Антиохийская

Западный обряд в Североамериканской архиепископии Антиохийского Патриархата

В ХХ веке, впервые за долгое время, Православие стало активно распространяться среди людей, выросших в католицизме или протестантизме, причем имели место случаи, когда целые общины вместе со священниками изъявляли желание перейти в Православие. Вот почему встал вопрос о возможности для таких общин, при неповрежденном исповедании Православия, совершать богослужение по тем обрядам, которые исторически сложились у западных христиан, отчасти восходя еще ко временам до отпадения Рима от Православия.

Серьезное обсуждение этой возможности началось еще в XIX веке, прежде всего благодаря Ю.-Й. Овербеку – английскому католическому священнику, перешедшему в Православие и создавшему редакцию православной службы западного обряда, которая была одобрена специальной комиссией Святейшего Синода и Константинопольским патриархом Иеремией III. Однако первые постоянные православные приходы западного обряда появились только в ХХ веке.

Один из наиболее известных случаев подобного рода имел место во Франции, когда большая община под руководством Луи Шарля Винэра изъявила желание перейти в Православие и обратилась к русским архипастырям. Вопрос рассматривался в Москве, и определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июня 1936 года (Журнал 75) было одобрено употребление западного обряда в зарубежных приходах Московского Патриархата.

Впоследствии эти французские приходы перешли в Русскую Зарубежную Церковь, где пользовались поддержкой святителя Иоанна (Максимовича); затем перешли в Румынскую Церковь, но с 1992 года оказались в расколе.

Вопрос о богослужении по западному обряду сохранял свою актуальность и для других мест, прежде всего для США. Как прежде, так и теперь многие живущие на Западе, обратившись в Православие, приобретают искреннюю любовь к восточному, или византийскому, обряду, но есть и такие, кто желает иметь возможность служить Богу в знакомых литургических формах.

В настоящее время одной из самых миссионерски активных православных юрисдикций в Северной Америке является Североамериканская архиепископия Антиохийской Православной Церкви. Большинство членов здешних общин – американцы, так что неудивительно, что именно в этой архиепископии есть целое благочиние западного обряда, объединяющее 33 прихода со всей страны.
Богослужение по западному обряду стало совершаться в архиепископии с благословения патриарха Александра III, к которому обратился митрополит Антоний (Башир). Сам митрополит Антоний указывал две цели этого начинания: во-первых, создать в Православной Церкви дом для западных людей не-византийского культурного и религиозного происхождения и, во-вторых, свидетельствовать о соборности Православной Церкви ее прихожанам, священникам и богословам византийского обряда.

Первая община западного обряда в Америке появилась в 1961 году.

В архиепископии отмечают, что использование западного обряда помогает миссии среди американцев, облегчая принятие ими Православия. Клирики и паства обоих обрядов имеют друг с другом полное молитвенное и евхаристическое общение благодаря духовному единству в вере и подчинению одному священноначалию.

В целом западный обряд, по сравнению с византийским, более простой и краткий, менее пышный. Сейчас известно несколько вариантов западного обряда, среди которых есть и основанные на древних мессах Римской Церкви (до изменений II Ватиканского Собора), но в Североамериканской архиепископии преимущественно используется литургия святого патриарха Тихона, основанная на англиканской «Книге общей молитвы» («Book of Common Prayer»). Разумеется, в англиканский текст были внесены изменения, главные из которых – устранение filioque из символа веры и добавление эпиклезы (призывания Духа Святого) в евхаристические молитвы. Тайносовершительные формулы полностью совпадают со словами византийской литургии. Кроме того, есть ряд менее принципиальных изменений текста, сделанных для приведения его в большее соответствие с православным учением.

Этот обряд именуется литургией святого патриарха Тихона, потому что именно этот святитель в 1904 году, возглавляя тогда епархию в Америке, начал работу по исправлению текста «Книги общей молитвы», полагая возможным использование его для обратившихся в Православие американцев. Святитель не успел окончить исправление до своего отъезда в Россию в 1907 году, и это сделали уже много десятилетий спустя в Североамериканской архиепископии Антиохийского Патриархата, где начали служить по ней с 1977 года.

Американская «Книга общей молитвы» взята в 1789 году у Шотландской Епископальной Церкви и в некоторых частях восходит, по утверждению священника Джона Коннели, к древней службе преподобного Венедикта Нурсийского.

Небольшая часть приходов архиепископии использует литургию святого Григория (адаптированная в соответствии с православной традицией Тридентская месса, употреблявшаяся в Римско-католической Церкви до II Ватиканского Собора).

Ниже предлагаем текст короткого выступления епископа Вичитского и Среднего Запада Василия, посвященного данному вопросу, которое хорошо показывает современное положение приходов западного обряда в архиепископии.

***

Размышления о западном обряде

Мои размышления начнутся с обращения к моему личному опыту. Дело в том, что до того как я, посещая службы, основательно познакомился с западным обрядом в Православии, я относился к нему с подозрением. Я знал, что исторически и логически он вполне законен, но я не мог поверить, что он может быть подлинным. И это потому, что я не испытал его на опыте.

Но я давно заметил, что духовенство нашей епархии в общем-то не определяет себя в соответствии с обрядом. Я видел, что когда клирики встречаются друг с другом, то нет никаких разделений по признаку обряда, то есть, мол, «ты – западного обряда, а мы – восточного».

Я был свидетелем этому на конференции духовенства Юго-западного благочиния. Во время этой конференции были рукоположены священник и диакон для нового прихода западного обряда. Количество приходов растет, поэтому многие клирики прежде не встречались друг с другом. Некоторые перешли к нам лишь недавно из другого благочиния. Другие, подобно новорукоположенным, которые только что перешли из Епископальной Церкви, были новичками для епархии. Но к концу первого дня собрание было похоже на встречу одноклассников. И это произошло не к концу работы конференции, но в первый же день! И двое новичков сразу были приняты как братья. Это чувство единства в епархии порождается единством веры при разности обряда.

Православные византийского обряда знают, что образ поклонения сам по себе ничего не значит. Нам доводилось видеть храмы [раскольников], которые выглядят, как наши, в которых пахнет, как в наших, и если подойти к причастию в них, то, наверное, оно на вкус, как и у нас. Там звучат такие же песнопения, как и у нас. Но это – не Церковь.

Итак, для православных людей тот факт, что нечто выглядит и пахнет так же, не является сам по себе доказательством чего-либо. Именно в этом смысле наши прихожане восточного обряда относятся с большим расположением к западному обряду. Он выглядит по-другому, там другие облачения, другой запах благовоний, слова и музыка другие – но это Церковь.

Я хорошо помню, как впервые присутствовал на богослужении западного обряда. Это случилось не в одном из наших храмов, а в кафедральном соборе. В тот раз я плакал. Это были не слезы эстетического умиления – я не плачу на концертах; скорее, я плакал потому, что этой красивой и аутентичной традиции грозило вымирание.

Вы – наследники драгоценного сокровища – аутентичных православных обрядов, которые в настоящее время готовят тысячи [людей] для Царства Небесного. Православная Церковь благодарит вас за сохранение этой традиции все эти годы, благодаря чему она может быть восстановлена в своих приходах западного обряда.

Эти слова исходят из глубины моего сердца. Мы знаем, что священники, служащие на приходах западного обряда, их жены и дети многим жертвуют. Это, прежде всего, экономические жертвы, которые могут быть весьма ощутимыми. Мы знаем и ценим это. Но есть и другие жертвы – прерывание связей с родными и близкими. Наши пастыри западного обряда на деле воплощают то, что значит любить Христа более, чем отца и мать, брата и сестру. Ваша жизнь и ваши жертвы – это проповедь для всех нас, кому, по милости Божией, не приходилось всем этим жертвовать.

Мы восхищаемся тем, что вы делаете. Это касается не обряда, а вашего свидетельства истины и тех жертв, которые вы не только готовы приносить, но действительно приносите ради истины.

Всякий раз, когда я присутствую на конференции, посвященной западному обряду, или даже на небольшом приходе западного обряда, кто-нибудь поднимает вопрос о численном росте. Может быть, это удивит вас, но в каком-то смысле я не забочусь о том, растет ли Православие западного обряда. Я не беспокоюсь о росте и численности. Рост и показывающие его цифры – хорошо, потому как означают, что большее число душ спасается в настоящее время. В этом смысле я, конечно, надеюсь, что все придут в познание истины. И в этом смысле я рад, что столь много появилось приходов западного обряда.

Но ценность и подлинность западного обряда не зависят от роста и цифр. Что было бы, если бы по милости Божией только один такой приход сохранился? Если где-то только один приход западного обряда процветает, то и это во славу Божию. Для кого-то из православных он служит домом поклонения Богу в таком литургическом контексте, какой они чувствуют не только удобным, но и аутентичным для себя.

Вера, которую вы держите в сочетании с обрядом, важнее, чем все остальное. Вы знаете это. Это то послание, которые было доведено вами до всех православных. Спасибо вам и Бог да пребудет с вами.

Василий, епископ Вичитский и Среднего Запада
(Североамериканская архиепископия
Антиохийской Православной Церкви)

Подготовил диакон Георгий Максимов

10 августа 2010 года

Трансляция в формате RSS 2.0