|
Харун ар-Рашид |
О житиях древних святых Антиохийской
Православной Церкви мало известно, поскольку многие из
них были преданы забвению, и лишь сравнительно недавно
сокровища православного наследия на арабском языке
стали вновь доступны для изучения. Среди этих святых
особое место занимает святой мученик Антоний-Равах,
живший в конце VIII века в Дамаске. Он был знатным
арабом-мусульманином из племени курайш, из которого
происходил и основатель ислама Мухаммед. Благодаря чуду
обратившись в христианство, он принял крещение, а затем
и монашество с именем Антоний. Его история стала столь
известной, что сам халиф вызвал его к себе и после
короткого собеседования о вере приказал казнить –
это случилось 25 декабря 799 года.
Его младший современник, епископ Харрана Феодор Абу Курра
(† 830), знаменитый православный богослов и
полемист того времени, писал в своей «Книге о
иконах»: «В наше время жил один хорошо
известный мученик. Он был родом из знатной мусульманской
семьи, и многие знают о его истории. Пусть вспомнит он о
нас в молитвах ко Христу! Звали его Антоний. Он
рассказывал, что стал христианином из-за чуда, которое
видел от иконы святого мученика Феодора».
Пересказываемая из уст в уста и обрастающая новыми
подробностями история святого Антония дошла до
преподобного Григория Декаполита († 842), который
записал ее как «Историческое сказание, весьма
полезное и сладчайшее для всех, о видении, которое видел
сарацин, уверовал [и стал] мучеником за Господа нашего
Иисуса Христа». Были и другие жития мученика
Антония, авторы которых неизвестны. Предлагаем перевод
одного из них .
Во имя Бога единого, Отца, Сына и Святого Духа.
Сказание о святом Антонии, который стал мучеником в городе
Ракка во дни [халифа] Харуна ар-Рашида.
|
Св. Феодор Тирон |
В те времена жил в Дамаске один знатный
человек по имени Равах, он обитал в районе Найраб,
недалеко от монастыря, посвященного святому мученику
Феодору [Тирону]. Сей Равах, происходивший из
[арабского] племени курайш, часто приходил в церковь и
дерзко похищал святые дары и ел их, разрывал
напрестольные облачения, сбрасывал кресты со своих мест
и причинял много бед священнику и тем, кто прислуживал
за богослужением в церкви святого Феодора. Дом его был
обращен в сторону храма, и он следил за всем, что
делали христиане, приходившие в воскресный день.
Как-то раз после завершения службы священник закрыл
алтарь, опустил завесу, запер двери церкви на замок и
пошел к себе [домой]. А курайшит, подойдя, заглянул [через
окно] в алтарь и увидел висящую [внутри] икону святого
Феодора, [изображенного] верхом на коне и с копьем в руке
пронзающим главу огромного змия. Увидев этот образ,
курайшит взял лук, натянул его и выпустил стрелу, целясь в
икону святого. Но вдруг стрела, [развернувшись], вернулась
назад и пронзила руку Раваха, так что наконечник вышел с
тыльной стороны ладони. При виде такого чуда Равах
ужаснулся и вскрикнул. С усилием выдернул он стрелу из
руки и лишился от резкой боли чувств.
Об этом [происшествии] Равах не рассказал никому. Спустя
какое-то время наступил день памяти святого мученика
Феодора, и в церковь собрались [на праздник] епископ,
священники и множество жителей Дамаска. Когда началась
Божественная служба, Равах, как обычно, сидел на своем
месте, наблюдая за молящимися, за красотой богослужебного
чина, слушая прекрасные голоса [певчих].
И тут [во время великого входа] он увидел [несомую] на
дискосе жертву в виде агнца, стоящего на коленях, который
был белее снега, а над ним [увидел] парящего белого
голубя. [Так продолжалось] до тех пор, пока
священнослужители не подошли к алтарю. Когда дискос с
жертвой и с чашей был поставлен на престол, голубь
поднялся и летал над головами священников, которые славили
и воспевали Бога. [Затем] наступило время [их] причастия.
[Равах] увидел, как агнец был разделен на части и как
священники подходили и получали по кусочку [плоти] из рук
епископа.
|
Св. Феодор Тирон |
Равах сильно удивился [увиденному] и помыслил в душе
своей: «Слава Богу! Велика вера христиан, подлинно
– это вера благородная и истинная». Когда люди
причастились, он увидел на дискосе, который диакон поднял
над головой, что агнец стал целым, как вначале, и голубь
парил над ним. И [Равах] был весьма поражен этим. Он
быстро спустился со своего места и подбежал к дверям
храма, из которых выходили люди по окончании службы. Равах
громко сказал священникам и народу: «Христиане,
сегодня я увидел великое чудо вашей религии: если ранее я
видел, что вы, [как мне казалось], причащаетесь вином и
хлебом, то сегодня я видел, что вы принимаете куски плоти
и пьете из чаши нечто похожее на кровь! Я потрясен!
Поистине велика и благородна ваша религия!»
Священники и [оказавшиеся там] прихожане, услышав эти
слова, возблагодарили Христа Спасителя, Который сделал
видимым Свое таинство, и вышли с огромной радостью,
рассказывая друг другу о том, что поведал им курайшит
Равах.
Наступила ночь, но курайшит долго не мог заснуть,
размышляя о том [чуде], которое видел своими глазами. А в
час крика [первых] петухов ему явился святой Феодор,
сидящий верхом на лошади, в доспехах и с оружием. Он,
разбудив [Раваха], громко сказал ему: «Своими делами
ты прогневал меня: ты осквернял мой алтарь, ты стрелял в
мой образ, ты [бесчинно] вкушал [плоть] моего Отца и
Господа, ты рвал облачение на моем престоле, ты насмехался
над служителями моего храма. Перемени же отныне свои
взгляды и крепко уверуй во Христа, оставь беззаконие и
обратись к [подлинной] жизни и спасению».
После этих слов святой мученик исчез, а Равах с трепетом
размышлял об этом до [позднего] утра. Возгорелась в сердце
его вера в Господа нашего Иисуса Христа. Утром он сел на
коня, взял немного денег и, оставив все прочее, отправился
в место, называемое Кусвах, – оно расположено в
десяти милях от Дамаска. И это случилось по Промыслу
Христову, так как здесь Равах встретил паломников,
направлявшихся в Иерусалим, и пошел с ними. Прибыв в [эти]
благословенные места, [Равах] пришел к святейшему Илии,
патриарху [Иерусалимскому], и рассказал ему про все, что
видел [в храме], и о явлении мученика, и о его словах.
Выслушав его, патриарх возблагодарил Христа и сказал:
«Знай, чадо, что величественны таинства Христовы, и
Он открывает их тому, кого любит. Чего желаешь ты,
чадо?» [Равах] сказал: «Хочу, чтобы ты меня
крестил». Патриарх ответил: «Я не могу сделать
этого из опасения перед властями. Однако отправляйся
вместе с людьми на реку Иордан, и Господь Иисус Христос
поможет тебе. Кто-нибудь тебя окрестит тайно».
После этих слов [патриарха Равах] взял у него
благословение и сразу направился к Иордану. Пройдя
половину пути, он достиг монастыря Пресвятой Богородицы,
[называемого также] Хозиб, и так как наступил [уже] вечер,
он и остановился на ночлег в храме. А ночью явилась ему
Матерь Света – Дева Мария, стала у его изголовья и
разбудила [Раваха]. И увидел он Совершеннейшую из жен,
облаченную в пурпур, и с Нею была еще одна жена, одетая в
белое. [Богородица] взяла Раваха за руку и сказала:
«Не печалься, Я с тобой».
Утром [Равах] помолился у святого храма; с великой
радостью продолжил свой путь, [и ехал], пока не достиг
Мертвого моря. Там он искал епископа монастыря Хор, и ему
ответили, что тот в монастыре святого Иоанна Крестителя. И
он отправился дальше, пока не достиг у реки Иордан места,
где крестился Господь наш Иисус Христос. Здесь [курайшит]
увидел двух монахов, шедших по берегу.
Равах поспешил к ним с просьбой крестить его во имя Отца,
Сына и Святого Духа. Они согласились и сказали:
«Сними одежды свои и войди в воду». Тот день
был очень холодный, но он сделал это с великой радостью и
ликованием. И когда [после крещения] он вышел из воды, они
осенили его крестным знамением и пригласили в свой
монастырь, [стоявший] на берегу реки, приняли его с
[большим] гостеприимством и почетом. [Пожив с ними], он
изъявил желание стать монахом, и они постригли его в
монашество и сказали: «Отныне твое имя
Антоний». Они облекли его в святую схиму и отпустили
с миром Христовым. Сей благословенный [муж] вернулся в
Дамаск, желая показаться своему народу и своим родным в
монашеском одеянии.
Когда они увидели его, то изумились и спросили: «Что
ты сделал с собою, и что это за одежда на тебе?» Он
ответил: «Я христианин, верующий в Господа моего
Иисуса Христа. Чего же вы хотите?» Тогда они
принялись убеждать его и спорили с ним весь день, но так и
не смогли отвратить от веры во Христа. [Увидев свою
неудачу], они силой повели его на рынок Дамаска и привели
к судье.
[К тому времени], когда судья увидел его, [уже целая]
толпа мусульман и других [жителей] следовала за ним.
[Судья] сказал: «Горе тебе, Равах! Почему ты оставил
веру, в которой родился, презрел свое благородное
происхождение и стал неверным христианином?» Святой
Антоний ответил ему: «Все это – из-за согласия
принять моего Господа Иисуса Христа. Делай со мною, что
хочешь». Услышав такое, судья приказал избить
[святого] и бросить его в тюрьму, что и было исполнено.
Семь месяцев прожил Антоний в заключении, а затем его
поместили в темницу, бросив в одно место с эфиопами,
ворами и грабителями. Здесь он провел 17 дней, не видя
света.
А после 17 ночей вдруг воссиял во тьме свет, который
осветил всю темницу, и раздался голос, сказавший:
«Не бойся, Антоний, тебя ожидает [один] венец с
мучениками и праведниками». Другие заключенные
видели этот свет и рассказали надзирателю, а тот пошел и
сообщил судье. Когда судья услышал об этом, то удивился и
повелел вывести [Антония] из темницы и посадить в тюрьму с
подобными ему [по знатности] курайшитами и арабами. Те
беспокоили его спорами, насмехались над его словами и
ругали за [принятие] христианской веры. Но Христос помогал
[мученику] и вкладывал в его ум доводы против их нападок.
Наступила ночь, и перед рассветом [Антоний] увидел двух
облаченных в белое старцев, один из которых держал
светильник со множеством ламп, горевших без масла, а
другой держал венец. И [сей старец] возложил венец на
главу мученика. Святой весьма возрадовался такому видению.
А когда рассвело, судья приказал вывести его [из тюрьмы] и
перевезти в город Халеб; оттуда его переправили к Евфрату,
а затем в Ракку. Здесь [Антония] передали правителю по
имени Хартама, который запер его в очень тесной камере
городской тюрьмы.
Весть об этом деле дошла до [халифа] Харуна ар-Рашида,
который приказал освободить его от цепей и привести к
нему. Когда Харун ар-Рашид увидел [Антония], то сказал:
«Горе тебе, благородный Равах! Что заставило тебя
сделать с собою то, что ты сделал? И что это за одежда на
тебе? Может быть, тебе нужны динары? Я улучшу твое
положение, и ты будешь изобиловать благами. Откажись от
этого образа мыслей и не заблуждайся».
Блаженный ответил: «Нет, поистине меня не ввели в
заблуждение, ибо я уверовал и познал Господа Иисуса
Христа, пришедшего в мир; Он – свет и спасение для
каждого, кто ищет [Его] и жаждет Его благосклонности.
Теперь я – христианин, верующий в Отца, Сына и
Святого Духа».
Как только ар-Рашид услышал эти слова, он приказал
отрубить ему голову.
Святой же сказал [халифу]: «Поистине сегодня ты
исполнил мое желание, поскольку я троекратно согрешил пред
Господом и, полагаю, от этих грехов очищусь только через
отсечение моей головы». Ар-Рашид спросил: «Что
же это за три греха?»
Антоний ответил: «Первый грех – то, что я,
когда был язычником, молился в Каабе, в Запретной Мечети,
которая справедливо называется так, потому что посещение
ее запрещено Богом для тех, кто верит во Христа. Второй
грех – то, что закалал жертв в День
жертвоприношения. А третий грех – то, что я ходил в
походы против византийцев и убивал верующих в Господа
моего Иисуса Христа. Так что, надеюсь, Бог простит мне
[все] это после отсечения моей головы и крестит меня моей
кровью».
После этих слов по приказу халифа ему отрубили голову
из-за веры в Господа нашего Иисуса Христа. Тело [мученика]
повесили на берегу Евфрата, и [халиф] велел стеречь его,
не допуская, чтобы какой-либо христианин приближался к
нему. И стражники видели каждую ночь огонь и столп света,
сходящий с неба на тело [святого Антония], и весьма
дивились, и уверовало во Христа множество народа из тех,
кто видел это видение.
Тогда [Харун ар-Рашид] приказал снять тело и похоронить
недалеко от Евфрата, в месте, называемом «Монастырь
оливковых деревьев». Мученичество святого Антония
произошло в день Рождества [Христова], после окончания
литургии, в год 183-й эпохи правления арабов.
Да помилует нас Господь и Бог наш молитвами святого
Антония и да подаст нам терпения.
Мученичество святого Антония-Раваха
12:29
самое интересное, что Мухаммед себя тоже считал и называл последователем Христа, другое дело, что христианское учение он понимал и трактовал по своему. так что вопрос с тем, в какой мере мусульмане являются христианами остается открытым и зависит от слов и дел каждого мусульманина, его сознательного или несознательного следования путем Христовым. Господи, помилуй нас грешных!
23:01
Прекрасно! Отличный пример для упёртых мусульман.