителей начинают открывать серьезные учебные заведени€. ¬ них преподавались как богословские, так и светские науки, а само образование было построено на энциклопедической и научной основе. ќднако в целом воспитывать национальный дух и сознание исторической преемственности эллинизма под мечем угнетател€ было нелегко. ¬ своих Ђ«апискахї, датированных 17 €нвар€ 1879 года, ¬селенский патриарх »оаким III характеризует этот период как Ђврем€ отдохновени€, когда забрезжила надежда на улучшениеї. ¬ этот период работа тайных школ, возможно, несколько ограничилась, но не прекратилась полностью, потому что тайное образование было необходимо дл€ усилени€ жажды к свободе. »сториограф јфанасий  омнин »псиланти в своем труде Ђ»стори€ после падени€  онстантинопол€. 1453Ц1789 годыї (написанном в ΧVIII веке, а изданном в  онстантинополе в 1870 году), приводит такой случай, относимый им самим к XVIII веку. Ќа каирском базаре он видел 30 000 €зыков, отрезанных у греков, которые, несмотр€ на запрет местных властей, продолжали говорить по-гречески. ¬ период, когда османы дозвол€ли или терпели греческие школы, османский владыка ≈гипта запретил пользоватьс€ греческим €зыком под страхом урезани€ органа речи (€зыка).  ак при таких услови€х сохранилс€ бы греческий €зык, если бы не существовало тайных школ, где учили по ѕсалтири, ќктоиху и другим церковным книгам? ¬о вс€ком случае, в XVIII веке гонени€ по временам случались. ѕоказателен следующий факт: после орловской кампании и зверств, учиненных отуреченными албанцами, св€той  осма Ётолийский прервал свои миссионерские путешестви€ и на много лет ушел на јфон.

—овременна€ экспозици€, рассказывающа€ о де€тельности тайных школ в √реции
—овременна€ экспозици€, рассказывающа€ о де€тельности тайных школ в √реции
»так, тайные школы были необходимы первые два века турецкого господства по причине царившей тогда атмосферы страха и ужаса, а в последующие века, несмотр€ на см€гчение османской политики, они функционировали либо дл€ того, чтобы противосто€ть антигреческой и антихристианской тактике некоторых турецких администраторов, либо дл€ преподавани€ предметов, воспитывавших национальное сознание, с целью исполнени€ давних ча€ний греческого народа.

ќтрывок из книги французского журналиста –ене ѕио ЂЌесчастный —еверный Ёпирї самым красноречивым образом заграждает уста тем, кто отрицает существование тайных школ. ѕио путешествовал по Ёпиру в 1913 году, когда эти территории только что были освобождены греческими войсками. Ѕеседу€ с греками-эпиротами, он с удивлением узнает о том, что Ђв эпирские школы не допускались никакие книги, отпечатанные в јфинах, но существовало об€зательство все книги приобретать в —тамбуле. √реческа€ истори€ запрещалась. ¬ такой ситуации была распространена практика давать тайные уроки, где без книг и тетрадей юный эпирот узнавал о матери-родине, учил национальный гимн и стихотворени€, знакомилс€ с национальными геро€ми. ∆изнь учителей была полностью в руках учеников, ибо, чтобы она прервалась, было достаточно одного лишнего слова или одного доноса. –азве не может не тронуть тот факт, что эти 200 маленьких мальчиков и 250 девочек ходили на дополнительные зан€ти€ (хот€ дети в их возрасте предпочитают всему остальному игры), говорили о √реции и, возвраща€сь домой с сомкнутыми устами, хранили свой энтузиазм тайно в сердце?ї. Ёто свидетельство исходит от иностранца, а поэтому свободно от идеологических вли€ний, господствовавших в √реции после ее освобождени€. ќно показывает, что даже за п€ть-шесть лет до распада ќсманской империи, нар€ду с обычными школами, существовали и тайные, целью которых было передать боевой дух и жажду к свободе.

≈ще одно интересное свидетельство происходит с многострадального острова  ипр. ¬ 1921 году киприот по происхождению архимандрит √авриил (—абатакакис) пишет о событи€х на своей малой родине: ЂЁто удивительное развитие национального чувства объ€сн€етс€, прежде всего, вли€нием школ, прессы и ÷еркви. ¬оспользовавшись английской оккупацией, кипрский народ устремилс€ к источникам образовани€, как жаждущий олень к источнику воды. ћожно было наблюдать, как жители городов и деревень на собственные средства открывают школы, забот€тс€ о назначении лучших из учителей. Ѕыла основана ¬секипрска€ гимнази€ и прочие школы центральных городов, которые начали ковать греческий характер, направл€ть учителей в разные деревни, уча уже не ќктоиху и ѕсалтири, не вере, хот€ все это было необходимо, но преподава€ подвиги древних и новых греческих героевЕ историю черных дней рабства и, наконец, пон€ти€ родины и свободыЕї (см.: Κοκκινόφτα Κωστή. Κυκκώτικα Μελετήματα. Λευκωσία, 1997. “. 1). Ётот текст сообщает нам две важные вещи. ¬о-первых, что греки-киприоты спешили открывать школы всех ступеней только с началом английской оккупации (1878), по всей видимости, потому, что бо€лись или не довер€ли туркам. ќрганизованного греческого образовани€ при турках на  ипре не было, за исключением одной лишь школы  иккского монастыр€, и то она начала работать лишь в середине XVIII века. „то же тогда существовало? ќб этом нам €сно говорит кипрский св€щенник: училища, где давали элементарные знани€ с помощью ѕсалтири, ќктоиха. Ќо где? ¬ обител€х и храмах.  огда греки в какой-то местности бо€лись открыть школу или им в этом преп€тствовали, они прибегали к помощи св€щенника или монаха. ¬от вам и тайна€ школа!

Ќекоторые из тех, кто отрицает существование тайных школ, утверждают, что речь идет о мифе, и в свою очередь задают вопрос: почему не сохранились документы эпохи турецкого господства, которые бы свидетельствовали о ведении подобной тайной образовательной де€тельности ѕравославной ÷ерковью? ¬опрос, конечно, наивный. ≈сли речь идет о секретной де€тельности, таившей в себе множество опасностей и могущей повлечь непри€тные последстви€ в случае ее раскрыти€ турками, было бы преступным безумием, если бы какой-нибудь клирик письменно объ€вил об открытии тайной школы или какой-нибудь ученый муж перед лицом турецких захватчиков публично за€вил о подобной де€тельности. ќднако после освобождени€ и основани€ первого греческого государства (1830) многие ученые и историки записали устное предание о тайной школе, передававшеес€ из поколени€ в поколение. ¬ 1842 году протопресвитер  онстантин »кономос из »кономов в пам€тной речи, произнесенной в јфинах в честь семьи благотворителей «осимадов, подчеркивает: ЂЌо ¬себлагий ѕромысл, просветивший повивальных бабок и тайно животворивший еврейских младенцев мужеского пола, подобным же образом устроил и души благих и боголюбивых, и сих не из ≈гипта, но соотечественников и единомысленных, которые в скромных церкв€х и удаленных обител€х, в школах малых и убогих св€щенным учением приводили к жизни отеческий дух пленных грековї. ј если еще кто-то усомнитс€ и скажет, что »кономос преувеличивает, то есть описание исторических событий, принадлежащее перу „арльза “акерманна, первого американского консула в јфинах (1867Ц1874). ¬ своей монографии Ђ—егодн€шние грекиї (Οι Έλληνες της σήμερον. Αθήνα, 1877) среди прочего американский дипломат пишет:

Ђћес€ц мой €сный,
ќсвети мне путь,
¬ школу € пойду
ѕолучать знани€,
ќт Ѕога исход€щиеї.

ѕримерно такую песню распевали греческие дети, шага€ во врем€ турецкой оккупации ночью в школу. ѕесн€ эта знакома любому греку как тогда, так и сегодн€. ќтцы, указыва€ дет€м на луну, повтор€ют эти стихи и рассказывают им, как они им помогали в мрачные времена османского господства. Ќе жела€ даже в малой степени раздражать своих владык, которые могли помешать их образованию, дети, а нередко и сами отцы, приходили ночью и тайно в дом учител€, где проходили обучениеї.

ѕо всей видимости, американский консул записал устное предание, которое он слышал из уст многих своих собеседников в уже свободной √реции, ведь у многих из них дедушка или отец обучались в тайной школе. “ем не менее, свидетельства “акерманна,  онстантина »кономоса, Ќикола€ ƒрагумиса и прочих ученых мужей XIX века опровергаютс€ в относительно недавнем исследовании јлкиса јнгелу Ђ“айна€ школа: летопись одного мифаї (Το κρυφό Σχολειό: χρονικό ενός μύθου. Βιβλιοπωλείον της ЂΕΣΤΙΑΣї. Αθήνα, 1997), утверждающего, что все они находились под вли€нием мифа, распростран€емого ÷ерковью и сторонниками консервативной идеологии! Ќо мнение тех, кто писал в позапрошлом веке, опира€сь на недавние живые свидетельства очевидцев времен турецкого господства, имеют намного большую ценность, чем измышлени€ идеологически настроенного, исполненного антицерковных предрассудков автора нашего времени. »нтересно, что јнгелу привлекает в качестве основного источника против существовани€ тайной школы работы известного историка XX века янниса ¬лахо€нниса, который, надо отметить, весьма противоречив. ¬ своей публикации в журнале ЂЌеа эстиаї (1948. “. 44. —. 1110), озаглавленной Ђ арайскакисї, этот автор приводит стихотворение Ђћес€ц мой €сныйЕї, одновременно признава€, что Ђво всех тех деревн€х, от которых монастырь отсто€л далеко, ребенок должен был выходить вместе с другими детьми и до рассвета идти по пустынной местностиї. “о есть даже ¬лахо€ннис признает св€зь песни с обучением греческих детей в монастыр€х. јнгелу, как и другие противники существовани€ тайной школы, использует свидетельства выборочно и весьма своевольно: те, что подтверждают его мнение, приводит, те же, что противоречат ему, замалчивает.

ѕодлинное свидетельство существовани€ тайной школы дает топонимика. ¬ разных уголках расселени€ греков сохран€етс€ предание и жива€ пам€ть о том, что Ђкогда-то здесь действовала тайна€ школаї. Ќеутомимый исследователь “асос √рицопулос в своей монографии Ђƒимицанска€ школаї (Σχολή Δημητσάνης. Αθήνα, 1962) говорит, что народное предание св€зывает существование тайной школы с монастырем ‘илософа в ƒимицане, обителью —тратигопула или монастырем ƒилиоса на »онических островах. ¬ то же врем€ топоним  рифо схолио (греч. тайна€ школа. Ц ј.„.) зафиксирован и на острове »осе  икладской группы островов, на берегу озера, недалеко от пещеры. √рицопулос отмечает: Ђ»менно сокрытые, но всегда присутствующие эти элементы обнаружил в сознании народа √изис, создав свою знаменитую картину ““айна€ школа”ї. ‘илолог и историк —арантос  аргакос в газете ЂЁксуси€ї от 24 марта 1998 года за€вл€ет по этому поводу: Ђ“о, что €вл€етс€ легендой, не есть неправдаї. ќн поддерживает мнение, что в деревне ¬ерги€ в области Ћакони€ есть два места, которые народ называет  рифо схолио. » дополн€ет: Ђ–азве возможно, чтобы весь народ лгал?ї. Ќа  рите также сохран€етс€ живое воспоминание о существовании тайной школы в монастыр€х ‘анеромени, “оплу,  ремастон и других.
Ќекоторые противники тайной школы пытаютс€ вообще отрицать заслуги ѕравославной ÷еркви в сохранении у порабощенных греков чувства нации. Ќо их опровергают как факты, так и источники. ‘ранцузский путешественник и политик ¬иктор Ѕерар в своей книге Ђ“урци€ и эллинизм. ѕутеводитель по ћакедонииї (греч. издание: Τουρκία και Ελληνισμός. Οδοιπορικό στη Μακεδονία. Αθήνα, 1987) пишет, что в малоазиатской јнталье в середине XIX века он наблюдал такое €вление: Ђ¬ городе христиане говор€т только по-турецки и за€вл€ют, что они греки. ј за городом магометане, потомки морейских турок, которые во врем€ восстани€ 1821 года выехали из ћефоны и  ороны, говор€т только по-греческиї. »так, несмотр€ на то, что христиане утратили свой родной €зык, они осознавали себ€ православными греками, и даже в таких трудных обсто€тельствах с помощью веры и ÷еркви им удавалось сохран€ть национальное сознание.

Ќапрасно определенные лица пытаютс€ отрицать вклад ÷еркви в подготовку и осуществление национальных ча€ний. »х опровергают главные участники событий. “ак, в своей книге Ђ¬идени€ и чудесаї (Οράματα και Θάματα. Αθήνα, 1983) »оаннис ћакри€ннис пишет: Ђ—в€тые монастыри, где питались несчастныеЕ от трудов отцов монахов. Ёто были не западные капуцины, а служители православных монастырей. ќни не были лент€€ми, но работали и правили службу. » во врем€ борьбы за родину в эти обител€х проходили тайные советы, собиралось все необходимое дл€ войны, да и собою жертвовали на войне и погибали служители монастырей и церквейї.

ƒругой знаменитый предводитель и очевидец событий восстани€, ‘еодор  олокотронис, по-своему утверждает о поддержке, оказываемой клиром и народом в критические дл€ нации моменты: Ђ–€дом со св€щенником был мир€нин, и сидели на одной скамье патриарх и чабан, мор€к и ученый, врачи и партизанские вожди, старейшины и купцыї (–ассказ о том, что случилось с греческим народом. Ц Διήγησις συμβάντων ελληνικής φυλής).

Ќаконец, стоит подчеркнуть, что ÷ерковь исполн€ла свой образовательный долг не только при османском иге, но и при других завоевател€х греческих земель. “ак, при владычестве венецианцев на »онических островах православные св€щеннослужители и нотарии (нотариусы) обучали грамоте и формировали небольшой слой образованных людей того времени. “олько те, кто не знают или намеренно искажают исторические источники и факты из жизни новой √реции, подвергают сомнению национальную, социальную и образовательную роль нашей ÷еркви. » отрицание тайной школы относитс€ к этой тенденции Ц все подвергать сомнению. Ќашей ѕравославной ÷еркви не нужна ложь, потому что она пролила свою кровь. Ќе нужен ей и миф, потому что она может предложить модель поведени€, греческую православную модель, котора€ представл€ет собой духовное оружие, необходимое греческой нации и в XXI веке.

ѕоскольку те, кто утверждает, что тайна€ школа Ц это миф, представл€€ обычно розовую картину образовани€ и жизни вообще при господстве турок, мы предлагаем в качестве примера подлинные исторические источники, которые говор€т о совершенно противоположном.

Ђ аждый день видишь факты обращени€ в ислам в  оринфе, а из жителей города, или, если хотите, деревни, сегодн€ половина османы. Ќам даже рассказали среди прочего, что в прошлом году в ислам обратились три св€щенникаї (Spon J. Voyage d’ Italie et du Levant. Lyon, 1688. “. 2. —. 303).
Ђѕритворы церквей использовались как школы, где св€щенники обучали детей грамотеЕ ¬ конце прошлого века (речь идет о XVIII веке. Ц ј.„.) были созданы греческие школы в  онстантинополе, —мирне,  идонии, янине, на ’иосе, но они просуществовали недолго, потому что турецка€ власть по наущению иезуитов все их уничтожилаЕї (Βυζαντίου Χρήστου. Ιστορία των κατά την Ελληνικήν Επανάστασιν εκστρατειών και μαχών ων συμμετέσχεν ο τακτικός στρατός από του 1821 μέχρι του 1833).

Ђ»з многих стран ¬остока, которым суждено было быть сокрушенными т€желой плитой варварства и испытать отчуждение всего национального богатства, первой вкусила несчастье ћала€ јзи€, ранее других утративша€ €зык предков и св€занные с ним национальные богатства. ƒаже приблизительно в середине XVIII века (1750) нигде в ћалой јзии, кроме —мирны и  есарии, не существовало школ. ¬езде в ћалой јзии царили безграмотность и незнание того, что читают в храмах и что было в употреблении как отеческий обычайї (Δανιήλογλου. Πρόδρομοι της Αναγεννήσεως. Κωνσταντινούπολις, 1865. —. 2Ц3).

Ђ“акой злой участи подвергс€ наш некогда блаженный род греков, что едва ли сегодн€ найдетс€ такой учитель, который будет способен обучить молодежь искусству грамматикиї (—офианос Ќиколай. √рамматика. ѕредисловие. 1544).

ЂЌе видите, как одичал наш род от невежества, и стали мы как звери?ї ( осма Ётолийский, св€той. ѕоучени€).

Ђ¬ качестве подлинного свидетельства историчности тайных школ € сохранил свидетельство Ќикола€ ƒрагумиса, опубликованное в журнале “ѕандора” в €нваре 1855 года (“. 5. —. 450 и далее), где автор пишет об отце ћарке (1770Ц1854), что “когда надевал крест на шею и ленту на грудь, то мой отец всегда хвалилс€ тем, что претерпел удары от турка за греческую грамоту”. » добавл€ет: “Ќе только в трудах, но и подверга€сь опасности, изучали наши отцы грамоту. Ћюбой, даже самый последний турок, как известно, мог издеватьс€, взимать налог и убивать последователей ’риста. ј поскольку школы возбуждали их подозрени€Е то и учител€, и ученики изыскивали любые способы избежать их гнева. » вс€кий раз, когда приходили в школу, один из них становилс€ к окну как согл€датай, и повсюду беспокойно погл€дывал, и давал другим знак, если видел, что вдали шел османЕ”ї (Γανωτή Κωνσταντίνου. Το Κρυφό Σχολειό και ποιους ενοχλεί // ΕΚ ΠΕΤΡΑΣ. Αγ. Νικόλαος Κρήτης. —. 1224).

Ђ¬ местечке јгиос »оаннис ћилопотамос жил в первые 50 лет турецкого завоевани€ острова (XVII век) командующий €нычар ’усейн Ѕей, который поселилс€ здесь, прибыв из  онстантинопол€. Ётот турецкий вельможа греческого происхождени€ был тайным христианином. ќн женилс€ на греческой рабыне, выкупленной им за 100 монет. ≈го сын ћустафа ’аджи-’асан ќглу был обучен греческой грамоте монахами ƒискурийского монастыр€ в ћилопотамосе. ƒумаю, что никто не будет утверждать, что турецкий ребенок в открытую ходил в свободную и общественную греческую школу изучать греческую грамоту!  ак бы турки потерпели нечто подобное?ї (Χριστάκη Γιάννη. Το Κρυφό Σχολειό δε θάβεται // Εκπαιδευτικοί Προσανατολισμοί. 1995).

Ђќграничимс€ рассказом о моем дедушке. ќн, родом из небольшой горной деревушки, веками отделенной от остального мира, был св€щенник и умер в почтенном возрасте (думаю, что ему перевалило за дев€носто) в 1952 году. “о есть он должен был родитьс€ примерно в 1860 году. ќн легко писал и читал, но естественно, что не училс€ в обычной школе, потому что турки разрешили открывать школы только в 1858 году, но их организаци€ и широкое распространение ощутимо запоздали, начавшись только в 1874 году. ј в дедушкиной деревне школа открылась только в 1903 году.  огда €, выпускник гимназии, спросил его, где он выучилс€ читать и писать и в какую школу он ходил, он ответил, что ходил в тайную школу  ардамуцы.  ардамуца, дл€ тех, кто не знает, это монастырь, основанный при венецианцах до 1617 года недалеко от јретийского монастыр€. » если последний был хоз€йственно-административным центром, поглотив все окружающие обители, то  ардамуца (брати€ этого монастыр€ была наиболее образованна€) никогда не поглощалась јретийской обителью, представл€€ собой “духовный очаг”, где изучали грамотуЕї (Επιστολή του συγγραφέως Γιώργου Πρατσίνη // Εκπαιδευτικοί Προσανατολισμοί. 1995).

Ђ“ѕосле завоевани€ нашей страны турками и до начала XVII века все страны, находившиес€ под их властью, окутала непрогл€дна€ духовна€ тьма, не исключа€ и нашу. ¬ то врем€ образование, гонимое жестоким варваром-завоевателем, нашло убежище в монастыр€х и притворах церквей. —кромные монахи учили греческих детей немногой, но столь необходимой грамоте, ограничивавшейс€ сухим чтением отрывков из духовных книг и заучиванием наизусть различных молитв” (јрнакский монастырь, местечко ѕолицани)ї (»з доклада ¬асилиса  уцуса, учител€ греческого €зыка из —еверного Ёпира. ќпубликован в газете Ђ2000ї. Αργυρόκαστρο, 1998. »юнь).

16 июн€ 1998 года в газете Ђ афимериниї было опубликовано следующее письмо, в котором идет речь о работе тайных школ на ƒодеканесских островах после окончани€ турецкого владычества, то есть при италь€нцах. ≈го стоит прочесть, потому что в нем доказываетс€, что национальна€ роль нашей ÷еркви не ограничивалась лишь вышеописанными хронологическими рамками.

Ђ¬ виду того что пишут в вашей газете о тайной школе времен турецкого владычества, позвольте мне дополнительно вкратце рассказать, когда и каким образом во врем€ фашистской оккупации функционировал этот вид школ в провинции –одос. ¬ 1937 году знаменитый ƒе ¬еки, один из четырех фашистских руководителей похода и генеральный администратор ƒодеканесских островов (1936Ц1940), име€ свободное поле дл€ де€тельности и пользу€сь усилением »талии на международной арене в период между двум€ войнами, возводит в систему итализацию всех ƒодеканесских островов, начав с такой деликатной сферы, как образование. Ќеприкрыто в июле того года указом правительства отмен€етс€ усто€вша€с€ веками система образовани€ на островах. ¬се без исключени€ греческие школы ƒодеканесских островов были превращены в италь€нские, преподаватели уволены, а вместо них прибыли подобранные фашистским режимом фанатики-италь€нцы.

¬ такой жестокой действительности €рким светочем во всем своем величие заблистала греческа€ изобретательность. »спользу€ стечени€ обсто€тельств, –одосский митрополит “рифон умело и без лишнего шума, пока еще не высохли чернила, которыми был написан указ, утверждавший фашистскую образовательную политику, вырывает в 1938 году у местоблюстител€ фашистского режима ƒодеканесских островов право преподавать по воскресень€м в церкв€х дет€м в сельской местности закон Ѕожий (в городе –одос такие школы действовали с 1934 года)Е Ёто разрешение ƒе ¬еки дал при условии, что урок будет проходить в церкви, а учител€ми будут клирики. ѕараллельно с воскресными школами были организованы византийские хоры, дававшие стимул дл€ привлечени€ не только в воскресные школы, но вообще в церковь, и не только большого количества детей, но и взрослых. ¬ качестве пособий использовались молитвословы и прочие богослужебные книги. “аким образом, можно сказать, что воскресные школы поистине превратились в тайные школы. Ќа основании этих данных становитс€ €сно, что ÷ерковь в провинции –одос под видом воскресных школ нашла благовидный способ, “дорожку”, чтобы снова открыть, пусть и в ограниченной форме, греческие школы на –одосе и других ƒодеканесских островахї. ¬селенский ѕатриархат одобрил работу воскресных школ и синодальным решением выразил удовлетворение де€тельностью митрополита “рифона, а государство после освобождени€ островов признало выдававшиес€ дипломыї.

ѕеревел с греческого јнатолий „ур€ков

¬оскресные школы на –одосе

“айна€ школа на ƒодеканесских островах во врем€ италь€нского владычества

∆ива€ традици€ —еверного Ёпира

—видетельства с  рита

—видетельство Ќикола€ ƒрагумиса

ј так ли терпимы были османы?

Кириакос И. Финас

29 апрел€ 2009 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0