Святой мученик Давид Алеппский
|
Святой мученик Давид Алеппский |
/p>
Святой Давид Алеппский исповедовал Православие и за Христа
принял мученическую кончину.
У него была семья: жена и четверо детей; с ними вместе
жила его старенькая мать, о которой он заботился. Он не
знал недостатка в средствах. Какое-то время он заведовал
сбором податей. Люди уважали в нем честного и правдивого
человека, хотя и со вспыльчивым характером, но и с
твердыми убеждениями, который всегда с жаром отстаивал
правду, чего бы это ему ни стоило. Он никогда не приклонял
слух к чьим-либо посулам и равнодушно выслушивал угрозы.
Ему было 50 лет, когда его казнили.
Сбором податей со временем стал заведовать завистливый и
жадный человек, по имени Иосиф, отягченный множеством
грехов. Давиду он очень не нравился, да и другие люди худо
отзывались об Иосифе, порицали его за то, как он живет.
Те, с кого он собирал подати, жаловались на его жестокость
и вспоминали о Давиде, о котором всегда отзывались только
как о честном и положительном человеке. До Иосифа дошли
эти разговоры людей, и ярость переполнила его сердце. Он
преисполнился решимости избавиться от Давида, сравнение с
которым было столь невыгодно для него, и стал втайне
составлять коварный план.
Иосиф знал о вспыльчивости Давида, знал и о том, чем его
можно распалить. Он отправил к нему своего доверенного в
сопровождении двух свидетелей-мусульман. Повстречав
Давида, сборщик податей сообщил ему, что за ним числится
неуплаченным один налог – на феску. Каждый, кто
носил феску, был обязан платить за это налог. При этом,
надо заметить, фески были разноцветные, и христианам можно
было надевать только фески синего цвета с белыми
полосками. Давид стал возражать, ибо был уверен, что уже
уплатил этот налог. Но пришедшие с бранью и оскорблениями
стали теснить Давида, а потом один из них ударил его
палкой по голове. Брызнула кровь, и Давид, взбешенный,
швырнул свою феску на землю и вскричал гневно:
– Что же, мое положение хуже, чем положение турка?!
Если я христианин, так неужели же можно и унижать меня,
можно обходиться со мной подобным образом?
Сборщик податей и бывшие вместе с ним принялись
успокаивать Давида, потом надели на него феску и
удалились, а святой Давид направился домой.
Лишь только он вошел в дом, как его домочадцы в изумлении
воззрились на него, спрашивая: «Что это у тебя на
голове?».
На голове Давида не было его обычной синей фески с белыми
полосками – на ее месте красовалась другая феска,
зеленого цвета, которую можно было надевать только
туркам-мусульманам. Давид был весьма смущен этим и не
знал, что и думать. И вот, в то время как близкие его
молили Бога о благополучном исходе происшествия, вдалеке
послышались звуки барабанов и труб, звуки становились все
громче, и понятно было, что они приближаются к дому. Что
это за шум там? А это пришли посланцы от судьи; радостные
и возбужденные, они поздравляют Давида с переходом в
ислам, записывают его как мусульманина и хотят подготовить
к обряду обрезания. Ведь на нем видели исламскую феску, а
двое людей засвидетельствовали перед судьей о том, что он
теперь мусульманин. Понял Давид, какую хитрецы вырыли для
него яму, куда не терпится им его загнать, и закричал:
– Упаси меня Бог от того, чтобы я стал турком. Я
христианин, в христианской вере и умру.
Он схватил турецкую феску, бросил ее на землю и стал
топтать ногами, потом повернулся к посланникам и сказал:
– Вернитесь к своему хозяину и скажите ему, что я
считаю так: нет в мире чудовищнее закона, чем закон
шариата. А феска, которую нахлобучили на мою голову против
моей воли, теперь у меня под ногами, и я у вас на глазах
растоптал ее, чтобы показать вам, как поступает тот, кто
верен Иисусу Христу.
Тут подскочили к нему люди, крича и осыпая его
ругательствами, набросились на него с кулаками, стали бить
его ногами, потом скрутили ему руки и повели к правителю
– наместнику паши; там его допросили, а потом
направили к судье. Судья испытывал симпатию к Давиду и
потому стал сладкими речами увещевать его, но тот остался
непоколебим. Давида снова отвели к правителю, которому
показалось мало просто отправить Давида в тюрьму, но он
повелел, заковав Давида в цепи и кандалы, вести его под
охраной туда, где томятся осужденные на смертную казнь.
Святой Давид провел в тюрьме два полных месяца, и все это
время разными путями его противники пытались сломить его
стойкость, но тщетными были их старания. Не раз они то
угрожали и ему и его близким, то обещали привольную жизнь,
если Давид повинуется. Мучители перебили ему ноги
металлическими прутами; они приводили к нему его мать и
жену и заставляли стоять их перед ним и со слезами умолять
его покориться и хотя бы для вида согласиться с тем, что
он мусульманин, но при этом в душе оставаться
христианином. Но Давид не внял их стонам и мольбам и не
ответил на их просьбы, хотя ему было невыносимо больно
причинять страдания близким, и не раз его душа трепетала и
внутри все содрогалось. Но Бог давал ему силы и укреплял
его веру в Него и в вечную жизнь.
Наконец его позвал к себе паша и сказал ему:
– Я все еще хочу к тебе, псу негодному, проявить
свою милость. Клянусь Аллахом, величайшим и
могущественным, что если ты признаешь закон нашего
великого пророка, то я окажу тебе всевозможные почести и
одарю тебя всем, что ты и твои близкие пожелаете. Но если
ты этого не сделаешь, я тебя уничтожу, а жизнь твоего сына
сделаю такой невыносимой, что лучше бы ему быть мертвым.
Давид ответил ему, что он и раньше не принимал религию
Мухаммеда и сейчас не имеет никакого намерения этого
делать, но он останется в христианской вере, и если надо
умереть за эту веру, то он готов умереть. Тогда палач
завязал ему глаза, поднял над его головой меч и с силой
обрушил его, но только поранил ему правое плечо – он
хотел всего лишь напугать Давида. Одного только слова было
достаточно, чтобы меч отвели от головы Давида, но он не
произнес этого слова и до конца оставался непоколебим в
своей вере во Христа! Во второй раз занес палач меч над
Давидом и снова обрушил его, теперь на левое плечо, и
отсек от него часть. Давид громко прокричал:
– Я не принимаю никого, кроме Христа!
В третий раз замахнулся палач мечом и теперь только отсек
голову страдальцу. Такой была мученическая кончина святого
Давида. Это случилось 28 июля 1660 года по Рождеству
Христову.
На следующий день, 29 июля, патриарх Макарий (Ибн аз-Заим;
1647–1672) отслужил службу в память о мученике, на
которую прибыли патриарх Сирийской Церкви и патриарх
Армянской Церкви, пятеро других епископов, множество
священников, а также многие жители города Алеппо. Тело
мученика предали земле четыре епископа Православной
Церкви.
Илья Даннави
***
Факты, изложенные Ильей Даннави в житии святого, известны
нам из историй и записок иностранных миссионеров, а также
от Франсуа Пике, который с 1652 по 1662 года был
Французским консулом в Алеппо .
Святой Давид родился и вырос в православной семье и всю
жизнь оставался православным. Между тем иностранные
источники приводят упоминание кармелитского миссионера
отца Бруно де Сэн-Ив, главы ордена босых кармелитов в
Алеппо, о попытке французского консула Пике (Picquet)
попасть в камеру, в которой содержался мученик, и склонить
его к переходу в католичество. Он же сообщает, что
французский консул заплатил золотом и выкупил тело Давида
после усекновения его головы. На месте захоронения Давида
на латинском языке написано: «Здесь покоится Давид,
который жил, пока ему не отсекли голову. Сейчас его голова
с ним, скреплена его верой, хотя и была усечена. Его
смерть – это жизнь после смерти, он остается жить
благодаря своей смерти. Ибо его земная жизнь протекла в
согласии с тем, чему его учила его единственная
вера». Сообщается также о том, что сын мученика
присоединился к кармелитам, после чего, в память о своем
отце, взял имя Давида де Сент-Чарльз, уехал учиться в Рим,
занимался миссионерской деятельностью и окончил свою жизнь
в Измире, где был епископом.
Тут следует рассказать несколько подробнее о деятельности
иностранных миссионеров и их положении в Алеппо в те
времена. Миссионерствовали здесь кармелиты, капуцины и
иезуиты. Обосновались они в городе в 20–30-е годы
XVII века. Они принесли в Сирию идею папства. Они
утверждали, что те, кто не верят в папу Римского, не
подчиняются ему и не присоединяются к нему, находятся вне
Церкви. Миссионеры хотели, чтобы их перестали называть
раскольниками и еретиками, будучи убеждены, что они
«посланы для того, чтобы заботиться о людях, вернуть
их в лоно Церкви и направить на путь спасения».
Раскольниками, по их мнению, были православные, а
еретиками – представители Сирийской, Армянской и
Халдейской Церквей. До прибытия консула Пике миссионерская
работа была не слишком успешна, миссионерам угрожали
опасности и преследования, поэтому велась миссия тайно. Но
ситуация изменилась после приезда в Алеппо Пике в качестве
консула. Он обеспечил миссионерам покровительство,
безопасность, финансовую и политическую поддержку. Иногда
казалось даже, что миссионерской деятельности Пике отдает
гораздо больше сил и времени, чем консульской.
Миссионеры получили сильную поддержку, которая позволила
им вести дело проповеди открыто. Их страхи и опасения
развеялись, они стали смелее и отважнее, свободно и без
опаски перемещались по стране, не прибегая к помощи
местных христиан. В сложившейся ситуации иностранные
миссионеры начали использовать любой представившийся
случай для проникновения в местные Церкви. Следует
отметить, что цели своей они добивались любыми средствами.
И при поддержке Пике, и без нее, но они стремились вести
проповедь среди местных христиан любыми способами.
Вероятно, из-за этого так сложно отделить, что именно дело
рук Пике, а что – других миссионеров, ведь они были
одним целым, служили одному делу и одной идее.
Без сомнения, у Пике были большие связи в высших кругах.
Известно, что он располагал к себе пашу и других
высокопоставленных турков подарками и деньгами. Также
известно, что он оказывал всякую поддержку и помощь
патриархам и епископам, и тем вскоре приобрел репутацию
человека, не жалеющего средств на то, чтобы накормить
голодных и оказать помощь нуждающимся. Можно не
сомневаться в том, что он очень искусно действовал, и все
это работало на успех миссии.
Но при этом Пике и миссионеры без стеснения использовали
политическое влияние и любые иные возможности для того,
чтобы укрепить влияние Католической Церкви и подорвать
авторитет местных Церквей. Примером этого, в частности,
может служить назначение главой епископата Сирийской
Церкви в Алеппо Андрея Ахиджяна. Маронитский патриарх
принял его лично в католическом монастыре Каннубин в
Ливане. А затем появился указ турецкого султана в
Стамбуле, обязывающий под страхом смерти всю общину
Сирийской Церкви признать Андрея Ахиджяна своим главой.
Патриарх Сирийской Церкви был вынужден покинуть Алеппо, а
сирийские священники начали бороться с католическим
ставленником на месте главы епископата. Борьба длилась до
тех пор, пока Ахиджян не уехал из Алеппо. Но через
некоторое время в сирийском районе произошло преступление,
и турки потребовали от жителей района выплатить в качестве
наказания непосильную для них сумму денег. Община
оказалась в весьма затруднительном положении; никто не
знал, что предпринять. Пике решил воспользоваться случаем.
Он заплатил необходимую сумму, но в качестве благодарности
за свою услугу потребовал от общины изгнать из города
священников, которые противостояли Ахиджяну, разыскать его
и вернуть обратно в город, чтобы он вновь стал главой
епископата Алеппо.
Католические миссионеры использовали любую ситуацию себе
на благо, вот почему нельзя верить утверждениям некоторых
их источников о том, что будто бы святой мученик Давид,
исповедующий Православие, присоединился к латинской
Церкви.
Перевела с арабского Надежда Семенова