Болгарские священники, пострадавшие от коммунистовВ ХХ веке приверженцы безбожной коммунистической идеологии захватили власть во многих традиционно православных странах, и везде это сопровождалось в большей или меньшей степени гонениями против верующих, и прежде всего священнослужителей. Множество новомучеников и исповедников приняли страдания и смерть за Христа, их прославление уже состоялось в Русской, Грузинской, Сербской и Польской Поместных Церквях.
Были и в Болгарии те, кто претерпел тюремное заключение и даже смерть за веру, но в Болгарской Православной Церкви пока не произошло прославления этих страдальцев в лике святых, хотя вопрос об их канонизации в церковных кругах обсуждается[1]. Изучаются их биографии и следственные дела, опубликованы статьи и книги, посвященные их подвигу.
Приведем краткие сведения о страданиях некоторых болгарских священников, жизнеописания которых уже опубликованы. В них можно видеть тот же пример стойкости, мужества и верности Христу, который виден в житиях новомучеников и исповедников Российских.
Священник Иоанн Русинов был арестован 23 декабря 1944 года коммунистами-партизанами в числе других «ненадежных» жителей села. Как предполагается, причиной ареста стала личная ненависть, вызванная тем, что священник отказался венчать одного из партизан, поскольку имелись канонические препятствия к этому. По свидетельству очевидца, «ни вздоха, ни стона не вырвалось из уст отца Иоанна. Принуждали его отречься от Господа, но он не отрекся». Безбожники, выколов священнику глаза, забили его до смерти[2].
Священника Ангела Хубанчева арестовали 10 ноября 1944 года в числе других жителей Разграда по нелепому обвинению в том, что будто бы он «в разное время с 1941 по 1944 годы распространял на молебнах, проповедях и выступлениях фашистские идеи». В течение нескольких месяцев продолжалось следствие, в ходе которого его шесть раз избивали до полусмерти, с позором возили через город в телеге, повесив на грудь табличку «Иуда». Но отец Ангел принимал унижения с достоинством, поддерживал других заключенных молитвами и песнопениями; иногда ему удавалось вместе с другими арестованными священниками совершить службу.
13 марта 1945 года отец Ангел был приговорен Русенским областным судом к расстрелу. Когда его везли в грузовике по городу, рядом шли группы пропагандистов, скандировавших: «Смерть! Смерть!» Отец Ангел молча благословлял их. Поздно вечером того же дня он был казнен вместе с двенадцатью другими приговоренными. Перед расстрелом их заставили выкопать себе общую могилу.
При последнем свидании с родственниками отец Ангел сказал: «Я умираю невиновным, не печальтесь обо мне! Умираю во имя Христа!»
В прощальном письме, написанном жене за день до расстрела, он писал: «Меня казнят в субботу. Трудно тебе будет найти могилу мою. Не жди со мной встречи здесь, на земле. В этом мире ты больше не увидишь меня. Я буду ждать тебя выше, на небесах. Позаботься о детях… воспитывай их, учи добру и вере в Бога… Я полон желания жить, но увы… Каждый вечер целуй Здравко и Антония за меня. Заботься о том, чтобы воспитать в них как можно больше любви к себе, а меня они и так не забудут… Прими с миром и спокойствием мой привет… Молю Бога, да даст тебе силы и разумения руководить и управлять моим домом, как подобает истинной матери. Будь терпелива! Будь бодра! Я невиновен! Твердо вынес все. Не думай, что я страдаю за дурное… Милые детки, не забывайте вашего папу, который вас очень любил и в конце много о вас плакал. Молитесь за меня. Будьте добрыми и учитесь добру. В Боге – наше вечное спасение. Всегда веруйте в Него. Заканчиваю жизнь свою, чтобы начать новую во Христе… Остаюсь невинным перед законом, по которому меня судят, виновен только пред Богом. Господи, прости меня!»[4]
Священник Борис Велканов был убит партизанами 9 сентября 1944 года. Его дочь Марию в тот день предупредили, что отца ее арестуют. Она сообщила ему, но отец Борис остался невозмутим. Вечером к нему явились трое человек и арестовали его. При аресте священник сказал, что не боится идти с ними, поскольку знает, что ни в чем не виновен. Его отвели в участок и ночью жестоко убили. Уже после смерти, в 1945 году, суд приговорил отца Бориса к смертной казни как «предателя» и «полицейского доносчика»[6].
Священник Александр Дянков, по свидетельству близких, презирал политику, никогда не высказывался на политические темы и против коммунистов. Лично расквартировывал русские части в городе и принял многих солдат в своем доме. Еще до установления коммунистической власти отец Александр спас одну девушку, схваченную за членство в коммунистической молодежной организации. Однако в марте 1945 года его судили, обвиняя в сотрудничестве с фашистским режимом. Спасенная им девушка на суде свидетельствовала против него, говоря, что священник освободил ее только ради того, чтобы она могла заступиться за него, если коммунисты придут к власти.
Отец Александр защищался в суде сам, без адвоката, и сказал, что он знал многих коммунистов, занимавших ключевое положение в городской партийной организации, и ни одного из них не выдал; и после этого для чего ему было просить о заступничестве простую девушку, когда он имел право обратиться с такой просьбой к любому из них. «Но я этого не делал», – засвидетельствовал он. После этих слов девушка расплакалась и прямо в суде сказала: «Прости меня, отче; меня запугали и принудили свидетельствовать против тебя». Несмотря на это, суд приговорил отца Александра к пожизненному заключению и конфискации трети имущества. Обвиняли его в том, что он будто бы раскрыл законспирированную организацию в гимназии, где преподавал, и это стало причиной убийства Б. Манова; а также в том, что «преследовал всякую свободную мысль молодежи».
В тюрьме отец Александр претерпел множество мучений, побоев и издевательств (у него выдергивали бороду, прыгали ему на грудь). Но это не сломило его, он молился и в камере, писал стихи. Жена его и дети в это время остались без средств к существованию и выжили только благодаря тому, что по ночам верующие носили им пищу. После семи лет заключения в 1952 году он был досрочно освобожден из тюрьмы и сослан в село Стожер, где вскоре скончался[7].
Непосредственным поводом к его аресту послужило письмо, написанное отцом Макарием автору антихристианской статьи, опубликованной в центральной газете «Правда». В этом письме священник писал: «Ты, Босев, изменник святой нашей Церкви, смотри, если имеешь очи. Велик тот камень, который ты пытаешься опрокинуть. Этого не смогли сделать даже нероны, диоклетианы, окаянный Юлиан и другие. Все написанное тобой в газете “Правда” в № 6 от 14 января 1958 года смешно и отвратительно, ибо муравьишка попытался опрокинуть огромного вола. Христианская религия насчитывает 20 веков борьбы и торжества. Монархии исчезали, империи и республики погибали, но мы видим, что на их развалинах христианство оставалось со всей своей благодатной силой. Ты, Босев, будучи земным и временным, таковым и останешься. А Вечный Христос вечным и останется, как бы ты ни смеялся и ни ругался».
По решению Софийского народного суда от 24 июля 1958 года священник был приговорен к расстрелу по обвинению в том, что будто бы являлся участником группы, которая поставила целью свержение коммунистической власти в Болгарии посредством переворота и террористических действий. В качестве доказательства было принято поддельное письмо с угрозами, якобы написанное священником, – несмотря на то, что почерк, которым написано письмо, был не похож на почерк отца Макария. В Софийской тюрьме отца Макария пытались отравить.
По ходатайству патриарха Болгарского Кирилла смертный приговор заменили на пожизненное заключение, и отец Макарий был отправлен в лагерь. В 1964 году он неожиданно попал под амнистию и стал служить на приходе в городе Рила. Но и после освобождения он продолжил противостоять атеистической пропаганде и даже написал брошюру «Есть Бог». На его жизнь дважды покушались. Скончался отец Макарий 9 сентября 1988 года[8].
Священник Цветан Диковски 20 октября 1944 года отправился в милицию, чтобы узнать, куда делись исчезнувшие священники из села Борован. Однако он сам был арестован. В течение нескольких дней его нещадно избивали, пытаясь добиться признаний в антикоммунистических действиях, которых он не совершал. Пределом издевательства было следующее: палачи взбирались на лестницу и оттуда прыгали ему на грудь. Было сфабриковано дело о «фашистской организации, намеревавшейся уничтожить партийных руководителей в Бяла Слатина». В мнимую организацию был включен и отец Цветан. 13 марта 1945 года он был осужден на три года тюрьмы. Он провел в заключении два года, потом был помилован и вернулся к священнослужению на своем приходе. Из-за перенесенных побоев здоровье отца Цветана было сильно подорвано, и он умер в 1954 году 49 лет от роду[9].
Отбывая наказание в тюрьме города Лом, священник подвергался жестоким пыткам. Каждый день охранники выводили его к начальству, где его жестоко избивали, а однажды пытали током. 1 сентября 1951 года он был переведен в лагерь в Белене.
В феврале 1952 года отца Григория освободили по амнистии. Домой он пришел в состоянии крайнего истощения, но, поправив здоровье, вновь вернулся к священнослужению.
В 1958 году он был вторично арестован. На следствии против него давал показания священник, оговоривший еще двоих клириков. Отца Григория обвиняли в том, что он поддерживал антикоммунистические выступления в Венгрии, проповедовал империалистическую идеологию и агитировал народ за то, чтобы выходить из кооператива. Отвечая на это, отец Григорий сказал: «Я признаю, что допускал высказывания, не согласующиеся с мнением властей… В современных условиях марксизм не может быть применим так, как они хотят. Марксизм я воспринимаю как цельное мировоззрение, направленное на то, чтобы истреблять веру в человеке. Тогда как капитализм дозволяет человеческой личности держаться христианского учения, так что человек живет уже не только с проблемами экономики, но и с потребностями духа, а именно с верой в Господа» (из протокола допроса).
В этот раз отца Григория осудили на 17 лет лишения свободы, из которых он отсидел четыре и в 1962 году был освобожден по амнистии. Он вернулся к священнослужению в своем родном городе Лом и служил до 1967 года, когда вышел на пенсию. До самой своей смерти, которая последовала в 1979 году, он верил, что коммунизм падет, и на каждый новый год поднимал тост за то, чтобы он стал последним для партийной власти[11].
Священник Иоанн Тодоров был арестован 13 октября 1944 года. По свидетельству человека, который был заключен в том же месте, «отец Иоанн был избит, в очень тяжелом состоянии. Издеваясь, они нарисовали столб на стене и заставляли его забираться на него». Затем, в числе других избитых людей, отца Иоанна закопали живьем. 16 апреля 1945 года в Плевене состоялся суд, который в числе других убитых приговорил его к смертной казни.
Еще до этих событий родные предчувствовали, что ему грозит опасность, и предлагали ему бежать в Румынию. Но отец Иоанн отказался, сказав, что не может жить без своей паствы и без своей церкви[12].
Игумен Рыльского монастыря архимандрит Калистрат (Наков) был арестован 29 июля 1948 года по обвинению в том, что совершал панихиды на могиле царя Бориса III, обличал смертные приговоры, выносимые коммунистической властью, выступал против национализации монастырского имущества. Во время следствия его подвергали непрерывным допросам, морили голодом. 29 июня 1949 года состоялся суд, который постановил: десять дет тюрьмы, огромный штраф и 15 лет лишения гражданских прав. В 1952 году отец Калистрат был помилован и отправлен в ссылку в Бачковский монастырь, где и скончался от пневмонии 23 января 1959 года[13] .
[1] К слову сказать, болгарские католические священники, казненные в 1952 году: Камен Вичев, Павел Джиджов и Иосафат Шишков, – были объявлены блаженными папой Иоанном-Павлом II во время посещения им Болгарии в 2002 г. [2] Николов Мартин. Дни на падение – изборът на двама Божии служители във времена на изпитания // Църковен вестник. 2004. № 13. [3] Николов Мартин. Мъченичество и оправдание... // Църковен вестник. 2003. № 11. [4] Макавеева Милена. Живот в името на Христа // http://www.dveri.bg/content/view/10989/1 [5] Николов Мартин. Свещеник Петър Дивизиев от гр. Разлог // Църковен вестник. 2004. № 23. [6] Николов Мартин. Неправедният съд на омразата // Църковен вестник. 2003. № 22. [7] Николов Мартин. Белослатинският пастир // Църковен вестник. 2003. № 14. [8] Николов Мартин. Страдалец за вяра и съвест // Църковен вестник. 2004. № 2. [9] Диковски Цветан. Един свещенослужител пред «народния» съд // http://www.pravoslavie.bg [10] Николов Мартин. Тъжното село Тъжа // Църковен вестник. 2003. № 7. [11] Николов Мартин. Свещеник Григорий Попалександров – чловек на духа // Църковен вестник. 2004. № 10. [12] Николов Мартин. Клеветата // Църковен вестник. 2003. № 5. [13] Николов Мартин. Архимандрит Калистрат Наков, игумен на Рилския манастир // Църковен вестник. 2002. № 23. |
Также в этом разделе
|