Покаяние – это наше примирение с
Богом.
Святой Иоанн Лествичник
![Лествица Иоанна Лествичника](http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100922/92213.p.jpg) |
Лествица Иоанна Лествичника |
|
Лествица Иоанна Лествичника
|
Пост – время покаяния, время, когда наши окаменевшие
сердца должны силой Божией из бесчувственных стать
чуткими, из холодных и жестких – теплыми и открытыми
для других и для Самого Бога.
Пост – это время обновления, когда, как весной, все
опять становится новым; когда наша жизнь, постепенно
сошедшая на нет, едва мерцающая, снова оживает с силой,
которую Бог может дать нам, приобщая нас к Своему Святому
Духу, делая нас в Святых Тайнах и в прямом даре Самого
Себя причастниками Божественной природы.
Это время примирения, а примирение – это радость
Божия и наша радость; это – новое начало.
Сегодня совершается память святого Иоанна Лествичника, и я
хочу прочитать вам несколько его слов, особенно
значительных для того периода церковного года, который мы
сейчас переживаем: «Покаяние – это наше
возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это
подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить
свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению,
то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со
всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного
отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, который
заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без
стыда и позора, потому что покаяние – это наше
примирение с Богом. И достигается это через достойную
жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в
прошлом. Покаяние – это очищение нашей совести.
Покаяние – это готовность, без слова ропота и в
преображении любовью, понести всякую печаль и всякую
боль».
И если мы спросим себя, как, каким путем достичь этого,
как мы можем отозваться Богу, Который принимает нас, как
отец принял блудного сына; Богу, Который столько ждал нас,
с тоской, когда мы отвергли Его, и никогда не отвернулся
от нас – как мы можем отозваться такому Богу? На это
вот еще короткий отрывок о молитве: «Не изощряйся в
молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного Отца
часто радует и застенчивый, немудреный лепет детей. Не
многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что
иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них. За одно
только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло
разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум
и наполняет его обилием образов. Единое же слово,
обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии. И если,
когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце,
достигло самых твоих глубин, – держись этого слова,
повторяй его, ибо в такие минуты сам ангел-хранитель
молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны
самим себе и Богу».
Станем же помнить, что говорит святой Иоанн Лествичник,
даже если забудутся мои пояснения; станем помнить его
слова, потому что он был человеком, который знал, что
значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью
для Бога и радоваться о Нем. Память и личность святого
Иоанна Лествичника предлагаются нам сейчас, когда мы
восходим к страстным дням, в пример того, как благодать
Божия может обыкновенного, простого человека претворить в
светильник миру.
Научимся от него, станем следовать его примеру, станем
радоваться о том, что Бог может Своей силой сделать с
человеком; и с уверенностью, с надеждой, с ликующей и
вместе с этим тихой, невозмутимой радостью последуем этому
совету прислушаться к Богу, умоляющему нас найти путь
жизни и говорящему нам, что с Ним, в Нем мы будем живы,
потому что Он есть Истина, но так же и Путь, и Жизнь
вечная. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский
Тропарь святому Иоанну Лествичнику
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже
из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и
был еси свтильник вселенней, сияя чудесы, Иоанне отче наш,
моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак святому Иоанну Лествичнику
Плоды прсноцветущия, от твоея книги принося учения
премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих
блаженне: лествица бо есть души возводящая от земли к
небесней и пребывающей славе, верою чтущих тя.
Житие святого преподобного Иоанна Лествичника
Угодник Божий, преподобный Иоанн жил в VI веке, родом
Сириец, по своему сочинению названный Лествичником или
автором «Лествицы», а по месту благочестивых
подвигов – Синаит. На 17 году своего возраста Иоанн
принес себя в жертву Богу: тело вознес на Синайскую гору,
а душу на гору небесную. Пребыв на Синайской горе в
подвигах уединения 19 лет – до сорокалетнего своего
возраста, преподобный удалился потом в Синайскую пустыню
Фола, отстоящую на 5 стадий от Синайской церкви, и здесь в
великих подвигах строгого поста и непрестанной молитвы
подвизался 40 лет. В продолжение сей необыкновенной
Четыредесятницы пост его был столь же необыкновенен, как и
самое продолжение времени его пощения. Хотя преподобный не
уклонялся от пищи, разрешенной уставом во время поста,
чтобы сокрушить, как он сам говорил, рог гордыни; но
принимал ее столь мало, что казался более отведывающим,
нежели вкушающим; зато от всякой страсти воздерживался он
решительно, повелительно говоря к ней: молчи, онемей!
Покаяние его было соединено с глубоким сокрушением сердца
и слезами. Долго и после его блаженной кончины показывали
под горою весьма тесную пещеру – это сокровенное
место подвигов покаяния, которое называют слезоточным, и
которое настолько отстояло от общежития, сколько нужно
было, чтоб рыдания Иоанна не слышали другие.
Преподобный Иоанн, поставленный руководителем (игуменом)
других, начал путь нового восхождения к Богу и большого
приближения к небу. Подобно Моисею, он, по словам писателя
его жизни, приблизился к Богу, принял мыслию
Богоначертанный закон и пером духа начертал, по просьбе
преподобного Иоанна, игумена Раифского, Богописанные
скрижали («Лествицу Рая»), кои передал не
только руководимым от него, но и всем желающим восходить
на небо.
Восходя далее по степеням духовных совершенств, и с
большею ревностию, нежели до принятия начальства над
братиею, он изложил книгу к пастырю, и таким образом
сделался руководителем самых руководителей.
Преподобный представился 80 лет от рождения своего, около
606 года. Память святого Иоанна Лествичника совершается
Церковью 30 марта.
В литургийном Евангелии в воскресный день четвертой
седмицы Великого Поста Церковь к утешению и назиданию
постящихся, Божественным свидетельством утверждая
могущество поста и молитвы, открывшее Иоанну лествицу рая
и возведшее его на высоту духовного совершенства,
благовествует, что дух злобы изгоняется из человека только
молитвою и постом, и вместе предвозвещает приближающуюся
радость воскресения Христова (Мк. 17-31).
Протоиерей Г.С. Дебольский,
«Дни богослужения Православной Церкви» т.
2